Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.

Работа содержит 1 файл

Конспект урока .docx

— 21.13 Кб (Скачать)

4-2 Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как  предмета, формирующего человека.

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЬЕСЕ  М. ГОРЬКОГО «На дне»

 

Роль Луки в драме «На  дне». Лука – врачеватель душ  или лжец?

 

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию 

                     собственной точки зрения на  образ Луки и его жизненную  позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Слово учителя:

         На  прошлом уроке мы с вами  начали знакомство с пьесой  М. Горького «На дне». Нашим  взорам предстала неприглядная  картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный  своды, закопченные с обвалившейся  штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.

              - Какие ассоциации вызывает у  вас это имя?

• Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.

• Лука – производное от слова «лукавый», т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством.

• Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.

Так кто же он, этот «любопытный» старичок?

Лукавый бес или апостол?

Какова его цель?

Какую роль отводит ему  Горький в пьесе?

Каково отношение автора к герою?

На эти сложные вопросы  нам предстоит сегодня дать исчерпывающие  ответы.

 

Аналитическая беседа:

- Как обитатели ночлежки  воспринимают свое положение  до появления Луки?

 

         В  экспозиции мы видим людей,  в сущности, смирившихся со своим  унизительным положением. Ночлежники  вяло, привычно переругиваются, и  Актер говорит Сатину: «Однажды  тебя совсем убьют…до смерти…»  «А ты – болван», - огрызается  Сатин. «Почему?» - удивляется  Актер. «Потому что – дважды  убить нельзя». Эти слова Сатина  показывают его отношение к  тому существованию, которое они  все ведут в ночлежке. Это не  жизнь, они все уже мертвы. Кажется,  все ясно. Но интересна ответная  реплика Актера: «Не понимаю…почему  – нельзя?» Может быть, именно  Актер, умиравший не раз на  сцене, глубже других понимает  ужас положения. Ведь именно  он кончит жизнь самоубийством  в конце пьесы. 

         Люди  ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее  время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк  был». Бубнов произносит философскую  сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»

         Только  один Клещ не смирился еще  со своей участью. Он отделяет  себя от остальных ночлежников:  «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.

 

- Как отнеслись ночлежники  к появлению Луки? Почему тянулись  душой к нему как бледные  ростки к солнцу?

         Он  вселяет надежду в умирающую  Анну, Пепла, Актера. Единственный  человек, который во всякую  минуту обращен к миру и  к людям, который не только  слышит, но и видит, не просто  говорит, а отвечает. И на эти  редкие его качества тотчас  появляется острейший спрос.

 

-Еще раз послушаем разговор  старца с ночлежниками. Подумайте,  почему слова Луки так взволновали  его собеседников?

         К  единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)

         От  Луки требует ответа на свои  вопросы и Пепел. (Разговор Пепла  и Луки.)

         Жаждет  быть услышанным и Актер. (Диалог  Актера и Луки.)

 

- Так почему слова Луки  так взволновали его собеседников?

         И  лечебница для пьяниц, и спасительный  простор Сибири, и настоящая любовь- се это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.

 

- К чему зовет Лука  падших изгоев? Прочитаем высказывания  Луки, в которых звучит его  философия жизни.

- Как вы думаете, верит  ли Лука сам в то, во что  призывает поверить других?

         Нет  оснований усомниться. Ведь он  в полном соответствии со своей  проповедью бесконечно внимателен  и уважителен к каждому. Для  него человек, «каков ни есть  – а всегда своей цены стоит».

- Что движет Лукою в  его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?

         Нет,  даже никому не верящий, циничный  Бубнов это понимает: «Вот –  Лука, примерно…много он врет…и  безо всякой для себя пользы. Но если не для себя –  тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» - удивляется Бубнов.

«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» - спрашивает Наташа.

- Так действительно, почему  же он такой добрый?

         Лука  ответ  дает сам: «Надо кому-нибудь  и добрым быть…жалеть людей  надо! Христос – он всех жалел  и нам так велел.»

- А вы кому из обитателей  костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?

         И  поведение, и слова, и само  присутствие старика располагает  к спокойному доброму разговору.  Даже непробиваемый Бубнов, и  тот исповедуется перед Лукой,  поощряемый вниманием и сочувствием.  Любой человек жаждет быть  услышанным и понятым.

         Холодное  равнодушие окружающего мира  страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой  жадностью накинулся Мармеладов  на Раскольникова, в котором  угадал способность услышать  чужое страдание. Витиевато, многословно  и вместе с тем торопливо  и сбивчиво изливает он свою  душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной.» И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем.» Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»

 

- Какой еще писатель  поведал нам о горьком одиночестве  среди людей?

         О  сытых, равнодушных написан рассказ  А. П. Чехова «Тоска». В рассказе  у извозчика Ионы умирает сын.  Иона хочет рассказать об этом  кому-нибудь, поговорить, излить душу  и таким образом хоть немного  облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один  человек не хочет выслушать  Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.

         В  своей статье в «Литературной  газете» Даниил Гранин рассказал  случай из собственной жизни,  имеющий прямое отношение к  теме наших размышлений.

         Попав  с травмой в больницу, он от  боли не спал по ночам, бродил  по коридорам, заставленным койками  и раскладушками, и оказывал  посильную помощь покинутым немощной  нашей медициной больным. И  вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая  женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.

         Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит?  Но послушаем дальше Гранина:  «На фронте повидал я всяких  смертей. И то, что люди умирают  в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта  женщина, томясь от одиночества  перед лицом смерти. Невыносимое,  должно быть чувство. Наказание  страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу  о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни  – как это соединить с тем,  что вот человек, отработав  весь свой век, умирает в  такой заброшенности? Не стыд  ли это, не позор и вина  наша всеобщая?

         Статья  Д. Гранина, пробудившая долгие  годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.

         Лука, жалеющий и утешающий, и являет  нам пример истинного милосердия. Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского  чтения пьесы, подчеркивали, что  лучше всего писателю удавалась  роль Луки, и особенно – сцена  у постели Анны. М. Ф. Андреева  вспоминала: «Горький читал великолепно,  особенно хорошо Луку. Когда он  дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался  от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит:

- Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт  знает, а? Правда, хорошо?

 

- Чем же был вызван  этот восторг, как не впечатлением  органического слияния автора  и героя в порыве сострадания.

«Ты, брат, молодец! – говорит  старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»

 

-Есть ли в пьесе хоть  один момент, когда мы можем  с торжествующим криком: «Держите  вора!» - поймать его на откровенной  вредоносной лжи?

         Подтверждено  документально, что то время  в России существовали 3 лечебницы  для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.

 

- А действительно ли  Сибирь то место, где Пеплу  легче всего начать новую жизнь,  порвав навсегда связи со своей  средой?

         Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного  человека, а Пепел таков, предоставляет  довольно богатые возможности  устроить свою жизнь. А главное  ведь в том, что Пепел, как  он сам говорил, начал воровать  потому прежде сего, что за  всю жизнь никто его иными  именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.

 

-Лжет ли Лука Насте?

         Не  лжет Лука и Насте, он только  убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» - реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.

         Не  к примирению, а к действию  зовет «лукавый» старец: он будит  в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо.  Итак, Лука не лгал, а будил  надежду в людях.

 

-Так кто же он –  апостол или бес?

Обсуждение вопроса.

 

-Вот таким милосердным,  добрым увидели мы Луку в  пьесе.

-А каково отношение  Горького к герою и его философии?

 Лука исчезает после  убийства Костылева. Почему?

         В  разговоре с писателем В. Шишковым  Горький произнес:

-Лука? Пройдоха. Жулик.

-Однако со сцены он  выглядит симпатичным.

-Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно.

 

         Так  почему же у Горького такое  негативное отношение к Луке?

Об этом поговорим на следующем  уроке.

Тема следующего урока  «Философский спор о правде в пьесе  «На дне».

 

Домашнее задание: Выписать в тетрадь высказывания Сатина, Бубнова, Луки о человеке, труде, правде, жизни. Устный ответ на вопрос: «Какова авторская позиция в этом споре?»

        

 


Информация о работе Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека