Сны в романе Достоевского “ Преступление и наказание”

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Работа состоит из введения, основной части и заключения.В работе рассмотрены все сны Раскольникова. Рассмотрены причины зарождения преступления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Сны в романе Достоевского “ Преступление и наказание”...…………………3
Заключение………………………………………………………………………...6
Список использованной литературы…………………………………………….7

Работа содержит 1 файл

Сны в романе Достоевского “ Преступление и наказание”.docx

— 24.74 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Сны в романе Достоевского “ Преступление и наказание”...…………………3

Заключение………………………………………………………………………...6

Список использованной литературы…………………………………………….7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Глубокий психологизм  романов Ф. М. Достоевского  заключается в том, что их  герои попадают в сложные, экстремальные  жизненные ситуации, в которых  обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия  в душе, неоднозначность и парадоксальность  внутреннего мира. Для отражения  психологического состояния главного  героя в романе “Преступление  и наказание” автор использовал  разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль  играют сны, так как в бессознательном  состоянии человек становится  самим собой, теряет все чужое  и, таким образом, свободнее  проявляются его мысли и чувства.  Границы между сном и реальностью  практически нет. Сон плавно  переходит в реальность, реальность  в сон. Когда Раскольников видит  мещанина, обвинившего его в смерти  старухи, он воспринимает его  как сон. Это связано с тем,  что сама реальность в романе  фантастична, чему способствует  образ Петербурга, его атмосфера  духоты, имеющая символический смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сны в романе Достоевского “ Преступление и наказание “

 

На протяжении всего романа Родион Раскольников пять раз видит  сны. Первый сон он видит в своей  комнатке после встречи с пьяной девочкой на бульваре. Он порожден болезненным  воображением героя. Действие происходит в далеком детстве Раскольникова. Маленький  Родя  идет с отцом  на кладбище, на могилу младшего брата.  Путь  лежит  через кабак, возле  которого стоит лошадь, запряженная  в телегу. Из кабака выходит пьяный хозяин лошади и приглашает своих  приятелей прокатиться. Старая лошадь не двигается с места, и Микола начинает бить ее кнутом, который затем  меняет на лом. После нескольких ударов ломом Микола убивает лошадь, и  маленький Родион бросается на него с кулаками.   Жизнь в его  родном городке настолько обычна и сера, что «время серенькое», даже в праздничный день. Да и весь сон изображен писателем в  мрачных тонах: «чернеется лесок», «дорога  всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная». С темным, серым  тоном контрастирует лишь зеленый  купол церкви, а радостными пятнами  являются лишь красные и синие  рубашки пьяных мужиков. Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей. Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нем – церковь. Совпадение их местонахождения означает, что какой бы ни был человек, он все равно начнет свою жизнь в церкви и закончит ее там же. Церковь не случайно находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь. Этот сон является важной частью романа. В нем читатель впервые видит убийство, не только задуманное, но и осуществленное. И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором? Господи, неужели?» Родиону будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Несмотря на прошедшие годы, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Этот сон является самым ярким и запоминающимся и несет самую большую смысловую нагрузку. Он наглядно вскрывает источник чувства потрясенной несправедливости, порожденное исканиями и стремлениями героя. Это один из самых важных моментов романа, в котором в сжатой форме сосредоточился тысячелетний опыт порабощения и угнетения одних людей другими, вековую жестокость, на которой издавна держится мир, и страстную тоску по справедливости и гуманности, выраженную с большим мастерством.

Еще один сон – это  сон-крик, сон безобразный. Второй сон  посещает Раскольникова уже после  убийства. Он находится в полусознательном состоянии. Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает хозяйку "Он бьет ее ногами, колотит ее головою  о ступени". Он заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побой и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и еще робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Но в нем кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Все существо Раскольникова воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!» Даже после совершенного убийства Раскольников питает отвращение к убийству и к насилию вообще. Этот сон показал герою, что он такой же “гений”, как и Илья Петрович, который без особой на то причины бьет хозяйку, в то время как у Раскольникова «рука не поднялась запереться на крючок», «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его...». В этом сне местом действия является лестница. Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло. Лестница – это препятствие, которое предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир, оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Этот сон автор ввел в повествование, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова: ее ужас и несостоятельность.

В третьем сне студент Раскольников вновь совершает убийство старухи, он словно возвращается туда, где однажды совершил несправедливость, последовав принципам своей теории. Но теперь он чувствует свою вину, он видит, как огромное количество людей смеётся над ним. Раскольников видит этот сон непосредственно перед приходом Свидригайлова, человека демонического и своеобразно олицетворяющего зло. Сон этот, как и первый, кошмарный: старуха процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее. Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким. Старуха же, которую он никак не может снова убить, смеется, но почему-то старается не показать смех Раскольникову. "Раскольников заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал". В душе героя творится нечто ужасное, он чувствует гнет из-за убийства процентщицы и ее несчастной сестры Лизаветы, которая оказалась не в том месте и не в то время. Раскольников понимает, что, убив старуху, он не почувствовал себя свободней, он не стал "властелином", не доказал правильность своей теории, и смех старухи - это торжество зла над не сумевшим убить в себе человечность Раскольниковым. И в итоге всё осталось по-прежнему, проба не дала никакого результата, никто не был спасён, ни идея, ни миссия Раскольникова не осуществилась, да и не могла осуществиться.

В четвертом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем человечества. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали. В этом мире все будет прекрасно: «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку, он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит». Не случайно оазис находится в Египте. Египетский поход, был началом прекрасной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на место Бонапарта, должен строить свой мир, начиная именно с Египта.

И вот на каторге Раскольникову  снится сон, помогающий ему сделать  последний шаг – сознательно  отказаться от своей теории. «Ему грезилось  в болезни, будто весь мир осужден  в жертву какой-то страшной, неслыханной  и невиданной моровой язве... Люди становились тотчас же бесноватыми  и сумасшедшими. Но никогда, никогда  люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как  считали зараженные… Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе» этот фрагмент обнажает внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым. Достоевский наполняет этот сон глубоким символическим содержанием. Писатель указывает на страшную опасность для человечества - «трихины», которые приводят к утрате всех нравственных норм, всех критериев добра и зла. Пустынная земля - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья. Он отказывается от своей теории, берет в руки  Евангелие и понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многие русские писатели и до, и после Достоевского использовали сны как художественный прием, но вряд ли кто-либо из них смог так  глубоко, тонко и ярко описать  психологическое состояние героя  посредством изображения его  сна. Сны в романе имеют разное содержание, настроение и художественную микрофункцию, но общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения - опровержения теории, убивающей в  человеке человека при осознании  этим человеком возможности убийства им другого человека. Положение снов в ткани романа тонко продумано, оно позволяет автору сделать  нужные акценты в нужных местах. Так, второй сон Раскольников видит  непосредственно перед приходом Свидригайлова, образа демонического  и своеобразно олицетворяющего  зло. Сон этот, кошмарный: старуха-процентщица  смеется в ответ на попытки  Раскольникова убить ее. Достоевский  нагнетает, сгущает краски: смех у  старухи “зловещий”, гомон толпы  за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала  “эксперимента над собой”. Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью  переступать через чужие жизни  ради достижения своей цели; муки совести  и страх разоблачения делают его  жалким, и смех старухи - это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. "Все и всё погибало. Спастись во всем мире могли только несколько  человек,  но никто и нигде не видел этих людей, никто не слыхал их слова и голоса". Каждый из снов является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел показать Достоевский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. С.В.Белов Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. Москва, «Просвещение», 1985.
  2. Ю.Ф.Карякин Самообман Раскольникова. Москва, «Художественная литература», 1976.
  3. Е.Г. Буянова Романы Ф.М.Достоевского. «издательство МГУ», 1997.
  4. Г.Ф. Коган. Примечания к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». М., 1970г.

 

 

 

 


Информация о работе Сны в романе Достоевского “ Преступление и наказание”