Слово о полку Игореве (анализ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 12:04, творческая работа

Описание работы

"Слово о полку Игореве" — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список "Слова" был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н.Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому.

Работа содержит 1 файл

Слово о полку Игореве(анализ).docx

— 24.72 Кб (Скачать)

Эмоциональность также присуща  самим событиям и самой природе. И побег Игоря из плена, и светлая, полная поэзии скорбь Ярославны, смягчающая боль утраты и поражения, и "золотое  слово", и вещий сон Святослава, и личная тема Игоря, его переживания, и, наконец, многообразие проявлений авторского чувства любви к Родине: тревоги  и тоски, горечи и гордости, нежности и радости — все это, сливаясь воедино, создает эмоциональный фон "Слова".

Большое место в "Слове" отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все "Ольгово храброе гнездо" пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с "погаными" и защите родины.

Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые  жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными  мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время  битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он "заворачивает" полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он "сокол", "солнце красное". Рассказывая о беде, постигшей  князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор  полон ликования, ибо, "как тяжко  телу, кроме головы", так тяжко  Русской земле "без Игоря". В  знаменитом плаче Ярославны образ  Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием.

Во всем подобен Игорю  и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о  ком вспоминает автор "Слова", переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, "как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы". Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами "харалужными", скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском "золотом" престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации), следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по "чистому полю", Всеволод, где только не появляется, "тамо лежат поганые головы половецкие".

 

За рассказом в "Слове" отчетливо вырисовывается образ  самого автора — горячего патриота Русской земли. Кто же был автором "Слова"? Существуют различные  точки зрения на этот счет, например, один из дружинников Игоря, или певец  Митус, великий князь Святослав Всеволодович, или сам Игорь. Д.С. Лихачев считает, что автор "Слова" участвовал в походе Игоря, поскольку живые картины похода отражаются в тексте: он создал памятник и сам записал его.

В каком жанре написано "Слово"? Мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что "Слово" — "песнь", поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса. Другие отрицают стихотворную природу  памятника. По их мнению, "Слово" не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы.

 Д.С.Лихачев в своих  работах показал, что в "Слове"  соединены два фольклорных жанра  — слово и плач. Оно близко  к народной поэзии по идейной  сущности и по стилю. 

Высокая идейность "Слова", связь с насущными запросами  народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в  ряду великих произведений мировой  литературы.


Информация о работе Слово о полку Игореве (анализ)