Система образов в проивзедении фауст

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 05:31, реферат

Описание работы

Фауст - историческая личность, средневековый ученый, занимавшийся, по преданию, также магией, «чернокнижием», астрологией. Народная легенда наделила Фауста мощной тягой к знаниям, презрением к каким-либо «непоколебимым» авторитетам, бесстрашием мысли и деяний. Не страшась преисподней, он вступает в сделку с дьяволом ради знаний и радостей земной жизни. Отвага разума позволяет ему дерзко порвать с зависимостью от запретов церкви во имя познания тайн природы и полнокровной деятельной жизни. Именно духовная отвага сделала Фауста символом неутомимых поисков свободной человеческой мысли. Это-то и влечет к нему снова и снова поэтов, композиторов, художников.

Работа содержит 1 файл

зарубежка.docx

— 24.14 Кб (Скачать)

Система образов  в произведений:

А)Фауст и Вагнер

Б) Фауст и Мефистофель

В)Маргарита и Елена

Г)народ

1.Фауст и Вагнер

1)Фауст: Фауст - историческая личность, средневековый ученый, занимавшийся, по преданию, также магией, «чернокнижием», астрологией. Народная легенда наделила Фауста мощной тягой к знаниям, презрением к каким-либо «непоколебимым» авторитетам, бесстрашием мысли и деяний. Не страшась преисподней, он вступает в сделку с дьяволом ради знаний и радостей земной жизни. Отвага разума позволяет ему дерзко порвать с зависимостью от запретов церкви во имя познания тайн природы и полнокровной деятельной жизни. Именно духовная отвага сделала Фауста символом неутомимых поисков свободной человеческой мысли. Это-то и влечет к нему снова и снова поэтов, композиторов, художников.

..Не такой,  как все; он служит по-иному;

Ни пить, ни есть не хочет по-земному;

Как сумасшедший, он рассудком слаб,

Что чувствует  и сам среди сомнений;

Всегда в  свои мечтанья погружен,

То с неба лучших звезд желает он,

То на земле  — всех высших наслаждений,

И в нем  ничто — ни близкое, ни даль —

Не может  утолить грызущую печаль.

Гете «Фауст»

Фауст представлял  собой тип мыслителя, стремящегося во что бы то ни стало постичь тайны природы и жизни. Все эти черты и взял писатель за основу при создании образа своего героя. Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с «глухой каменной норой», мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении «тлена и хлама». Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии. Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.

 Мы видим, какой  полнотой жизни, радостью, живым  восприятием природы наполнена  сцена появления героя на весеннем  празднике. Он чувствует воскрешение  самого народа, который стремится  вырваться «из душного города  в поле, на свет». Подобные настроения  и атмосфера очень близки душевному  состоянию самого Фауста. Ведь  он желает не только узнать  мир, но и донести луч знания  до других людей. Именно этим  обусловлено его стремление перевести  на родной язык Евангелие —  одну из самых популярных и  важных книг. Но здесь им овладевают  сомнения. «В начале было Слово, и слово было Бог», — говорит великая книга. Но герой возражает: «Я слово не могу так высоко ценить». Он с уверенностью заменяет текст: «Деяние — начало бытия». И в этой фразе заложен основной смысл его образа. Гете утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как только в этом случае человек может познать себя и окружающий мир. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского, «...нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием». Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.

 Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья? 

 Дух человеческий  и гордые стремленья 

 Таким, как  ты, возможно ли понять?

 — отвечает  герой своему искусителю, который  хочет потопить его стремления  в омуте низменных удовольствий. Фауст дает клятву никогда  не поддаваться соблазну покоя  и довольства:

 Когда на ложе  сна, в довольстве и покое,

 Я упаду, тогда  настал мой срок!

 Когда ты льстить  мне лживо станешь

 И буду я  собой доволен сам,

 Восторгом чувственным когда меня обманешь,

 Тогда — конец!

Путь Фауста труден, им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, устояв перед  всеми соблазнами, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого  духа. Он понимает, что для достижения прогресса недостаточно только высоких  стремлений и мечтаний. За золотой  век нужно бороться, ведь 

...только тот достоин  жизни и свободы, 

 Кто каждый  день за них идет на бой. 

 Люди должны  верить в себя и надеяться  лишь на свои силы, на свой  «свободный труд» — таков вывод  Фауста.

 Образ, созданный  Гете, вошел в мировую культуру  как один из «вечных образов». Своим произведением автор надеялся  пробудить в людях стремление  к совершенству, помочь формированию  поколения, исполненного мужества, достоинства, силы духа и жажды  деятельности. Он до конца своих  дней не утратил веры в человека, в его высокое предназначение.

2) Вагнер-браз Вагнера — самодовольного обывателя в науке, который видит весь смысл своих ученых занятий лишь в том, чтобы поглощать за томом том, страницу за страницей!

"Ничтожный червь  сухой науки", как презрительно  характеризует его Фауст, Вагнер  воплощает мертвую теорию, оторванную  от практики. Глубокий смысл противопоставления  двух образов с большим художественным  мастерством раскрывается в сцене  "За городскими воротами". Перед  нами крестьяне, ремесленники, бюргеры,  студенты, служанки. В радостный  весенний праздник они собрались  под ликующим солнцем на зеленой  лужайке у стен старинного  средневекового города. Вся сцена  овеяна светлым чувством пробуждения  природы. Но не только природа  очнулась после зимнего сна.  Фаусту кажется, что весь мир  празднует свое воскрешение. 

 Из комнаты  душной, с работы тяжелой, 

 Из лавок, из  тесной своей мастерской,

 Из тьмы чердаков, из-под крыши резной 

 Народ устремился  гурьбою веселой...

Город с его угрюмыми крепостными стенами, с узкими улицами  островерхих домов представляется как символ мрачного средневековья, из тесных пределов которого стремится  вырваться сам Фауст. Радостно смешивается  он с толпой крестьян и здесь, среди  народа, впервые ощущает себя человеком. Народ с уважением встречает  Фауста и благодарит его за помощь во время эпидемии. А Вагнер чуждается  народа, боится и не понимает его.

2.Фауст и Мефистофель:

В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является, пожалуй, одной из главных  идей. В борьбе противоречий создается  гармония мира, в столкновении идей — истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как  известно, создавалась диалектика Гегеля). Два героя произведения немецкого  поэта — Фауст и Мефистофель  — наглядно демонстрируют это  диалектическое родство положительного и отрицательного начал.

Рожденный суеверной  народной фантазией, образ Мефистофеля  в произведении Гете воплощает в  себе дух отрицания и разрушения,Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное — жизнь. 

Бороться иногда мне не хватает сил, — 

Ведь скольких я  уже сгубил, 

А жизнь течет  себе широкою рекою… 

В сущности, он тоже созидает, но через отрицание: 

…Частица силы я, 

Желавшей вечно зла, творившей лишь благое. 
 
 

Вкладывая в свои образы высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретности образа. Фауст и Мефистофель  наделены определенными человеческими  чертами, поэт обрисовал своеобразие  их характеров. Фауст — неудовлетворенный, мятущийся, «бурный гений», страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать  трагические ошибки. Натура горячая  и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он беспечно эгоистичен по неведению  и всегда бескорыстен, отзывчив, человечен. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его  в постоянных сомнениях и тревогах. Фауст — это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель — антиподы, Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется «за пределы», второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы, и весело им потакает — ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом. 

Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его, В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, не в его насмешках звучит правда, горькая даже для него — духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди — пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона, Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного. И он, лермонтовский демон, печален. 

Мефистофель Гете подчас добрый малый. Он не страдает, ибо не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что оно — вечно, что никакими потугами его не переделать. Ему смешон человек, который при всем своем ничтожестве пытается что-то исправить в мире. Ему забавны эти потуги человека, он смеется. Смех этот снисходительный. Так смеемся мы, когда ребенок, сердится на бурю. Мефистофель даже жалеет человека, полагая, что источник всех его страданий — та самая искра Божья, которая влечет его, человека, к идеалу и совершенству, недостижимому, как это ясно ему, Мефистофелю. Мефистофель умен. Сколько иронии, издевательства над ложной ученостью, тщеславием людским в его разговоре со студентом, принявшим его за Фауста! 

Теория, мой друг, суха,  

Но зеленеет жизни  древо. 

Он разоблачает  лжеучения («спешат явленья обездушить»), иронически поучает юнца: «Держитесь слов», «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь», «Спасительная  голословность избавит вас от всех невзгод», «В того невольно верят  все, кто больше всех самонадеян»  и т. д. Попутно Гете устами Мефистофеля  осуждает и консерватизм юридических  основ общества, когда законы —  «как груз наследственной болезни». 

Вот такими предстают главные герои Гете. Поэт выбрал и переработал многовековую легенду о докторе Фаусте и переработал ее по-своему, на свой философский и художественный манер. Все произведение раскрывает эстетические взгляды Гете, которые и подтверждаются с помощью диалектичности образов Фауста и Мефистофеля. Уже «Пролог на небесах» раскрыл философию автора, его взгляды на человека, общество, природу. 

Поэма Гете напоминает гигантскую симфонию, через которую  проходит, варьируясь, то затихая, то. набирая силу, по пути подхватывая новые мотивы, сливаясь с ними, затухая и возгораясь снова и снова, единая тема — Человек, Общество, Природа. В «Прологе на небесах» идет речь именно о нравственной стойкости человека, о его способности противостоять низменным инстинктам. Все эти проблемы и решает Гете с помощью диалектического единства противоположностей — Фауста и Мефистофеля.

3.Маргарита и Елена

1)маргарита-МАРГАРИТА (нем. Margarete) — героиня трагедии И.-В.Гете «Фауст» (первая часть — 1806)). В тексте Гретхен. М. — возлюбленная Фауста, первое искушение, предложенное ему Мефистофелем. Этот образ создан фантазией Гете: в народных легендах М. отсутствует. Фауст, вернувший молодость в «Кухне ведьмы», встречает на улице красивую девушку и с первого взгляда в нее влюбляется. М. — юная, неискушенная девушка строгих правил, живущая с матерью и младшей сестрой. Она полюбила впервые в жизни и не может противиться чувству, готова к самопожертвованию ради любви. Обаятельный, поэтический образ раскрывается в ее знаменитом монологе «за прялкой». М. — « 

 М. религиозна, ее волнует отсутствие у Фауста веры в понятной ей форме, с отправлением религиозных обрядов, с почитанием святых даров. Она мучительно переживает, что согрешила, что в глазах всех преступница. Узнав, что ждет ребенка, М. страстно и исступленно молится, прося помощи у неба. Судьба М. трагична вдвойне: она жертва не только дьявольских козней, но и ханжеских предрассудков мира, в котором она живет. Любовь принесла ей высокий душевный взлет, а в результате она оказалась отвергнутой всеми грешницей. М. становится невольной убийцей матери: чтобы мать не мешала любовному свиданию, Мефистофель дает Фаусту вместо снотворного яд. После рождения незаконного ребенка М. впадает в безумие и становится детоубийцей. Ее приговаривают к смерти. По убеждению Мефистофеля, М. осуждена на вечные муки, но в финале первой части, в последние мгновения жизни М., раздается голос свыше: «Спасена!» — небеса прощают ту, которая земными законами признана грешницей.

первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и он требует от чёрта чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофель помогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь что Фауст в её объятиях найдёт то прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тут чёрт оказывается побит.

 Если поначалу  отношение Фауста к Маргарите  было только грубо чувственным,  то уже очень скоро оно сменяется  всё более истинной любовью. 

Информация о работе Система образов в проивзедении фауст