Своеобразие романа «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение романа-антиутопии в творчестве О. Хаксли.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть факты биографии Олдоса Хаксли;

- выявить своеобразие романа «О дивный новый мир»;

- рассмотреть систему персонажей романа.

Содержание

Введение 3
1. Факты биографии Олдоса Хаксли. 4
2. Своеобразие романа «О дивный новый мир» 6
3. Система персонажей в романе «О дивный новый мир» 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Реферат Олдос Хаксли.doc

— 69.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 

 

Введение

 

     Олдос Хаксли – знаковая фигура в мировой  литературе ХХ века.

     Его творчество в течение ряда десятилетий  воспринималось в мировой критике как своего рода индикатор базовых тенденций развития западной литературы, более того – общественной мысли вообще.

     О.Хаксли посвящены сотни работ, во многих из которых его творчество становится объектом жесткой критики, даже отрицается как культурное явление, либо же рассматривается как явление негативное: так, например, Е. Б. Бургум рассматривает все творчество Хаксли как свидетельство мизантропии автора, скрываемой с разной степенью искусности в разных произведениях, его цинизма презрения к реальным людям, но и здесь творчество Хаксли предстает как явление значительное и потому опасное.

     Книга Хаксли «О дивный новый мир» явившаяся прямым продолжением эксперимента Е. И. Замятина, предпринятого в романе «Мы», предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Дж. Оруэлла и других прозаиков 1940-50-х годов. Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе.

     Целью данной работы является рассмотрение романа-антиутопии в творчестве О. Хаксли.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

     - рассмотреть факты биографии  Олдоса Хаксли;

     - выявить своеобразие романа «О дивный новый мир»;

     - рассмотреть систему персонажей  романа.

1. Факты биографии  Олдоса Хаксли.

 

         Английский поэт, прозаик и эссеист, классик литературы ХХ столетия родился в семье, принадлежавшей к интеллектуальной элите Великобритании. В четырнадцать лет потерял мать, в шестнадцать, во время учебы в Итоне, едва не ослеп в результате несчастного случая; впрочем, зрение все же восстановилось - настолько, что Хаксли сумел поступить в Оксфорд, но в армию его не взяли, хотя он, подобно многим своим современникам, и рвался на фронт. Еще в Оксфорде Хаксли познакомился с Литтоном Стрейчи и Бертраном Расселом и подружился с Дэвидом Г. Лоуренсом. Эти знакомства и эта дружба во многом определили становление Хаксли-писателя.

       В литературе Хаксли дебютировал  сборником стихотворений «Карусель», опубликованном в 1919 году. Год спустя он перебрался из Англии в Италию, затем отправился в кругосветное путешествие, побывал в Индии и первый раз посетил Соединенные Штаты. В 1931 году вышли два романа, благодаря которым Хаксли обрел популярность одновременно у широкой публики и у интеллектуалов - "Контрапункт" и "Дивный новый мир".

     Через шесть лет Хаксли с женой и сыном уехал в Америку и в 1938 году начал работать сценаристом в Голливуде (ему принадлежит сценарий фильма "Гордость и предубеждение" по роману Джейн Остен).

       В пятидесятые годы О.Хаксли заговорили как о психоделическом гуру: он пропагандировал наркотики и сам регулярно употреблял мескалин и ЛСД в надежде, по словам автора одной из биографий писателя, "уйти от себя и не пострадать при этом физически". Свои наркотические опыты Хаксли описал в книгах "Врата восприятия" (1954) и "Небеса и преисподняя" (1956), а также в романе "Остров" (1962).

       В 1959 Американская академия искусств  присудила Хаксли премию за  заслуги, отдав ему предпочтение  перед столь маститыми авторами, как Томас Манн, Эрнест Хемингуэй  и Теодор Драйзер.

       Скончался Олдос Хаксли в тот самый день, когда в Техасе погиб президент Джон Кеннеди. Его прах захоронен в фамильном склепе в Великобритании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Своеобразие романа «О дивный новый мир»

 

     Действие  этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет 632-й год эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют — «Господь наш Форд».

     О. Хаксли при создании модели будущего «дивного нового мира» синтезировал наиболее обесчеловечивающие черты «казарменного социализма» и современного Хаксли общества массового потребления.

     Однако  Хаксли считал «усечение» личности до размеров, подвластных познанию и  программированию, не просто принадлежностью какой-то отдельной социальной системы — но закономерным итогом всякой попытки научно детерминировать мир. «Дивный новый мир» — вот то единственное, до чего может дойти человечество на пути «научного» переустройства собственного бытия. Это мир, в котором все человеческие желания предопределены заранее: те, которые общество может удовлетворить, — удовлетворяются, а невыполнимые «снимаются» еще до рождения благодаря соответствующей «генетической политике» в пробирках, из которых выводится «население». Не существует цивилизации без стабильности. Не существует социальной стабильности без индивидуальной... Отсюда и главная цель: все формы индивидуальной жизни должны быть строго регламентированы.

     Мысли, поступки и чувства людей должны быть идентичны, даже самые сокровенные желания одного должны совпадать с желаниями миллионов других. Всякое нарушение идентичности ведет к нарушению стабильности, угрожает всему обществу — такова правда «дивного нового мира». Эта правда обретает зримые очертания в устах Верховного Контролера: «Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить.

     Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, которые могут доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует».

     Одна  из незыблемых основ антиутопического «дивного нового мира» Хаксли —  это полная подчиненность Истины конкретным утилитарным нуждам общества. «Наука, подобно искусству, несовместима со счастьем. Наука опасна; ее нужно держать на цепи и в наморднике»,— рассуждает Верховный Контролер, вспоминая о том времени, когда его справедливо, по его теперешним представлениям, хотели покарать за то, что он слишком далеко зашел в своих исследованиях в области физики.

     Мир в романе представляет одно большое  государство. Все люди равны, но отделяет их друг от друга принадлежность к  какой-либо касте. Людей еще не родившихся сразу делят на высших и низших путем химического воздействия на их зародыши.

     Количество  таких каст в «дивном новом мире» очень большое — «альфа», «бета», «гамма», «дельта» и «эпсилоны». Эпсилоны специально создаются умственно неполноценными для самой грязной и рутинной работы. И, следовательно, высшие касты осознано отказываются от всяких контактов с низшими. Хотя, что эпсилоны, что альфа-плюсовики, — все проходят своеобразный процесс «адаптации» сквозь 2040 – метровую конвейерную ленту. А вот Верховные Контролеры уже никак не могут войти в разряд «счастливых младенцев», их пониманию доступно все, что доступно обычному «неадаптированному» человеку, в том числе и осознание той самой «лжи во спасение», на которой построен «дивный новый мир».

     Их  пониманию доступен даже запрещенный Шекспир: «Видите ли, это запрещено. Но поскольку законы издаю здесь я, я могу и нарушить их»,- говорит Верховный Контролер.

     В антиутопическом мире Хаксли гармония между человеком и обществом достигается за счет преднамеренного уничтожения в человеке всех тех интеллектуальных или эмоциональных потенций, которые не будут нужны предписанной деятельности: это и высушивание мозга будущих рабочих с помощью раздачи государственного наркотика сомы, это и внушение им ненависти к цветам и книгам посредством электрошока и т.д. В той или иной степени несвободны от «адаптации» все обитатели «дивного нового мира» — от «альфы» до «эпсилона», и смысл этой иерархии заключен в словах Верховного Контролера: «Тех жертв, на которые должен идти эпсилон, можно требовать только от эпсилона но той простой причине, что для него они не жертвы, а линия наименьшего сопротивления. Его адаптируют так, что он не может жить иначе. По существу, все мы живем в бутылях. Но если мы альфы, наши бутыли относительно очень велики».

     Хаксли  говорит о лишенном самосознания будущем как о чем-то само собой  разумеющемся — и в романе «О дивный новый мир» перед нами предстает  общество, которое возникло по воле большинства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Система персонажей в романе «О дивный новый мир»

 

     В романе Хаксли «О дивный новый мир» представлена борьба сил, утверждающих антиутопический мир, и сил, его  отрицающих.

     Писатель  показывает жизнь людей в новом мире. В мире, где люди живут словно крысы, помещённые пытливым экспериментатором в необычные с позиций нашего мира условия. И что примечательно,  большинство из них не испытывает никакого неудобства или неприятия этого мира.

     Правда, возникают на фоне большинства отдельные  личности, которые пытаются противопоставить свой свободный выбор всеобщему запрограммированному счастью — это, например, два «альфа плюса» Бернард Маркс и Гельмгольц Уотсон, которые к тому же не могут полностью вписаться в структуру «дивного нового мира» из-за своих физических недостатков; «что они оба разделяли, так это знание о том, что они были личностями». А Бернард Маркс приходит в своем внутреннем протесте к  такой мысли: «Я хочу быть собой... Отвратительным собой. Но не кем-то другим, пусть и замечательным».

     Автор концентрирует своё внимание на этом персонаже, так как он испытывает столь нехарактерные для его современников избирательность и нерешительность в любовных отношениях. Ещё до рождения Бернарда в кровь ему была влита по ошибке избыточная доля спирта, которым обычно глушат развитие будущих дельт и эпсилонов. Поэтому Маркс родился хоть и интеллектуалом-альфой, но внешне не достаточно хорошо развитым. Красотки на него не вешаются, на сходках единения, где все остальные испытывают экстатические чувства, он чувствует себя чужим, а после того, как слишком быстро получает женщину, которая ему нравилась, он подавлен и угнетен. Одним словом, он представляет  угрозу для общества.

     Его  друг, вторая кризисная фигура, Гельмгольц Уотсон, превосходно сложенный интеллектуал-альфа. У Гельмгольца есть всё — спортивные успехи, повышенное внимание женщин и поэтический талант. Впрочем, это последнее становится ему обузой, тем, что мешает ему чувствовать себя комфортно в этом обществе - обычные гипнопедические стишки не приносят ему удовлетворения, он ищет чего-то более глубокого и сочиняет стихотворение о ночной уединённости, быть может, не настолько совершенное, насколько революционное, идущее вразрез с общественной установкой.

     И, наконец, главный персонаж книги, Джон, которого в цивилизованном обществе называют Дикарь. Он воспитан в резервации индейцев, которые живут по заветам предков. Живорождение, родительское воспитание, болезни и старость — что может быть хуже для цивилизованного человека? И ещё книги — здесь они тоже никому не нужны, но хотя бы не считаются угрозой для общества. На них и взрос Дикарь, точнее, на одной из них — на однотомном собрании сочинений Уильяма Шекспира.

     Он  всю жизнь мечтал попасть в  прекрасный мир, где все счастливы.

       А волею случая Дикарь, открывший  для себя «Время, и Смерть, и Бога», попав в «новый» мир становится даже идеологическим оппонентом Верховного Контролера: «Я лучше буду несчастным, нежели буду обладать тем фальшивым, лживым счастьем, которым вы здесь обладаете».

     В характере Дикаря присутствует элемент стихийного бунта. Он с криком: «Я пришел дать вам свободу!», пытается сорвать раздачу государственного наркотика - сомы. Однако этот бунт основ антиутопического общества не потрясает — чтобы ликвидировать его последствия, достаточно было распылить государственный наркотик сому в воздухе с вертолета и пустить при этом в эфир «Синтетическую речь «Антибунт-2».

     Стремление  к самосознанию и к свободному нравственному выбору в этом мире не может стать «эпидемией» —  на это способны лишь избранные, и  эти единицы в срочном порядке от «счастливых младенцев» изолируются. Одним словом, Бернарду Марксу и Гельмгольцу Ватсону предстоит отправка «на острова» специально предназначенные для прозревших интеллектуалов.

     А свободолюбивый Дикарь сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает самое необходимое — одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь своему ли заветному хранителю орлу. Но как-то раз кто-то, случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь — лишь забавное и непонятное существо.

     На  следующий день пара молодых лондонцев  приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.

     Так заканчивается роман. При этом происходит это на фоне радостных восклицаний обитателей «дивного нового мира», жаждущих необычного зрелища.

Информация о работе Своеобразие романа «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли