Софья Ивановна Сабурова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:12, доклад

Описание работы

Сабуровы были помещиками с большими связями и, очевидно, принадлежали к числу знакомых Е.А. Арсеньевой – бабушки Михаила Юрьевича. Кроме того, они были приписаны к тульскому дворянству и владели землями в Белёвском уезде Тульской губернии, где находилась «ефремовская деревня» - имение Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта, и Арсеньевых, родственников поэта со стороны матери. Именно в «ефремовской деревне» (ныне село Кропотово; с 1937 по 1954 гг. входило в состав Орловской области, ныне находится в составе Липецкой области. – Прим. ред.) 12-летний Лермонтов мог встретить семью Сабуровых.

Работа содержит 1 файл

Софья Ивановна Сабурова.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Софья Ивановна Сабурова

Сабуровы  были помещиками с большими связями  и, очевидно, принадлежали к числу  знакомых Е.А. Арсеньевой – бабушки  Михаила Юрьевича. Кроме того, они  были приписаны к тульскому дворянству и владели землями в Белёвском  уезде Тульской губернии, где находилась «ефремовская деревня» - имение Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта, и Арсеньевых, родственников поэта со стороны матери. Именно в «ефремовской деревне» (ныне село Кропотово; с 1937 по 1954 гг. входило в состав Орловской области, ныне находится в составе Липецкой области. – Прим. ред.) 12-летний Лермонтов мог встретить семью Сабуровых.

Софья Ивановна Сабурова родилась в Пензе  в разносторонне одаренной семье. Ее отец Иван Васильевич Сабуров был  инженер-капитаном, пензенским помещиком, известным своими агрономическими опытами и статьями по вопросам сельскохозяйственной экономики. О вспыхнувшем нежном чувстве к Софье Сабуровой Михаил Юрьевич говорит в приписке к стихотворению «К Гению»: «Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил двенадцати лет – и поныне люблю». В строках стихотворения «К Гению», и мощь, и упреки, и осознание уникальности переживаемого, и призыв к повторению испытанного.

Удивляет интеллектуальная и душевная зрелость совсем юного поэта. У читателей может возникнуть ощущение, как будто перед нами по меньшей мере сорокалетний автор, переживший неземные страсти.

В этом стихотворении намечается тема одиночества, прошедшая через все  творчество великого поэта. Хотя, возможно, он еще верил, что любовь взаимна и отношения обретут былую гармонию.

Ираклий Андроников пишет, что С.И. Сабурова была настолько хороша собой, что  выделялась даже среди первых красавиц Москвы.

Как дальше жизнь ее сложилась?

Как же сложилась жизнь Софьи Ивановны после ее расставания с Лермонтовым?

В 1832 году она вышла замуж за Дмитрия  Клушина и уехала с ним в  Орел. Дмитрий Николаевич Клушин был  надворным советником, председателем  Орловской уголовной палаты, жил  в д. Тимирязево Малоархангельского уезда Орловской губернии. Он был близким родственником писателя Александра Ивановича Клушина (1763-1804), уроженца города Ливны Орловской губернии.

У Клушина и Сабуровой родилась дочь Мария (1833-1914). Она стала женой  курского гражданского губернатора  Александра Николаевича Жедринского. Марии принадлежал альбом, в котором обнаружились неизвестные ранее стихи Лермонтова. Впоследствии родственники Марии решили передать доставшийся им по наследству альбом Государственному Литературному музею. Михаил Лермонтов испытывал к Сабуровой сильные чувства: было и счастье, и мучения, и торжество, и разочарование. Но главное - было желание еще любить, «жаром вдохновений согреться миг один, последний», даже если после этого «остынет пыл сердечный навсегда.

 

 

              Екатерина Сушкова (Хвостова)

 

     История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени 1830 г., проведенные Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта: поэтические создания этой поры – заметная веха в становлении его художественной индивидуальности. 

 

     Конец 1834-начало 1835 г. – время новой встречи Лермонтова и Сушковой в Петербурге – тоже весьма значительный эпизод в творческой биографии поэта, связанный с созданием оставшейся незавершенной повести "Княгиня Лиговская". У Сашеньки Верещагиной Сушкова познакомилась с Лермонтовым, который жил также по соседству: " У Сашеньки встречала я в это время её двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой". Первоначальное их знакомство произошло, по-видимому, ранней весной 1830 г.: Сушкова помнила, как Мишель "радовался" и "торжествовал", когда получил приз на пансионском экзамене. Это было 29 марта 1830г., итак, начало увлечения пятнадцатилетнего мальчика "петербургской модницей", как шутя аттестовала Сушкову Верещагина, следует отнести к ранней весне этого года. Разница в возрасте составляла, таким образом, два года с небольшим; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. " Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову,- я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте".     

Следуя за рассказом Сушковой, мы должны считать, что её знакомство с  Лермонтовым в Москве продолжалось несколько месяцев: до поздней весны или начала лета, когда начался разъезд в подмосковные имения. В это время ещё ни о каком цикле стихов нет речи; Лермонтов для Сушковой – маленький "кузен" Верещагиной, добровольный паж, который носит её шляпку и зонтик и теряет её перчатки. К её удивлению, Сашенька однажды говорит ей: “Как Лермонтов влюблен в тебя!”.  
     Одно стихотворение из числа посланных Лермонтовым позднее Сушковой относится, впрочем, к этому периоду. Это "Весна"- первое печатное стихотворение поэта, появившееся в " Атенее" в сентябре 1830 г. под анаграммой. Трудно сказать, имелась ли в нем в виду именно Сушкова, или оно было затем послано "к случаю": лирическая ситуация в нем совершенно традиционна. Вместе с тем оно вполне соответствовало и ситуации реальной; насмешки старших девушек над юностью поклонника вполне могли вызвать с его стороны такого рода поэтическую "месть.  Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове. Собственно с этого времени только и можно говорить о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой, которые стали позже зерном любовной интриги, а теперь дали начало лирическому циклу. Именно в это время Сушкова "предсказывает" Е.А. Арсеньевой «великого человека в косолапом и умном мальчике». Первые стихи «сушковского цикла» лишены каких-либо связей с Байроном. Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830г. Это было стихотворение «Черноокой» (Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Black eyes), содержавшее полупризнание в любви и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося чувства. Сила любви героя передана через противопоставление «рай – ад». Все стихотворение построено на одной и той же рифме: «очи-ночи». Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться («Благодарю!...Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла...»). Слово «Благодарю» повторяется четыре раза и в последней строфе звучит особенно по-лермонтовски: «надеждам и мечтам», которые еще живы в душе поэта, он предпочитает истину, хоть и лишенную всякой надежды.  
     Следующие стихи («Зови надежду сновиденьем») содержали уже прямое признание, как известно не встретившее ответа. Тогда пишется «Нищий», ведущий мотив этого стихотворения – неразделенная любовь: «Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!». Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.  
     Следующая группа, в которую входят «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»), «У ног других не забывал» и «Когда к тебе молвы рассказ» есть своего рода кульминация эмоционального напряжения. Эти стихи пишутся не сразу после первой группы, а спустя некоторое время, когда Лермонтов услышал от Верещагиной о светских успехах предмета своей страсти. Рассказы Верещагиной вызывали в Лермонтове чувства обиды и ревности. Об этих чувствах Лермонтов говорил Сушковой в «Стансах»(« Взгляни, как мой спокоен взор»). Перерабатывая это стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой.  
     Стихотворение «Когда к тебе молвы рассказ», которое Лермонтов дарит Сушковой,, содержало упрек и, как говорила она в «Записках», «грозно предвещало» ей будущее. Таким образом, в «сушковском цикле» стихов можно отметить две группы. Более ранние, написанные в Середникове, представляют собою традиционную любовную лирику с признаниями в пылкой страсти и с элегическими мотивами. Вместе с тем они являются и лирическим дневником. Вторая группа стихов отличается от первой своим более обобщенным характером. В отличие от первой группы, которая в дальнейшем у Лермонтова не варьируется и не перерабатывается, эта вторая содержит такие лирические мотивы и темы, которые затем перейдут в позднюю лермонтовскую лирику. Душевный опыт, отложившийся в них, выходит далеко за пределы конкретной ситуации. Эти стихи есть определенная ступень самосознания личности, связь же их с байроновским циклом, посвященным Мэри Чаворт, является, помимо всего прочего, важным подтверждением правдивости рассказа Сушковой о том, что именно она была их непосредственным адресатом.  
     Если первый эпизод отношений Лермонтова и Сушковой связан с ранней лирикой поэта, то «развязка» этого «романа» связана с его прозой. Как известно, Лермонтов подробно описал ее в «Княгине Лиговской». Как и первый эпизод, последний проходит под знаком литературных воздействий. Вообще литературный элемент настолько ярко окрашивает эти отношения, что вопрос о «реальных» портретах Лермонтова и Сушковой в середине 1830-х годов приобретает особое значение.  
     Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, по-видимому, прекратились. К началу 1830-х годов относится увлечение Лермонтова Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав в Петербург в 1832г., Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспомнить о своем московском знакомом.  
     Сцены, которые Сушковой приходилось переносить дома, Лермонтов изобразил в романе «Княгиня Лиговская», - в эпизодах с Негуровым, его женой и дочерью Лизаветой Николаевной (прототипом ее была Сушкова). В «Княгине Лиговской» светские успехи Сушковой-Негуровой охарактеризованы довольно зло. В повесть «Княгиня Лиговская» войдут не только биографические и конкретные бытовые детали, но также и наблюдения художника над созданной им самим ситуацией и над психологией действующих лиц.

             Наталья Фёдоровна Иванова

Наталья Федоровна Иванова (1813 – 1875) вошла в историю лермонтоведения  как «загадка Н. Ф. И.». Долгое время  биографы Лермонтова не знали имени  женщины, скрытого за этими инициалами. Только в 1914 г. издатель Каллаш предположил, что Н. Ф. И. – это Наталья, дочь драматурга Федора Федоровича Иванова. Лермонтов пережил мучительную и большую любовь к Н. Ф. Ивановой, посвятив ей около сорока своих стихотворений, составивших «ивановский цикл» его любовной лирики 1830 – 1832 годов. С акварельного портрета Кашинцева спокойно, с достоинством смотрит на нас девушка с голубыми миндалевидными глазами, "равными красою с небесами". Удлиненный овал ее лица обрамляют каштановые волосы, нежная шея убрана красными бусами. Во всем ее облике - во взгляде, в твердо сомкнутых губах, гордой посадке головы сказывается властность: холодом веет от ее прекрасного лица. "Она горда одной своею красотою". Позже поэт сравнит ее с мраморным кумиром. Лермонтов и Иванова познакомились еще в 1830 году, но весной и летом этого года поэт был увлечен Сушковой. Отношение Лермонтова к Ивановой иное, нежели к Сушковой. Он ей верит – она поверенная. Уже после первой встречи он обратился к Ивановой с поразительно искренним и тревожным посланием. Лермонтов говорит о какой-то отдаленности во взглядах, которую хочет преодолеть. Поэт искренне ищет суда, ждет его – и справедливого. Он читает поверенной своих дум стихи. И ждет приговора о самом важном своем деле – своем творчестве. 
О любви к этой поверенной в приведенном стихотворении не говориться. Время шло, уходил из памяти образ черноокой насмешницы. Уходил из памяти, но все еще жил. Не так легко терять прошедшее, особенно таким людям как Лермонтов. 
Однако, потребность в сильном чувстве уже не хотела ограничиться воображением, или воспоминанием. 
В своей вере в любовь сердце отдавалось настойчивому исканию. Но он продолжает верить в суд своей избранницы, просит ее защитить, надеется, что не ошибся в выборе.   

     Взаимность пришла, пришла, будто вызванная надеждой на другого человека. Мог ли он в те дни понять – что как возмездие? Возмездие, насмешливо заслуженное его искренностью. Срок любви и открытой взаимности был коротким. В конце мая - начале июня произошла катастрофа: события, проложившие непреодолимую грань между Лермонтовым и Ивановой. 
Сохранилось короткое письмо того времени к приятелю:  
Лермонтов: « мы с тобой не для света созданы – я не могу тебе писать: болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры.- Много со мною было».  

   Вернувшись из Москвы от Ивановых, Лермонтов начинает писать пьесу о потрясших его событиях – драму. В ней под именем Владимира Павловича Арбенина Лермонтов выводит самого себя, под именем Натальи Федоровны Загоскиной – Иванову. Загоскина изменяет Арбенину, предпочтя его друга, она решает выйти за него замуж. К Арбенину она начинает проявлять все большую холодность, пренебрегаю его страстными чувствами. Однако Иванова замуж не вышла, и если и была мысль о замужестве, она не сбылась.  
Стихотворение «Я не унижусь пред тобою…» стало прощальным посланием Лермонтова к Н. Ф. И. в этом цикле.

Как и Лермонтов, Арбенин не смог безнаказанно отойти от своей любви, он лишается рассудка. Ценой жизни  он приобрел право на верность в  любви. Из испытаний Арбенин так и выходит «странным человеком», каким и был до этого. Таким во всем и всегда хотел быть автор пьесы: «странным», выходящим за грани приземленных норм общежития, человеком с правом на собственное поведение, свои решения и поступки.  
Прощением Лермонтов хочет преодолеть мучения души.

            Варвара Александровна Лопухина

Варвара Александровна Лопухина –  одна из самых глубоких сердечных  привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив  бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему  семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея – Варенькой. 
Весной 1832 года компания молодежи собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной — молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка. 
Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице. 
В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой. В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она была всеобщей любимицей. 
Лопухина была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. В неоконченной юношеской повести он в Вадиме выставлял себя, в Ольге – её.  
Он сам рассказывает о многом в «Княгине Лиговской», лишь переделав имена и слегка изменив подробности. 
В циклы лирики Лермонтова образ В.А. Лопухиной вступает с осени 1831 года, в стих, в строку входит новая дума, новая забота, чтобы больше уже не уйти никогда.             Наконец, поэт обрел то, чем вполне может жить его сердце, не поступаясь не искренностью чувств, не его глубиной. И это новое чувство не только любовь, но жизнь. 
В туже пору, осенью 1831 года, воображение поэта было вновь взволновано явлением ему образа демона, его снова влечет замысел поэмы, о скитальце, о добре и зле, о любви. В третий раз поэт перерабатывает свое произведение и посвящает его Лопухиной. 
Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова к Марии Лопухиной, сестре Вареньки:  
«Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь – хорошо, а нет – значит, если б я задал вопрос, вы не могли бы на него ответить…»  
На что М.А. Лопухина, мгновенно догадавшись, отвечает: «Поверьте, я не утратила способности вас понимать… Она хорошо себя чувствует, выглядит довольно веселой…»    Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихов. Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. По-видимому, решение это некоторым образом было связано со слухами о романе Лермонтова с Сушковой; с другой стороны, и жестокая развязка этого романа (история с анонимным письмом), возможно, имеет отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Последний раз они видятся мимолетно в 1838 ., когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе. В апреле 1841 года, когда поэт уезжал на Кавказ, В.Ю. Одоевский подарил ему свою записную книжку, что поэт возвратит ее сам всю исписанную. 
Лермонтов не смог возвратить ее сам, 15 июня 1841 года он был убит на дуэли. 
Записная книжка все же вернулась к хозяину. Заполнено было около 50 страниц. Некоторые стихи написаны неровными, прыгающими буквами, вероятно, писались в пути. Первая запись: «Спор». Какова же последняя? Час прощанья с жизнью – искренний час. С ней, с Варварой Александровной Лопухиной, прощается он в последние минуты своей жизни.В признании, потом в споре, в буре, в непросто давшемся ревнивом чувстве, а затем снова в признании, проверенном спором, являлся поэту этот образ, многолетний, до самых последних дней, спутник его вдохновений. Если бы не жил в сердце поэта этот образ, его творчество было бы беднее.

 Мария Щербатова 

Еще одной возлюбленной Лермонтова была Мария Алексеевна Щербатова, урождённая Штерич. Она рано овдовела и вела в столице светский образ жизни. Но охотнее, чем на балах, она бывала в гостеприимном доме Карамзиных, где, видимо, познакомилась и с Лермонтовым. Образованная, умная, молодая женщина хорошо знала литературу, любила стихи и музыку и была очень хороша собой. Лермонтов говорил о ней своему родственнику Шах - Гирею, что она такая, “что ни в сказке сказать ни пером описать”, М. И. Глинка вспоминал, что Щербатова была “прелестна, хотя не красавица, видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина”. Любила ли она его, Мишель не знал. Но он, если бы мог, подарил бы ей всю землю. М. Ю. Лермонтов посвятил М. А. Щербатовой стихотворение “Отчего”. Особенно ценил поэт смелость и независимость суждений Щербатовой, её внутреннюю силу и верность сердечным привязанностям. С именем этой вдовы связывают и первую дуэль поэта. 16 февраля 1840 года Лермонтов был на балу у графини Лаваль, в особняке на Английской набережной. Там и произошло столкновение между Лермонтовым и молодым Барантом, виновницей которого стали считать М. А. Щербатову, за которой, по свидетельству современников, “волочился сын французского посла Эрнест де Барант, пустой, чванный человек”. На балу молодая вдова оказала Лермонтову “немножко слишком явное предпочтение”. Это и взорвало Баранта, который увидел в поэте счастливого соперника… Последствием ссоры стала дуэль, на которой поэт был легко ранен в руку. Но царь был разгневан: в апреле Николай I приказывает поручику Лермонтову отправляться в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. Там, с июня по ноябрь поэт принимает участие в боевых сражениях, проявив отвагу, и был даже представлен к награде... Награждения не последовало — император решил отметить заслуги Лермонтова лишь отпуском в столицу…

Екатерина Быховец

 

 

 Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г.Быховец, дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи... Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. С Екатериной Григорьевной Быховец Лермонтов встретится после разлуки прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни... Она проживет с поэтом часть его последнего дня...


Информация о работе Софья Ивановна Сабурова