Сатирическое изображение царской империи в поэмах Тараса Шевченко «Сон» и «Кавказ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:59, реферат

Описание работы

Тарас Шевченко принадлежит к величайшим народным поэтам всемирной истории литературы. Его поэзия национальная и интернациональная. Он поднял не только тему украинского народа, который стонал под гнетом царизма, но и других порабощенных наций. В своих произведениях великий поэт страстно становился на защиту угнетаемых, разоблачая и осуждая тех, кто издевался над народами, унижал их. Поэмы «Сон» и «Кавказ» является свидетельством большой гражданской смелости Шевченко, несокрушимости его духа.

Работа содержит 1 файл

Тарас Шевченко.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Сатирическое  изображение царской  империи в поэмах Тараса Шевченко «Сон»  и «Кавказ»

Тарас Шевченко принадлежит к величайшим народным поэтам всемирной истории  литературы. Его поэзия национальная и интернациональная. Он поднял не только тему украинского народа, который стонал под гнетом царизма, но и других порабощенных наций. В своих произведениях великий поэт страстно становился на защиту угнетаемых, разоблачая и осуждая тех, кто издевался над народами, унижал их. Поэмы «Сон» и «Кавказ» является свидетельством большой гражданской смелости Шевченко, несокрушимости его духа. 
- Поэму «Сон» великий Кобзарь в подзаголовке назвал «комедией». Такое жанровое определение подчеркивало ее разоблачительный, сатирический характер.

Основное  идейное направление Шевченкового «Сна» – политическое осуждение царизма как института власти. Образ царя Николая является олицетворением самодержавия 
с его человеконенавистническими, хищническими принципами. Внимание лирического 
героя, по моему мнению, более всего сосредоточено на этом образе. Свой гнев и 
негодование рассказчик направляет прежде всего против царя. Так как все, что творится на закрепащенной Украине, в каторжной Сибири, в столичном Петербурге, – узаконенное 
монархом, все преступления освящаются его всевластным именем.

Острие Шевченковой сатиры прежде всего направлено против великодержавных «богов» – царя и царицы. Сатирические портреты этих великих вельмож империи перерастают в карикатуры. «Ватюшка» – царь «сердитый», «болтает», вылез, будто с берлоги медведь», «едва переносит ноги», от похмелья аж посинел, «вылупил баньки из лба», «будто бешеный гремит» и т.п.. Беспощадно насмехается поэт и с царицы. Она «будто опенок засушенный, тонкая, длинноногая, да еще и на бедствие, несчастная, качает главой», «будто и цапля между птицами, скачет, бодрится». Великодержавная пара, «будто сычи надутые», совещаются «в отечестве… и новых петлицах, и в муштрах новейших». Соседство в художественном контексте слов «отечество», «муштра», «петлицы» бесспорно, целиком понятно, оно раскрывает, что империя только и держится на военной силе и штыках.

Здесь же автор гневно казнит придворную знать, этих «блюдолизов», ревностных служителей империи. Они «золотом облиты», «будто кабаны отъевшиеся – мордастые, пузатые».

Вершиной  Шевченкового сатирического смеха есть гротескная картина, которую Иван Франко назвал «генеральным мордобитием». Она раскрывает всю механику Русской империи, где все решается насилием. Итак, в поэме «Сон» идея изобличения империи и борьбы против нее есть сквозной. Соответственно трикартинной композиции произведения поэт трижды, каждый раз по-иному, провозглашает ее: первый раз – в риторическом вопросе «Долго ли еще на семь миру палачам властвовать?», вторично – в лирическом обращении к революционерам-кайданникам – раскинуть свои дум-цветы, в третий раз – в картине, где обрисован царь после того, как исчезла его опора. Мы видим, как глубоко продуманная композиционная система помогает точному, яркому воплощению идейного содержания.

Великий певец порабощенного народа понимал, что в таком же угнетенном состоянии, как и украинский народ, находились и другие народы России. Рядом с  поэмой «Сон» и многими другими  произведениями, посвященных Украине, он пишет пламенное произведение «Кавказ». Мировоззрение Шевченко расширяется. Отображая интересы и стремления трудящихся масс Украины, поэт вместе с тем обнаруживает глубокое понимание того, что положение всех угнетенных народов Русской империи одинаковое.

Поэма «Кавказ» отмечается исключительным богатством сатирических средств. Так, изображая  царскую Россию как тюрьму народов, которую император и его слуги  хотят выдать за страну общего благополучия, автор с сарказмом делает замечание: 
А тюрьм, а люда!.. 
Что и считает! 
От молдаванина до финна 
На всех языках эссе молчит, 
Так как благоденствует!

Читая поэму, мы ощущаем  ненависть поэта  к грабительской  политике самодержавной  России, к сатрапам-колонизаторам, которые слезами  и кровью заливают земли горцев: 
За горами горы, тучей обвитые, 
Засеянные горем, кровью политые…

Пронявшись  болями кавказских народов, автор выливает свой праведный гнев в  строках, которые  клеймят захватническую политику Русской  империи, которая  держится на крови  и насилии.

А слез, а крови? Напоить 
Всех императоров бы стало… 
Не реки – море разлилось, 
Огненное море.

Читатель  вместе с поэтом ощущает  гнев, когда речь идет о панах-либералах, которые только на словах защищали народ: 
Вы любите на брате Шкуру, а не душу! – с негодованием бросает он «старшим братьям». 
Болея за судьбу угнетенного люда, автор высказывает твердую уверенность в освобождении порабощенных народов из колониального ярма: Встанет правда! Встанет воля!… Боритесь – поборете! Эти призывы-лозунги-призывы стали крылатыми на столетия.

С теплотой и любовью  выписан в поэму  образ Прометея. Как символ непокоренности, мужества и свободолюбия народов Кавказа: …и не выпьет Живительной крови, Оно снова оживает и смеется снова. В бессмертии Прометея – бессмертие народа. Уверенно звучат слова поэта: Не умирает душа наша, Не умирает воля. В поэме «Кавказ» автор развенчивает захватническую политику царского самодержавия и прославляет свободолюбивый дух народов Кавказа и всех народов мира.

Рожденные конкретными историческими  условиями прошлого столетия, идеи и  образы поэм «Сон»  и «Кавказ» своим  значением выходят за пределы той эпохи, так как в них отразились такие закономерности общественного развития, которые предоставляют им жизненной силы на века. Ненавидя войну, Тарас Шевченко призвал угнетаемые народы России воевать против, общего врага – Русской империи.

Ирония  и сарказм в  поэме Т. Шевченко «Кавказ»

Тарас Шевченко никогда не был на Кавказ, но, за свидетельствами современников, интересовался жизнью и судьбой кавказских народов, которые боролись против царского правительства за свою независимость. Поэт сочувствовал всем, кто не мирился с гнетом и добывал в борьбе себя свободу. Поводом к написанию поэмы была гибель в стычке с горцами близкого друга Шевченко Якова де Бальмена, который в свое время иллюстрировал рукописный «Кобзарь». Собственно, поэмой это произведение назвали только по традиции. Скорее, это лирическое стих-раздумье, стих-медитация, в котором Шевченко высказывает идею общей борьбы угнетенных народов против царизма. Как и в поэме «Сон», в произведении «Кавказ» Шевченко использовал художественные средства сатиры, иронически употребляя лексику подхалимской печати, царских манифестов. Поэт провозглашает «славу» «хортам и гончим, и псарям и нашим батюшкам-царям», иронически объединив в одно целое такие, казалось бы, несовместимые понятия. Но совсем по-иному звучит слово «слава», когда поэт прославляет свободолюбивые народы:

  • И вам слава, синие горы,
  • Льдом окованные!
  • И вам, рыцари большие,
  • Богом не забытые.

Шевченко с иронией употребляет выражение « батюшкам-царям» и с искренним уважением называет борцов за свободу «рыцари большие». Поэт с душевной болью и сарказмом говорит о молчании порабощенных

народов:

  • Вот молдаванина к финна
  • На всех языках все молчит,
  • Так как благоденствует!

Слово «благоденствует», которое часто употреблялось угнетателями, звучит как въедливая насмешка и горькая ирония. Эта ирония усиливается еще и тем, что в предыдущих строках царская Россия показанная, как большая тюрьма народов.

Шевченко  в поэме «Кавказ» довольно часто использует старославянизмы, которые  создают и приподнято-торжественный  тон («не нам на прю с тобой  поль», «хлеб насущный», «помоляться все  языки»), и в зависимости от того, кто говорит, - выразительно-иронический («…На то грамотные мы, читаем божие глаголи!…»).

Царское правительство, чтобы  как-то оправдать  свою захватническую политику на Кавказе, провозгласила, что  подчиненные народы будут приобщены  к цивилизации.

С каждым рядышком ирония все больше переходит  в сарказм, приобретая не слыханной силы и экспрессии. Словом «мы» писатель будто предъявляет обвинение за порабощение горцев всех христиан, которые не сумели отстоять собственную волю, а теперь выполняют преступные приказы царя. Что могут дать свободным детям, что продают или проиграют в карты «людей… не негров… а таки крещенных… но простых». В невыразимой печали поэт обращается к Христосу: «За что и на кого же ты разозлился, Христос, сын Божий?» За то, кто бьет перед святым образом поклоны и просит благословения на пролитие братской крови, «..  потом в дар тебя приносят из пожара украденный покров!!»? С горькой иронией Шевченко говорит о «просветительской» миссии христиан:

  • Просветились! да еще и хотим
  • Вторых просветить,
  • Солнце правды показать
  • Слепым, видишь, детям!..

Эти горе-просветители научат, как «тюрьмы муровать», как «кандалы ковать», и как их носит, «и как плести кнуты узловать». Царская Россия уже завладела и полем, и морем. Осталось взять «синие горы остатние». Там в горах «легло кости людей муштрованных немало», а среди них и офицер царской армии Яков де Баль-Мен, какой пролив «кровь добрую, не черную» «не за Украину, а за ее палача». Язык произведения богатый на обращение, восклицательные и вопросительные предложения, которые передают всю сложную гамму чувств поэта - от теплоты и нежности, когда Шевченко обращается к незабываемому единому другу, к горькой иронии и сокрушительному сарказму в строках, направленных против угнетателей народов.

Информация о работе Сатирическое изображение царской империи в поэмах Тараса Шевченко «Сон» и «Кавказ»