Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:26, реферат

Описание работы

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Однако человек не только объект и субъект социализации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….2
I. Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе XIX века…………....3
1. Н. В Гоголя «Шинель»……………………………………………………………….......3
2. Ф.М. Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»…………………...4
3. М. Горький «На дне»…………………………………………………………………......6
II. Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе XX века…………....7
1. М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина»…………………………………....7
2. А. И. Солженицын. « Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»……...…...9
Заключение…………………………………………………………………………………....11
Список используемой литературы…………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Человек-жертва в русской литературе.docx

— 36.66 Кб (Скачать)

     Горький обращает внимание читателя на то, что в нашей жизни не хватает сочувствия и тепла. Он призывает помогать ближнему, а ведь это важно для любого человека. Писатель утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может. Именно поэтому каждое действие пьесы заканчивается смертью одного из обитателей ночлежки. Эта разнообразная цепь смертей (от естественной до убийства) становится также символом трагедии такой жизни.

II. Тема «человек-жертва» в русской литературе XX века.

1.  М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина».

    Много произведений написано о жертвах насильственной коллективизации в России. О трагедии российского крестьянина рассказали нам книги С. Залыгина «На Иртыше», «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Пара гнедых» В. Тендрякова, «Облава» В. Быкова и другие.

    В творчестве Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого автора охватывают более полувека истории России, истории бурной и тяжелой.  Первая мировая война послужила толчком к разрушению старого политического режима и к установлению нового. Все это привело к ломке веками существовавших отношений. Действия новых властей, пришедших к власти в ходе революции, вызывали большое противодействие со стороны практически всех слоев населения. В России разгоралась гражданская война — страшная, жестокая и бессмысленная.

   Все эти трагические события отражены в романе-эпопее «Тихий Дон». Роман показывает жизнь русского народа в один из тяжелейших периодов истории России. Автор раскрывает неразрывную связь человека со своей страной, с ее историей и судьбой. Он не может отрешиться от происходящих событий только по своему желанию.

Автор раскрывает в своих работах объемы не столько материальных, сколько  моральных, душевных разрушений и страданий. Неприятие нововведений, потеря близких  и любимых людей, несправедливое отношение властей — все это  было повседневными реалиями того времени. Государство переживало тяжелое  время, но ведь государство — это  и есть народ. А в описываемый  в романе период произошел раскол среди населения, раскол более страшный, чем социальное расчленение. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый из которых фанатично  отстаивал собственные идеи и  цели. В результате рушились семьи, «брат шел на брата, а сын на отца». 

   Гражданская война закончилась. В стране бушевал экономический кризис. Ужасающая разруха усугублялась действиями нового правительства: проведение коллективизации встречало жесточайшее сопротивление со стороны населения, особенно свободолюбивых казаков. Период коллективизации отражен в романе «Поднятая целина». Шолохов показывал не только беды и горести простого крестьянского люда, который поддерживал идею создания колхозов.

     Вот Кондрат Майданников — один из лучших хозяев хутора, искренне поверивший в идею коллективного труда. Но как бы ни привлекательна была идея, воплощение ее дается «со слезой и кровью»: нужно «кинуть на общие руки» свою скотину, отказаться от родного пая земли, орошенного своим потом. Гложет Кондрата жалость к своему добру. Он как будто предчувствует, что не будет это добро у коллективного хозяина так же ухожено, как у него самого. Так оно и оказалось.

    Еще одна сторона трагедии — слесарь Семен Давыдов в роли организатора коллективного крестьянского хозяйства. Прямо от станка — в колхозные начальники, о деревенском труде он ничего не знает, готов по приказу партии и урожай дважды в год снимать. Разве может он, лишенный всякого чувства собственности, понять, какие муки испытывают раскулачиваемые, расставаясь с нажитым добром. Он не сомневается в правомерности раскулачивания. Собственное несчастливое детство мешает Давыдову увидеть беду чужих детей. В образе Давыдова соединились его личная трагедия человека не на своем месте и трагедия деревни, обреченной на долгие годы управляться партийными функционерами до полного развала.

    Сегодня известно много горького и страшного о том времени, о трагических судьбах “старательных” крестьян, которых государство уничтожало “как класс”. М. Шолохов писал свой роман по горячим следам событий, происходивших в деревне и коренным образом перевернувших ее: ликвидация кулаков, массовое движение крестьянства в колхозы.

2. А. И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

   «Матренин двор» - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, - о жизни в социалистическом государстве. Центральная тема рассказа - трудная крестьянская жизнь. Автор с горечью говорит о том, что о сельчанах власти на проявляют никакой заботы: крестьяне, окруженные лесными массивами, вынуждены идти на воровство топлива, из города почти нет снабжения продукцией. Матрена — жертва, жертва событий и обстоятельств. Матрёна была больна, но не считалась инвалидом. Четверть века она проработала в колхозе, честно трудясь. А теперь она никому не нужна. Даже пенсии власти ей не начислили, хотя полагалась она ей по праву: муж ее пропал в начале войны. В центре проблематики рассказа - нравственное разложение и умирание русской деревни.

В повести «Один день Ивана Денисовича» показан действительно один день из лагерной жизни "зека" Ивана Денисовича Шухова. В повести точно обозначено время действия — январь 1951 года.

   Иван Денисович до войны жил он в маленькой деревушке Телпенево, работал в колхозе, кормил семью — жену и двоих детей. Во время Великой Отечественной честно воевал, был ранен, возвратился из медсанбата в часть, попал в плен, но бежал из него, скитался по лесам, болотам, добрался до своих и вот тут-то и обвинили его в измене, сказали, что выполнял задание немецкой разведки. "Какое же задание — ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто — задание".

Шухов, подписав обвинительный приговор, выбрал жизнь - хоть лагерную скудную, мучительную, но жизнь, и тут задачей его стало не просто выжить как-нибудь, но вынести это испытание так, чтобы сохранить уважение к себе.

   Не один со своей бедой Иван Денисович. У него есть товарищи по бригаде, так же, как и он, несправедливо осужденные, брошенные за колючую проволоку. Это и капитан второго ранга Буйновский, и Сенька Кловшин, совершивший побег из Бухенвальда, готовивший там восстание против фашистов, и многие другие. Попытки этих людей добиться восстановления справедливости, их письма и прошения в высшие инстанции, лично Сталину оставались без ответа. Люди начинали догадываться, что это не трагические ошибки, а продуманная система репрессий. Неизбежно возникал вопрос: кто же виноват в этом? Но, на вопрос о причинах их несчастья ответа не было.

   Так в трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа, приговоренного к кресту сталинской тоталитарной системой. Повесть Солженицына взывала к сознанию живущих не предавать забвению замученных в лагерях и заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий.  
 
 
 

Заключение.

   Каждая эпоха дает своего «маленького человека».

Эта тема актуальна и в наши дни, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями.

   Человек-жертва –  тот, кого в своё время Белинский назвал «маленьким человеком», о ком сокрушался Достоевский, кого жалел Н. В. Гоголь, кого поднял с колен А. И. Солженицын, встречается и в нашем повседневном окружении: чиновничий произвол, коррупция, бюрократизм плодят бедность, нищету, незащищённость среди людей необременённых властью. А постоянные социальные перемены и изменчивость самой жизни по-разному трактуют образ «маленького человека» и его эволюцию. 

    По моему мнению, именно общество должно стремиться к нравственному отношению к личности , должно задуматься какие  устои царят в нём и поэтому читая произведения русских классиков мы должны извлекать уроки из жизни героев, быть ответственными за свои мысли и поступки, ценить жизнь другого человека и стремиться к духовному совершенствованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

1. Булин А.П.  «Художественные образы Ф.М. Достоевского»./ А.П. Булин. -

М.: «Наука», 1974 .

2. Гоголь Н.В. Петербургские повести. /Н.В. Гоголь – М.: «Детская литература», 2009 .

3. Горький. М. На дне: Пьесы./ М. Горький – М.: «Азбука», 2008.

4. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. /Ф. М. Достоевский – М.: «АСТ», 2009.

5.Солженицын А. И. Матренин двор: Рассказы./ А. И. Солженицын – М.: «Детская литература», 2005.

6. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века./ А.Г. Соколов - М.: «Академия», 2000.

7. Шолохов М.А. Поднятая целина./ М.А. Шолохов – М.: «Пан Пресс», 2005.

Интернет ссылки.

  • http://www.solgenizin.net.ru/razdel-op-authname-124/
  • http://mysoch.ru/sochineniya/sholohov/_story/podniataia_celina/tragediia_v_ro3mane_sholohova_podniataia_celina/page1/
  • http://www.bestreferat.ru/referat-99557.html
  • http://mysoch.ru/sochineniya/sholohov/_self/sudba_naroda_v_tragicheskie_periodi_istorii_po_proizvedeniiam_m_a_sholohova/page1/

Информация о работе Тема «человек - жертва» в русской художественной литературе