Тема лишнего человека в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Достоевского

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:02, доклад

Описание работы

«Лишний человек» — социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно - дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела..

Работа содержит 1 файл

Лишний человек.doc

— 50.50 Кб (Скачать)


«Лишний человек» — социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно - дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела..

 

Назовем теперь тематические признаки нашего героя - "лишнего человека". Чаще всего это почти юное создание. Долгожителем здесь будет разве что Дмитрий Рудин, да и то жизнь его в зрелом возрасте дана лишь наброском. Это герой, безусловно, бессемейный (в т.ч. неблагополучны отношения с родителями), да и несчастный в любви. Положение в обществе его - маргинально (неустойчиво, содержит смещения и противоречия): он всегда хоть какой-то стороной связан с дворянством, но - уже в период упадка, о славе и богатстве - скорее память, нет сословной деятельности, помещен в среду, так или иначе ему чуждую: более высокое или низкое окружение, мотив отчуждения, не всегда сразу лежащий на поверхности. Герой в меру образован, но это образование или незавершенное, или несистематическое, или невостребованное и даже забытое; словом, это не глубокий мыслитель, не ученый, но человек со "способностью суждения", делать скорые, но незрелые заключения. Очень важен кризис религиозности, но - сохранение памяти о религиозных понятиях, часто борьба с церковностью, но и скрытая неуверенность, привычка к имени Божьему. Всегда некоторая претензия быть судьей и даже вождем своих ближних; оттенок ненависти обязателен. Часто - дар красноречия, умения в письме, ведение записок или даже писание стихов. Развитый внутренний мир, лихорадочный и населенный химерами, который, однако, при общем хаосе становится "убежищем" героя в противовес конфликтам в отношениях с ближними

Для описания стереотипа возьмем не первопроходца темы, но характер, давший теме ее имя: Чулкатурин из повести И.С.Тургенева "Дневник лишнего человека". Это молодой человек, который рассуждает о себе так, как не рассуждают ни Онегин, ни Печорин: "Лишний, лишний... Отличное это я придумал слово" (9, 5, 185). Но внешне "лишний" не будет выродком или отщепенцем, это вполне заурядная судьба: "Родительский дом, университет, служение в низких чинах" (там же); более того - судьба, почти заоблачная для "маленького человека". Герой "вписан" в общественную жизнь, как пытался вписать Герцен Онегина или Печорина.

       Поэтому дело не в общественном положении, а во внутреннем убеждении героя. Стержень этого убеждения - мысль о смерти, беспросветной, нехристианской, уничтожающей смерти: "Смерть мне тогда заглянула в лицо и заметила меня" (там же, 183),- скажет Чулкатурин о смерти своего отца, и этот мотив будет определяющим для него, когда каждый шаг, особенно каждую неудачу, он возводит к мысли о смерти. Собственно и ведет он свой дневник накануне смерти, он весь во власти болезни. Заметим, это позиция уже вызревшего героя нашей темы. Исток же этого переживания несколько иной: или жизнь такая, какой она мне кажется, или - смерть, "лишнее". Тургенев подчеркнет, что это вовсе не романтический, тоже по-своему категоричный тон, это удел натуры, внутренне безвольной и неглубокой: Чулкатурин наделен разумом, но - несмелым и неразвитым; самолюбием, но - капризным и робким; верой, но - достаточно смутной и внешней, "церковной". Это образ маргинального героя, который и не рад жизни, и хочет чего-то большего, и винит во всем сначала жизнь, а потом свое неумение жить. Ключевой момент: принять этот удел Чулкатурин не желает и буквально выталкивает себя из жизни: только "уничтожаясь, я перестаю быть лишним" (там же, 230). В противоположность Чулкатурину, Тургенев вывел еще более неумелого и неразвитого героя - Бизьменкова, который, однако, способен и в своей судьбе найти смысл, быть самим собою, как бы это ни было непривлекательно. Тургенев показывает, что принять жизнь - много значит для человека, это мудрость не столько личная, сколько бытийная, которая, кстати, спасает и поддерживает многих заурядных, "маленьких" героев литературы (ср.: "Отец был Акакий, пусть же и сын будет тоже Акакий" у Гоголя, "Где родились, жили век, тут надо и помереть" - Пшеницына из "Обломова" и др.). Для характера "лишнего человека" будет определяющим нежелание принять свою судьбу и одновременно, в отличие от бунтарского характера, неспособность (а не невозможность!) ее преодолеть, причем требования идеала будут неотчетливыми, но категоричными (этот парадокс - лишь видимое противоречие: не понимаю себя, не понимаю жизнь, но хочу, чтоб жизнь была вот эдакой). Так, Чулкатурин все свои записи сводит к эпизоду, когда он "влюбился страстно", но он же считает "любовь - болезнью. Разве человеку свойственно любить?" (там же, 198). Поэтому любовь его лишена всякого ясного стремления, кроме ощущения, что "сердце у меня неприятно сжималось"(там же): здесь нет ни страсти обладания, ни желания, ни восхищения и т.д. (ср. в любви Онегина, Печорина, Обломова). Сам образ Лизы остается непонятным для Чулкатурина и даже не особенно привлекательным. Отчетлива для него только ревность к "не - лишнему" герою, князю, которого он без основания вызывает на дуэль, где держит себя малодушно, а потом жалеет, что не был убит. Это был бы более завидный удел, ради яркого и таинственного ухода "лишний человек" готов пожертвовать своей жизнью, а так - остаются Чулкатурину бесконечные воспоминания, монотонный приговор себе - "лишний", естественно - болезнь и все та же неизбежная, но бесцветная смерть.

     Мы потому и остановились на не самой известной и лучшей повести И.С.Тургенева столь подробно, что здесь - алгоритм "лишнего человека" в завершенном, вызревшем состоянии, потому-то он и получает здесь, повторим, свое имя. Итак, алгоритм "лишнего человека", во-первых, сосредоточен не в рамках "быть в обществе - не быть в обществе", а в сугубо внутренних рамках мироощущения. Мотив "ЛЧ" – требовательно ждать от жизни чего-то неоправданного, чрезмерного, но часто неясного самому герою, а не получив "игрушку", – отказаться от жизни вовсе. Увлечение смыслом, значением жизни без удовлетворения своего неразвитого "Я" - невозможно в силу этой же самой неразвитости. Проще отвергнуть христианский мотив, чем его принять: именно "моя" птица и упадет "без воли Отца нашего". Оговоримся, что этот мотив проходит определенное созревание, а не появляется уже готовым в литературе, а главное - в повести Тургенева именно выходит на поверхность, хотя и прежде существовал без открытых деклараций и иногда без некоторых, хотя и сугубо внешних компонентов. Так, мотив смерти - это пик развития темы, но поначалу герою было достаточно просто картинно удалиться, неизвестно куда исчезнуть, разорвать все отношения и т.д.

 

Онегин — "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ; "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра,

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью" , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", Потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

 

Герой нашего времени” - первый реалистический социально-психологический роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой”.

Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характера этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александровича Печорина, пояснив, что “Герой нашего времени” - это портрет, составленный из пороков всего... поколения, в полном их развитии”, поколения тридцатых годов XIX века.

    Печорин - дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было достать за деньги. Впервые в русской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя.    Главное противоречие натуры Печорина - в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

    Автор помещает героя в различные среды, но везде он оказывается одинок, не в силах применить свои силы, оказаться нужным кому-нибудь, найти цель в жизни.   Герой романа признается: “Во мне душа испорчена светом”. Попав на Кавказ, он надеется, что “скука не живет под чеченскими пулями”. Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится “любить весь мир”, но оказывается одинок.

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те причины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем людям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нравственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, применения своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин - лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

 

Однако важнее все-таки другое: "лишний человек" - это нецельная и во многом обедненная личность. И Чацкий поразительно монотонен и однообразен, для него обличения ближнего - единственное поприще, разъедающее все остальные и без того не многочисленные занятия Чацкого. Для него закрыта глубина мира, он удивительно для своего времени отчужден от идеи Бога, от видения природы, а весь сосредоточен на своей желчи

Поверхностность, неразвитость сознания, но не глупость - это уже свойства "лишнего человека". София - безусловный и главный антагонист Чацкого в комедии, кстати, имя ее вполне говорящее, как и у других героев: София - христианская Премудрость, и она всерьез будет искать глубину жизни и следовать христианской добродетели в меру своих сил. Не потому ли Чацкий высмеивает ее именно так: "Лицо святейшей богомолки" (5, 46). Это неприемлемо для Чацкого, имя Бога звучит в его речах часто, но всегда суетно, корыстно или даже кощунственно.

"Лишний человек" - явление кризиса в обществе; опять-таки мудро заметил Гончаров, что каждая эпоха в период кризиса вызывает тень Чацкого: героя терзает одновременно отвращение к обществу и теснейшая с ним связь. Чацкий - вполне "представитель фамусовского общества", основа его характера - фамусовская, но это одно из первых, легких звеньев его распада. Так, он обличает крепостничество, но идет горячий спор, сколькими душами владел он сам - 300 или 400? - Фраза "управляет оплошно имением" отнюдь не значит, что он, скажем, отпустил крестьян, как это делали задолго до времени действия комедии

Итак, сделаем предварительное обобщение. Чацкий - один из первых ярких героев темы "лишнего человека". В этом образе сочетаются как неприятие его ближними и его собственное противопоставление себя миру, так и внутренняя опустошенность, хотя и прикрытая броским жестом. Сочетание этих условий и делает Чацкого лишним, уходящим от Фамусова в какое-то небытие. Одного первого условия явно недостаточно для грибоедовского героя: в конце концов тогда и самого Христа, отвергнутого в своем отечестве, можно было бы назвать "лишним", как и показано в иудейском сознании. В конфликт с миром, с обществом закономерно вступает и глубоко содержательный герой. "Лишним" же героя делает собственная неустроенность, незрелость и столь логичное тогда категоричное требование своего авторитета среди ближних. "Лишний человек" нетерпелив, всегда резко и порой неожиданно устремляется к развязке, к уходу. "Уход" - это единственный содержательный акт "лишнего человека". Таков первый, и самый распространенный тип в ряду наших героев, которые не повторяют друг друга, а развивают тематическую линию. Надо оговориться и по поводу некоторой оценочности самого выражения "лишний человек": для литературной темы это вовсе не обвинение, хотя и вовсе не добродетель, это лишь явление, которое мы вольны оценивать как угодно. Не быть лишним - тоже не великое достижение и не похвала герою (иначе бы Загорецкий стоял выше Чацкого), речь идет только о характере судеб, а не о житейских оценках. Более того, без определенной привлекательности (чаще всего, правда, или ложно понятой, или являющейся "маской") не существует образ "ЛЧ". Потому и в Чацком - на поверхности полнота жизни, по существу - пустота, одиночество, предвкушение ухода. "Карету мне, карету!" И, кажется, комедийность такого, внешне трагического характера может быть понята только в христианском ключе: "смешно" быть лишним в Христовом мире.



Информация о работе Тема лишнего человека в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Достоевского