Состояние русской драматургии до Островского. Островский как создатель русского национального репертуара

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:03, реферат

Описание работы

Значение Александра Николаевича для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Одни постоянно идут на сцене, экранизированы в кино и на телевидении, другие почти не ставятся. Но в сознании публики и театра живёт некий стереотип восприятия по отношению к тому, что зовётся «пьесой Островского».

Содержание

1. Введение..........................................................................................................с. 3.
2. Глава 1. Раннее развитие драматургии.........................................................с. 4.
3. Глава 2. Русская драматургия XVIII века.....................................................с. 6.
4. Глава 3. Русская драматургия XIX века.......................................................с. 9.
5. Глава 4. Островский как создатель национального репертуара..............с. 15.
6. Заключение....................................................................................................с. 28.
7. Список литературы и источников.................................................

Работа содержит 1 файл

Островский реферат.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

                  

 

 

 

 

 

        Реферат по истории русской литературы на тему:

    

     «Состояние русской драматургии до Островского.

 

                 Островский как создатель русского

                        национального репертуара»

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Содержание

 

 

1. Введение..........................................................................................................с. 3.

2. Глава 1. Раннее развитие  драматургии.........................................................с. 4.

3. Глава 2. Русская драматургия XVIII века.....................................................с. 6.

4. Глава 3. Русская драматургия XIX века.......................................................с. 9.

5. Глава 4. Островский  как создатель национального  репертуара..............с. 15.

6. Заключение....................................................................................................с. 28.

7. Список литературы  и источников...............................................................с. 29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

 

Значение Александра Николаевича для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Одни постоянно идут на сцене, экранизированы в кино и на телевидении, другие почти не ставятся. Но в сознании публики и театра живёт некий стереотип восприятия по отношению к тому, что зовётся «пьесой Островского». Пьесы Островского написаны на все времена, и зрителям не составляет большого труда увидеть в ней наши сегодняшние проблемы и пороки.

Его роль в истории  развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной  культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь  же много, как Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии.

Островский выступил в литературе в весьма сложных  условиях литературного процесса, на его творческом пути встречались  благоприятные и не благоприятные  ситуации, но не смотря не на что, он стал новатор и выдающийся мастер драматического искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Глава 1. Раннее развитие драматургии.

Отечественный народный театр располагал широким репертуаром, состоящим из скоморошьих игрищ, интермедий, комедийных похождений Петрушки, балаганных прибауток, «медвежьих» комедий и драматических произведений самых разнообразных жанров.

Народному театру свойственна  социально-заострённая тематика, вольнолюбивая, обличительно сатирическая и героико-патриотическая идейность, глубокая конфликтность, крупные не редко гротесковые характеры, чёткая, ясная композиция, разговорно-просторечный язык, искусно использующий самые разнообразные средства: недомолвки, перепутывание, двусмысленности, омонимы, оксюмороны.

«По своему характеру  и манере игры народный театр –  это театр резких и чётких движений, размашистых жестов, предельного  громкого диалога, могучей песни  и удалой пляски, – здесь всё  слышно и видно далеко. По самой  своей природе народный театр  не терпит не заметного жеста, слов, оказанных вполголоса, всего того, что легко может быть воспринято в театральном зале при полном безмолвии зрителей».

До нас дошли не все пьесы придворного театра. В частности, утрачены тексты комедии  о Товии-младшем и о Егории Храбром, представленные в 1673, а также комедии о Давиде с Галиадом (Голиафом) и о Бахусе с Венусом (1676). Не всегда оказалось возможным и установление точного авторства сохранившихся пьес. Так, «Темир-Аксаково действо» (другое название – «Малая комедия о Баязете и Тамерлане», 1675), пафос и нравоучительную направленность которой определила война России с Турцией, предположительно написана Ю.Гибнером. Также лишь предположительно может быть назван и автор (Грегори) первых комедий на библейские сюжеты: «Малая прохладная комедия об Иосифе» и «Жалобная комедия об Адаме и Еве».

Первым драматургом придворного  русского театра стал ученый-монах  С.Полоцкий (трагедия «О Навходоносоре царе, о теле злата и триех отроцех, в пещи не сожженных» и «Комедия-притча о блудном сыне»). Его пьесы выделяются на фоне репертуара русского театра 17 в. Используя лучшие традиции школьной драмы, он не считал нужным вводить в свои пьесы аллегорические фигуры, их действующие лица – только люди, что и делает эти пьесы своеобразным источником российской реалистической традиции драматургии. Пьесы Полоцкого отличаются стройностью композиции, отсутствием длиннот, убедительностью образов. Не довольствуясь сухим нравоучением, он вводит в пьесы веселые интермедии (т.н. «междоречия»). В комедии о блудном сыне, сюжет которой заимствован из евангельской притчи, сцены кутежей и унижений главного героя являются авторскими. Фактически его пьесы являются связующим звеном между драматургией школьно-церковной и светской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

                        Глава 2. Русская драматургия XVIII века.

После смерти Алексея  Михайловича театр был закрыт, и возрожден лишь при Петре I. Однако пауза в развитии русской драматургии  продолжалась несколько дольше: в  театре петровских времен преимущественно игрались переводные пьесы. Правда, в это время получили распространение действа панегирического характера с патетическими монологами, хорами, музыкальными дивертисментами, торжественными шествиями. Они прославляли деятельность Петра и откликались на злободневные события («Торжество мира православного», «Освобождение Ливонии и Ингерманландии» и др.), однако на развитие драматургии особого влияния не оказали. Тексты к этим представлениям носили скорее прикладной характер и были анонимными. Бурный подъем русская драматургия начала переживать с середины XVIII в., одновременно со становлением профессионального театра, нуждавшегося в национальном репертуаре.

Интересно выглядит русская  драматургия предыдущего и следующих  периодов при сопоставлении с европейской. В Европе XVII в. – это сначала расцвет, а к концу – кризис Ренессанса, период, давший высочайший взлет зрелой драматургии, некоторые вершины которой (Шекспир, Мольер) остались непревзойденными. К этому времени в Европе сложилась и серьезная теоретическая база драматургии и театра – от Аристотеля до Буало. В России же XVII в. – это лишь зарождение литературной драмы. Этот огромный хронологический культурный разрыв давал парадоксальные результаты. Во-первых, формируясь при несомненном влиянии западного театра, русский театр и драматургия не были подготовлены к восприятию и освоению целостной эстетической программы. Европейское влияние на российский театр и драматургию в XVII в. было скорее внешним, театр развивался как вид искусства в целом. Однако выработка русской театральной стилистики шла своим собственным путем. Во-вторых, это историческое «запаздывание» обусловило высокий темп дальнейшего развития, а также огромный жанровый и стилистический диапазон последующей русской драматургии. Вопреки практически полному драматургическому затишью первой половины XVIII в., российская театральная культура стремилась «догнать» европейскую, а для этого многие исторически закономерные этапы проходились стремительно. Так было и со школьно-церковным театром: в Европе его история насчитывает несколько веков, в России же – меньше века. Еще стремительнее этот процесс представлен в российской драме XVIII в.

На середину XVIII в. приходится становление русского классицизма (в Европе расцвет классицизма к этому времени был давно в прошлом: Корнель умер в 1684, Расин – в 1699.) В классицистической трагедии пробовали свои силы В.Тредиаковский и М.Ломоносов, но основоположником русского классицизма (да и русской литературной драматургии в целом) стал А.Сумароков, ставший в 1756 директором первого профессионального русского театра. Он написал 9 трагедий и 12 комедий, составивших основу репертуара театра 1750–1760-х Сумарокову же принадлежат и первые российские литературно-теоретические работы. В частности, в Эпистоле о стихотворстве (1747) он отстаивает принципы, сходные с классицистскими канонами Буало: строгое разделение жанров драматургии, соблюдение «трех единств». В отличие от французских классицистов, Сумароков основывался не на античных сюжетах, а на русских летописях («Хореев», «Синав и Трувор») и русской истории («Дмитрий Самозванец» и др.). В этом же русле работали и другие крупные представители российского классицизма – Н.Николев («Сорена и Замир»), Я.Княжнин («Росслав», «Вадим Новгородский» и др.).

Российская классицистическая драматургия имела и еще одно отличие от французской: авторы трагедий одновременно писали и комедии. Это размывало строгие рамки классицизма и способствовало разнообразию эстетических направлений. Классицистская, просветительская и сентименталистская драматургия в России не сменяют друг друга, а развиваются практически одновременно. Первые попытки создания сатирической комедии предпринял уже Сумароков («Чудовища», «Пустая ссора», «Лихоимец», «Приданое обманом», «Нарцисс» и др.). Более того, в этих комедиях он использовал стилистические приемы фольклорных междоречий и фарсов – несмотря на то, что в теоретических работах критически относился к народным «игрищам». В 1760-х–1780 гг. широкое распространение получает жанр комической оперы. Ей отдают дань как классицисты – Княжнин («Несчастье от кареты», «Сбитенщик», «Хвастун» и др.), Николев («Розана и Любим»), так и комедиографы-сатирики: И.Крылов («Кофейница») и др. Появляются направления слезной комедии и мещанской драмы – В.Лукин («Мот, любовью исправленный»), М.Веревкин («Так и должно», «Точь-в-точь»), П.Плавильщиков («Бобыль», «Сиделец») и др. Эти жанры способствовали не только демократизации и повышению популярности театра, но и формировали основы любимого в России психологического театра с его традициями подробной разработки многогранных характеров. Вершиной русской драматургии XVIII в. можно назвать уже почти реалистические комедии В.Капниста («Ябеда»), Д.Фонвизина («Недоросль», «Бригадир»), И.Крылова («Модная лавка», «Урок дочкам» и др.). Интересной представляется «шуто-трагедия» Крылова «Трумф, или Подщипа», в которой сатира на правление Павла I сочеталась с язвительной пародией на классицистские приемы. Пьеса была написана в 1800 – всего 53 года потребовалось для того, чтобы новаторская для России классицистская эстетика начала восприниматься архаичной. Крылов уделял внимание и теории драмы («Примечание на комедию «Смех и горе», «Рецензия на комедию А.Клушина «Алхимист» и др.).

 

 

                            Глава 3. Русская драматургия XIX века.

К началу XIX в. исторический разрыв российской драматургии с европейской сошел на нет. С этого времени русский театр развивается в общем контексте европейской культуры. Разнообразие эстетических направлений в русской драматургии сохраняется – сентиментализм (Н.Карамзин, Н.Ильин, В.Федоров и др.) уживается с романтической трагедией несколько классицистского толка (В.Озеров, Н.Кукольник, Н.Полевой и др.), лиричная и эмоциональная драма (И.Тургенев) – с язвительно-памфлетной сатирой (А.Сухово-Кобылин, М.Салтыков-Щедрин). Популярностью пользуются легкие, веселые и остроумные водевили (А.Шаховской, Н.Хмельницкий, М XIX.Загоскин, А.Писарев, Д.Ленский, Ф.Кони, В.Каратыгин и др.). Но именно в., время великой русской литературы, становится «золотым веком» и российской драматургии, дав авторов, чьи произведения и сегодня входят в золотой фонд мировой театральной классики.

Среди пьес первой половины XIX века особенно выделяются такие шедевры реалистической драматургии, как «Горе от ума» Грибоедовf, «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя.

Указывая на эти произведения, В.Г. Белинский сказал, что они «сделали бы честь всякой европейской литературе». Наиболее ценя комедии «Горе от ума» и «Ревизор», критик считал, что они могли бы «обогатить любую европейскую литературу».

Выдающиеся реалистические пьесы Грибоедова, Фонвизина и Гоголя отчётливо намечали новаторские тенденции отечественной драматургии. Они заключались в актуально-злободневной социальной тематике, в ярко выраженном общественном и даже общественно-политическом пафосе, в отходе от традиционной любовно-бытовой завязки, определяющей всё развитие действия, в нарушении сюжетно-композиционных канонов комедии и драмы интриги, в установке на разработку типических и в тоже время индивидуальных характеров, тесно связанных с социальной средой.

Эти новаторские тенденции, проявлявшиеся в лучших пьесах прогрессивной  отечественной драматургии, писатели и критики начинали осознавать и  теоретически. Так, Гоголь связывает  возникновение отечественной прогрессивной  драматургии с сатирой и видит оригинальность комедии в её истинной общественности. Он справедливо заметил, что «подобного выражения…не принимала ещё комедия ни у одного из народов».

Ко времени появления  А.Н. Островского русская прогрессивная драматургия уже располагала шедеврами мирового уровня. Но эти произведения были ещё до крайности малочисленными, а поэтому и не определяли лицо тогдашнего театрального репертуара. Большим уроном для развития прогрессивной отечественной драматургии являлось то, что пьесы Лермонтова и Тургенева, задержанные цензурой, не могли появиться своевременно.

Подавляющее количество произведений, заполнявших театральную  сцену, составляли переводы и переделки  западноевропейских пьес, а также  сценические опыты отечественных  писателей охранительного толка.

Театральный репертуар  создавался не стихийно, а под активным воздействием жандармского корпуса  и недреманным оком Николая I.

Препятствуя появлению  обличительно-сатирических пьес, театральная  политика Николая I всячески покровительствовала постановке драматических произведений сугубо развлекательных, самодержавно-патриотических. Эта политика оказалась безуспешной.

После поражения декабристов  в театральном репертуаре на первый план выдвигается водевиль, уже давно  утерявший свою социальную остроту  и превратившийся в лёгкую, бездумную, остроэффектную комедию.

Информация о работе Состояние русской драматургии до Островского. Островский как создатель русского национального репертуара