Ко второму поколению «мирискусников»
принадлежали Борис Михайлович Кустодиев,
одареннейший автор ироничной стилизации
народного лубка, Зинаида Евгеньевна
Серебрякова, исповедовавшая эстетику
неоклассицизма. Заслугой «Мира искусства»
было создание высокохудожественной книжной
графики, эстампа, новой критики, широкая
издательская и выставочная деятельность.
Московские участники выставок,
противопоставив западничеству
«Мира искусства» национальную
тематику, а графическому стилизму
– обращение к пленэру, учредили выставочное
объединение «Союз русских художников».
В недрах «Союза» развился русский вариант
импрессионизма и оригинальный синтез
бытового жанра с архитектурным пейзажем.
Художники объединения «Бубновый
валет» (1910—1916), обратившись к эстетике
постимпрессионизма, фовизма и кубизма,
а также к приемам русского лубка и народной
игрушки, решали проблемы выявления материальности
натуры, построения формы цветом. Исходный
принцип их искусства составлял утверждение
предмета в противовес пространственности.
В связи с этим изображение неживой натуры
– натюрморт – выдвигалось на первое
место..
«Лирический кубизм» Роберта Рафаиловича
Фалька отличался своеобразным психологизмом,
тонкой цвето-пластической гармонией.
Школа
мастерства, пройденная в училище у таких
выдающихся художников и педагогов, как
В. А. Серов и К. А. Коровин, в сочетании
с живописно-пластическими экспериментами
лидеров «Бубнового валета» определили
истоки оригинальной художнической манеры
Фалька, ярким воплощением которой является
знаменитая «Красная мебель».
С середины 10-х годов важным
компонентом изобразительного стиля
«Бубнового валета» стал футуризм,
одним из приемов которого
был «монтаж» предметов или
их частей, взятых из разных
точек и в разное время.
Примитивистская тенденция, связанная
с ассимиляцией стилистики детского
рисунка, вывески, лубка и народной
игрушки, проявилась в творчестве
М. Ф. Ларионова, одного из
организаторов «Бубнового валета.
Как народному наивному искусству,
так и западному экспрессионизму
близки фантастически-иррациональные
полотна Марка Захаровича
Шагала. Сочетание фантастических полетов
и чудесных знамений с будничными подробностями
провинциального быта на полотнах Шагала
сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской
линией соприкасалось уникальное творчество
Павла Николаевича Филонова.
К 10-м годам прошлого столетия
относятся первые эксперименты
русских художников в абстрактном
искусстве, подлинными теоретиками
и практиками стали Василий
Васильевич Кандинский
и Казимир Северинович
Малевич. В то же время творчество
Кузьмы Сергеевич а
Петрова-Водкина, декларировавшего
преемственную связь с древнерусской
иконописью, свидетельствовало о жизненности
традиции. Необычайное разнообразие и
противоречивость художественных исканий,
многочисленные группировки со своими
программными установками отражали напряженную
общественно-политическую и сложную духовную
атмосферу своего времени.
«Серебряный век» стал именно
той вехой, которая предрекла
грядущие изменения в государстве
и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного
1917 года, неузнаваемо изменившего людские
души. Никакого «Серебряного века» после
этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась
инерция (расцвет имажинизма), ибо такая
широкая и могучая волна, каким был русский
«Серебряный век», не могла двигаться
некоторое время, прежде чем обрушиться
и разбиться.
Еще живы были большинство
поэтов, писателей, критиков, философов,
художников, режиссеров, композиторов,
индивидуальным творчеством и
общим трудом которых был создан
«Серебряный век», но сама эпоха закончилась.
Каждый ее активный участник осознавал,
что, хотя люди и остались, характерная
атмосфера эпохи, в которой таланты росли,
как грибы после дождя, сошла на нет. Остался
холодный лунный пейзаж без атмосферы
и творческие индивидуальности – каждый
в отдельно замкнутой келье своего творчества.
Попытка «модернизации» культуры,
связанная с реформой П. А.
Столыпина, оказалась неудачной.
Её результаты были меньшими,
чем ожидалось, и породили новые
противоречия. Нарастание напряжённости
в обществе происходило быстрее, чем находились
ответы на возникающие коллизии. Обострялись
противоречия между аграрной и индустриальной
культурами, что выражалось и в противоречиях
экономических форм, интересов и мотивов
творчества людей, в политической жизни
общества.
Требовались глубокие социальные
преобразования для того, чтобы
предоставить простор для культурного
творчества народа, значительные
вложения в развитие духовной
сферы общества, технической его
базы, на что у правительства не
хватало средств. Не спасало и меценатство,
частная поддержка и финансирование значительных
общественных, культурных мероприятий.
Ничто не могло кардинальным образом преобразовать
культурный облик страны. Страна попала
в полосу нестабильного развития и не
нашла иного выхода, кроме социальной
революции.
Полотно «Серебряного века» получилось
ярким, сложным, противоречивым,
но бессмертным и неповторимым.
Это было, полное солнечного сияния
творческое пространство, светлое
и жизнедающее, жаждущее красоты
и самоутверждения. Оно отразило существующую
действительность. И хотя мы зовем это
время «серебряным», а не «золотым веком»,
может быть, именно оно было самой творческой
эпохой в российской истории