Символические образы деревьев в русской поэзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 05:19, творческая работа

Описание работы

В работе проделана попытка сопоставить русскую поэзию в аспекте употребления символических образов деревьев, установить природу национального своеобразия поэтической образности.

Работа содержит 1 файл

Символические образы деревьев.doc

— 59.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Символические образы деревьев в

    русской поэзии 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Леднев  Сергей

                  ученика 7 «А» класса

                   

                  Проверила :

                  Тропокова.Т.А  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

       Образы  природы – неотъемлемая часть  поэзии. Через образы природы автор  передает свое душевное состояние, показывает красоту мира. Очень часто в поэзии употребляются образы деревьев. Символические образы деревьев в поэзии  уходят корнями в мифологию, в фольклор. У каждого народа образы деревьев специфичны, национально-самобытны, поскольку, как отмечает Г.Гачев., «индивидуум, выросший в атмосфере определенной национальной культуры, одарен ею талантом особого видения явлений бытия – даже в физике, не говоря уж об искусстве и поэзии. Национальная природа и дух питают  интеллект и воображение своих детей, снабжают особыми архетипами, оригинальными интуициями, неповторимыми образами, странными ассоциациями»

       Именно  это и определило цель нашего исследования: вывить наиболее характерные для поэзии определенного народа (в данном случае русского) символические образы деревьев.

       Гипотеза  исследования: Средства поэтической  образности всегда национально-самобытны  и уходят корнями в мифологию  и фольклор народа. Они определяются национальным менталитетом, который  находится в глубинной связи  с условиями проживания народа.

       Объект исследования: символические образы деревьев в русской  поэзии.

       Предмет исследования: общее и национально-самобытное в использовании русскими  поэтами  символических образов деревьев.

       Научная новизна исследования: проделана  попытка сопоставить русскую  поэзию в аспекте употребления символических образов деревьев, установить природу национального своеобразия поэтической образности. 
 

Символические образы деревьев в  русской  поэзии.

Образы  мирового дерева в  русской  мифологии.

       Образ мирового дерева существует практически у всех народов, что отмечают исследователи: «ДРЕВО МИРОВОЕ (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Д. м. засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчёркиванием той или иной частной функции) - «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т. п.; более редкие варианты: «древо смерти», «древо зла», «древо подземного царства (нижнего мира)», «древо нисхождения». С помощью Д. м. во всём многообразии его культурно-исторических вариантов [включая и такие его трансформации или изофункциональные ему образы, как «ось мира» (axis mundi), «мировой столп», «мировая гора», «мировой человек» («первочеловек»), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь и т. п.] воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира» (9)

       Есть  мировое дерево и в славянской мифологии: «Мировое дерево, древо жизни — в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни — преисподней. Образ МИРОВОГО ДЕРЕВА характерен для русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет разные — вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)— координаты мира. МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные координаты; ср. загадку: “Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда и т. д.— о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах МИРОВОЕ ДЕРЕВО помещается в центре мира, на острове среди океана (“пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. п. На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в заговорах обитают боги и святыеБогородица, Параскева и др., у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (“руне”) змея (Шкурупея) и т. п.» (8).

       Как видим, в основном в роли мирового дерева в славянской мифологии выступает  дуб, что подтверждается использованием образа дуба в русском фольклоре: в сказках, в загадках, в пословицах и поговорках.

      Лиственницы, например, сравниваются, с мужчинами: «словно солидные люди, о чем-то переговариваясь, крупные лиственницы росли» («Тойон Дьагарыма»). Также с этим же деревом сравниваются внешний облик богатыря и его лошади: «человек ростом с лиственницу без вершины», «гнедой скакун высотой до срединных ветвей лиственницы». Руки, ноги, мыщцы богатыря айыы олонхосуты уподобляют лиственнице: « с могучими мускулами, словно плотно всаженными из главного ствола толстой лиственницы», «имел он сильные руки, похожие на скругленное дерево». Иногда с лиственницей сравнивают и богатыря абаасы: «там сидит черный человек, подобный тени лиственницы в лунную ночь».

      Березы- женщины: «словно дородные важные барышни  гурьбой идут, растет  березовая  роща».  Высохшие березы  олицетворяет увядание женщины. Туйаарыма Куо  причитает: «я увяну, словно высохшая береза» («Нюргун Боотур Стремительный»).

      Таким образом, и в русской существует понятие «священного мирового дерева». В роли мирового образа выступает дуб.  

    1. Символические образы деревьев в русской поэзии

       На  наш взгляд, наиболее употребляемые символические образы деревьев в русской поэзии – это дуб и береза.

       Все то, чем дерево выделяется среди  других форм растительности   (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который у поэтов  выступает как образ жизненной мощи.

       Так, например, возьмем хрестоматийное пушкинское «У лукоморья дуб зеленый…»  Во вступлении к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин, продолжая мифологические традиции,   характеризует дуб как мировое дерево, основу основ.     

       У М.Ю. Лермонтова дуб также выступает  как олицетворение вечности, незыблемости:

       Надо  мной, чтоб вечно зеленея,

       Темный дуб склонялся и шумел.

       («Выхожу  один я на дорогу»)

       Часто использует образ дуба и А.А. Фет:

       «Учись у них, у дуба, у березы.

       Кругом  зима. Жестокая пора!

       Напрасные на них застыли  слезы,

       И треснула, сжимаяся, кора. 

       Все злей метель и с  каждою минутой

       Сердито рвет последние листы.

       И за сердце хватает  холод лютый;

       Они стоят, молчат; молчи  и ты! 
 

    В стихотворении «Одинокий дуб» дуб сравнивается со старым витязем:

    Смотри, синея друг за другом,

       Каким широким полукругом

       Уходят  правнуки твои.

       Одни  лишь ты, старик упорный, 

         От зноя тенью  благотворной

       Хранишь межу родной земли. 

    Вотще веков минувших сила

    Твою  вершину обнажила:

    Ты  непреклонен до конца,

    И долго, долго будут  годы

    Рукой суровой непогоды

    Рвать зелень пышного венца. 

    И под изрытою корою

    Ты  полон силой молодою…

    Так старый витязь, сверстник  твой,

    Не  остывал душой  с годами

    Под иззубренными мечами,

    Давно заржавленной броней. 

    Все дольше. Дольше с  каждым годом

    Вокруг  тебя незримым ходом,

    Ползет  простор твоих  корней,

    И, в их кривые промежутки

    Гнездясь, пригорки с незабудки

    Глядят  смелее в даль степей. 

    Когда же, вод взломав  оковы,

    Весенний  ветр несет в дубровы

    Твои  поблеклые листы.

    С ним вести на простор  широкий,

    Что жив их пращур одинокий,

    Ко  внукам посылаешь  ты. 

       В поэзии С. Есенина дуб не такой постоянный герой, как другие деревья. Дуб упоминается всего в трех стихотворениях ("Богатырский посвист",     1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.)

       Зато  самым любимым образом дерева является для С.А.  Есенина образ березы. Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.

       Образ березы использовался и другими  поэтами. Так, например, прекрасное стихотворение А.А. Фета «Печальная береза» посвящено именно этому дереву.

       Печальная береза

       У моего окна,

       И прихотью мороза

       Разубрана она. 

       Как гроздья винограда,

       Ветвей  концы висят, -

       И радостен для взгляда

       Весь  траурный наряд. 

       Люблю игру денницы

       Я замечать на ней,

       И жаль мне, если птицы

       Стряхнут  красу ветвей.

       По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России». Ей посвящено 47 стихотворений поэта. Во многом под влиянием фетовского стихотворения написана «Береза»:

       Белая береза

       Под моим окном

       Принакрылась  снегом,

       Точно серебром. 

       На  пушистых ветках

       Снежною каймой

       Распустились  кисти

       Белой бахромой. 

       И стоит береза

         В сонной тишине,

       И горят снежинки

       В золотом огне. 

Информация о работе Символические образы деревьев в русской поэзии