Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".

Работа содержит 1 файл

Система ценностей в послов и поговорках курсовая.doc

— 308.50 Кб (Скачать)


Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

Введение.

 

      В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

      Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир,  в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и  в более решающей степени,  -  человеческими  ценностями...  и  что  борьба  за спасение планеты становится, в конечном итоге,  борьбой  за  ценности  более высокого  порядка".(14,с.74).  Сперри   обосновал   необходимость   создания аксиологической  науки,   исследующей   предмет   универсальных   ценностей, обеспечивающих целостное благополучное существование человека и мира.  Более того, он доказал в ученом мире положение,  что только  ценностный  подход  - только создание  новых  этико-моральных  ценностей  -  способен  свести  все научные знания к единственной "теории всего".

      Ценности, родились в истории человеческого  рода  как  некие  духовные опоры, помогающие человеку  устоять  перед  лицом  рока,  тяжелых  жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в  ее  осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с  представлением  об  идеале,  желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

      Термин «аксиология» - вошёл  в  оборот  в  начале     века.  Авторство

принадлежит П. Лапи и  Э.  Гартману,  они  обозначили  им  новый  и  ставший самостоятельным раздел философии, занимающийся ценностной  проблематикой.  В России вплоть до начала 60-х годов  аксиология  находилась  под  официальным запретом как буржуазная “лженаука”. В 1960 г. была  опубликована  монография В.П.  Тугаринова  “О  ценностях  жизни  и   культуры”,   положившая   начало разработке основных аксиологических понятий. Затем появились десятки  статей на эту тему и работы: Василенко В.А. «Ценность и  оценка»,  Дробницкий  О.Г. «Мир  оживших  предметов.  Проблема  ценности  и  марксистская   философия», Столович Л.Н. «Природа эстетической ценности»  и  другие.  "Ценность  -  это реальный  ориентир  человеческого   поведения,   формирующий   жизненные   и

практические установки людей", - писал российский  философ  И.Т.  Фролов.  А

потому, представляет важность и интерес изучать   "  аксиологию  -  науку  о

ценностях жизни и  человека,  содержание  внутреннего  мира  личности  и  ее

ценностные ориентации".

      Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом

характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к

моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой

культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на

уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных

человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки

окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок,

наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлен весь

познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические,

художественные  и  воспитательные идеалы. Они хранят историю движения

народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и

антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все

тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и

отражения. Именно этот  аспект языкового  сознания  фиксируется  в  широко

известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее

история,  отражаясь  в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296).

Люди исчезали, но слова, создаваемые  ими, вошедшие в сокровищницу - родной

язык, остались бессмертными».

      «Русский  народ  создал  огромную  изустную  литературу - мудрые

пословицы  и поговорки…Напрасно  думать, что  эта  литература  была  лишь

плодом  народного  досуга. Она  была  достоинством  и  умом  народа. Она

становила  и  укрепляла  его  нравственный  облик, была  его  исторической

памятью, праздничными  одеждами  его  души  и  наполняла глубоким

содержанием всю  его  размеренную  жизнь, текущую  по  обычаям и обрядам,

связанным  с  его  трудом, природой  и  почитанием  отцов  и  дедов» (66,

с. 17). Слова  А. Н.  Толстого  очень  ярко  и  точно  отражают  суть

фольклора.  Фольклор – это народное  творчество,  очень  нужное  и  важное

для  изучения  народной  психологии  в  наши  дни.  Фольклор  включает  в

себя  произведения, передающие  основные  важнейшие  представления  народа

о  главных  жизненных  ценностях: труде, семье, любви, общественном  долге,

родине. На  этих  произведениях  воспитываются  наши дети  и сейчас. Знание

фольклора  может  дать  человеку  знание  о  русском  народе, и  в

конечном  итоге о самом  себе.

      Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через

пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного

народного творчества на уровень воспитанности младших школьников в процессе

обучения их на уроках литературного чтения и русского языка. Поэтому

актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами:

       -   недостаточной    изученностью    влияния    пословиц   и

          поговорок    как литературного жанра на воспитание ребёнка;

       -   значением   изучения   пословиц   и   поговорок   для

          интеллектуального и нравственного уровня младших школьников;

       -    низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в

       современном обществе.

    Использование пословиц и поговорок в обучении имеет давнюю историю, и

обращение к ним современного учителя было бы делом далеко небесполезным. В

этой истории значительное место занимает Ф. И. Буслаев, который в своей

работе «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) изучение пословиц и

поговорок выделял в качестве самостоятельного вопроса. Актуальным и ценным

является методический подход выдающегося учёного.

      Что же представляют собой пословицы и поговорки как учебный материал?

Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял

этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи,

иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь».(1,

с.18). Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание,

но без притчи, без суждения, заключения, применения» (1, с. 20).

      Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком,  его

деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо  всём

имеет своё собственное,  народное  конечное  суждение.  Народная  позиция  в

пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда  даже  категоричная,  часто  с

иронией: «Думай двояко, а делай  одинако»,  «думал,  думал  –  жить  нельзя,

пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».

    Объект исследования -  процесс обучения в начальной школе.

    Предмет  исследования  -  работа   над   пословицами   и   поговорками,

формирующими  систему  ценностей  в  жизни  каждого   ребёнка   на   уроках

литературного чтения и русского языка в начальной школе.

    Гипотеза  исследования  –  мы,  считаем  возможным,  предположить,  что

благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в начальной  школе,

возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а  так

же добросовестности и трудолюбия учащихся младших классов.

    Целью данного исследования  является  обобщение  сведений,  накопленных

наукой  в  изучении  системы  ценностей  на  основе  пословиц  и  поговорок;

необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное  явление,

показать их отношение  к  исторической  и  социальной  действительности,  их

воспитательную значимость.

    В  соответствии  с  гипотезой  и  целью  исследования  были  определены

основные задачи:

       -  изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;

        - выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок;

       -   выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным

          материалом;

       -    показать дидактический аспект работы над пословицами и

       поговорками на уроках чтения и русского языка в начальной школе.

         Важнейшие источники исследования:

        1. литература по вопросам теории и методике проблемы;

        2. работы учащихся;

        3. опыт учителей, методистов, описанный в литературе, периодической

           печати.

      Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была

разработана программа исследования, которая включала следующие методы

исследования:

       -  наблюдение за учебным процессом;

       -  изучение состояния проблемы в опыте учителей;

       -   сравнение,   сопоставление,   анализ   учебно-методической

          литературы   и экспериментально полученные данные по проблеме

          исследования,

         - изучение результатов деятельности,

         -  протоколирование фрагментов уроков,

         - интерпретация полученных данных в методические рекомендации.

Практическая  значимость  исследования:  разработанные  методические  советы

формирующие систему ценностей ребёнка в работе с пословицами  и  поговорками

на  уроках  литературного  чтения  и  русского  языка  в  начальной   школе.

Теоретические выводы могут быть использованы  в  практике  работы  начальной

школы.

      Объём и структура работы: работа состоит  из  «введения»,  двух  глав,

заключения,  списка  изученной  литературы,  приложения.  Объём    71   стр.

печатного текста.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей в жизни

        ребёнка на основе пословиц и поговорок русского народа.

       1. Понятие об аксиологии.

 

      Этнографы,   этнопсихологи   говорят   об   устойчивых    особенностях

национального поведения, не  подверженных  господствующим  в  тот  или  иной

исторический период  идеологии,  политическому  устройству,  о  неизменности

определяющих духовную жизнь  нации  археотипов  –  способах  связи  образов,

лежащих в основе творческого понимания мира и передающихся  из  поколения  в

поколение. Своеобразие  и  стабильность  менталитета  той  или  иной  нации,

этническая доминанта, по  выражению  Л.Н.  Гумилёва,  базируется  на  некоей

совокупности  национальных  ценностей,  ориентация  на  которые   определяет

вектор поведения людей в  ситуации  исторического  выбора.  Ценность  –  это

понятие,  используемое  в  гуманитарных  науках  для  обозначения   явлений,

объектов,  их  свойств,  а  также  абстрактных  идей,  воплощающих  в   себе

общественные идеалы и выступающие как эталон должного.

                           Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее

                           смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и

                           каждого  события, и каждого поступка.

 

                               Н.О. Лосский.

      Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект

таким, каким он является сам по себе, а знание объекта для человека, для

удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей

жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика

человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью

Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа