Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Истоки сатиры лежат в далекой древности. Она сопровождала человека на протяжении всей сознательной жизни.
На мой взгляд, сатирические произведения всегда очень интересно читать. Их смысл «не лежит на поверхности», чтобы разобраться, о чем же на самом деле сатирический рассказ нужно напрячь мозг и прочитать между строк.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3 – 4
2. Теоретическая часть…………………………………………………….5 – 8
3. Биография М. М. Зощенко………………………………………………9 – 11
4. Анализ «Голубой книги»………………………………………………………………………12 – 33
5. Заключение………………………………………………………………34 – 36
6. Список использованной литературы……………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая ТиПМИ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

гуманитарный факультет

кафедра «Политологии, социологии и связи с общественностью»

 

 

 

Оценка___________

4 мая 2011

                                                                                         Ст. преподаватель

Никитина А. В.

________________

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему:

«Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Рычкова Ю. В., СОд-21

                                                             Преподаватель: Никитина А. В.

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2011


Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………3 – 4

 

2. Теоретическая часть…………………………………………………….5 – 8

 

3. Биография М. М. Зощенко………………………………………………9 – 11

 

4. Анализ «Голубой книги»………………………………………………………………………12 – 33

 

5. Заключение………………………………………………………………34 – 36

 

6. Список использованной литературы……………………………………37

1.     Введение.

 

Истоки сатиры лежат в далекой древности. Она сопровождала человека на протяжении всей сознательной жизни.

На мой взгляд, сатирические произведения всегда очень интересно читать. Их смысл «не лежит на поверхности», чтобы разобраться, о чем же на самом деле сатирический рассказ нужно напрячь мозг и прочитать между строк.

Сатира всегда была и будет насущным средством общественной борьбы против власти, жизненных условий, политического строя и т. д. Нужно отметить, что чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» сатира, тем выше её способность к возрождению. Эстетическая «сверхзадача» сатиры — возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном, оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Идеал сатирика выражен через «антиидеал», т. е. через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете обличения.

Среди мастеров русской сатиры и юмора особое место принадлежит Михаилу Зощенко(1895-1958). Его произведения до сих пор пользуются вниманием у читателя. После смерти писателя его рассказы, фельетоны, повести, комедии издавались около двадцати раз тиражом в несколько миллионов экземпляров.

Еще со школьных лет я очень любила творчество Михаила Михайловича Зощенко. На мой взгляд, произведения Михаила Зощенко современны своей проблематикой и системой образов. Писатель беззаветно любил свою страну и поэтому болел душой за всё, что происходило в ней в послереволюционные годы. Сатира Зощенко направлена против пороков общества: мещанства, бескультурья, воинствующей безграмотности, примитивности мышления, алчности, коварства. Все эти черты в полной мере характерны и для современного общества. Некоторые сюжеты рассказов Зощенко в какой-то мере, а иногда и точь-в-точь повторяются в современной жизни. Именно это делает творчество данного автора актуальным в настоящее время.

 

Для написания данной курсовой работы я познакомилась с биографией Михаила Михайловича Зощенко, прочитала его сатирические рассказы «Голубая книга», изучила необходимую литературу для ответа на вопрос: «Что такое жанр сатира?»

 

Объект исследования: Сборники рассказов Михаила Зощенко «Голубая книга».

 

Цель данной работы – познакомиться с «Голубой книгой» и проанализировать рассказы, вошедшие в эту книгу. Проследить, как и с помощью каких приемов, автор изображал пороки общества, характер мыслей людей, поступки, идеологию, видение «нового времени».

 


2.     Теоретическая часть.

 

                                                          Сатира — своеобразное зеркало, в  котором                    

                                                          каждый, кто смотрит в него, видит любое                                                               

                                                          лицо, кроме собственного.

Д. Свифт.

 

Сатира — это литературная критика опреде­ленных явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей. Сатира может быть в стихо­творной форме, прозаической, в форме пьесы, кинофильма, шутки[1].       

 Комизм лежит в основе сатиры вне зависимости от жанра. Смех всегда являлся и является огромным средством социального воздействия.

Социальная функция смеха и сатиры заключается в действенной борьбе с комически изображаемым объектом. В этом отличие сатиры от юмора и иронии. От всех форм комического сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью. Смех всегда содержит отрицание. Наряду со смехом в сатире звучат не менее сильно негодование и возмущение. Иногда они так сильны, что почти заглушают смешное, оттесняют его на задний план. Слабость комического элемента в сатире давала повод некоторым исследователям утверждать, что сатира может совсем обходиться без комических приемов, что она может изобличать ничтожное и враждебное лишь своим негодованием. Но само по себе негодование при самой большой силе и напряженности не создает сатиру. Так,  «На смерть Пушкина» Лермонтова при всем своем пафосе протеста и возмущения не является сатирой. Но вне комического построить сатиру нельзя. Отрицая комическое как необходимый метод построения сатиры, мы придем к отождествлению сатиры с критикой, с отрицанием вообще.
       Специфика сатиры не в том, что она вскрывает отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что она всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма — только видимость, заслоняющая зло. Это подтверждается всей историей С. Достаточно назвать такие имена, как Рабле, Бомарше, Вольтер, Свифт, Салтыков-Щедрин.

 

Истоки сатиры лежат в далекой древности. Сатиру можно найти в произведениях санскритской литературы, литературы Китая. В Древней Греции сатира отражала напряженную политическую борьбу (язвительные ямбы Архилоха, сатирическая комедия Аристофана). Как особая литературная форма сатира формируется впервые у римлян, где возникает и самоназвание (лат. satira, от satura- обличительный жанр в древнеримской литературе развлекательно-дидактического характера, сочетающий прозу и стихи[2]). В особый стихотворный жанр, отличаемый от оды, элегии и др., сатира выделяется Луцилием (родился ок. 180 – умер 102 до н.э.). Этот жанр продолжен в «Сатирах», или «Беседах» Горация(65-8 до н.э.), образцом для которого послужили не только произведения Луцилия, но и популярные беседы на разные темы философов комического направления. Жанр сатиры на почве античного мира достиг высокого уровня у Ювенала (родился ок. 65- умер после 127 н.э.), нарисовавшего мировую картину нравов римского общества. Ювенал оказал решающее влияние на последующее развитие сатиры, которую и поныне называют «Ювеналов бич». Сатирический характер имели эпиграммы Марциала (родился ок. 40- умер ок. 102), романы «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея (родился ок. 135-умер ок. 180), а также антирелигиозные диалоги Лукиана (родился ок.120-умер после 180).

В России сатира появляется сначала в народном устном творчестве (сказки, пословицы, песни гусляров, народные драмы). Примеры сатиры известны и в древней русской литературе. Обострение социальной борьбы в 17 веке выдвигает сатиру как мощное обличительное оружие против духовенства («Калязинская челобитная»), взяточничества судей («Шемякин суд», «Повесть о ерше Ершовиче») и другого. Сатира в России 18 века, как и в Западной Европе, развивается в рамках классицизма и принимает нравоучительный характер (сатиры А.Д.Кантемира). Сатира развивается в форме басни (В.В.Капнист, И.И.Хемницер), комедии («Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Ябеда» В.В.Капниста). Широкое развитие получает сатирическая журналистика (Н.И.Новиков, И.А.Крылов и др.). Наивысшего расцвета сатира достигает в 19 веке, в литературе критического реализма. Основное направление русской социальной сатиры 19 века дали А.С.Грибоедов(1795-1829) в комедии «Горе от ума» и Н.В.Гоголь(1809-1852) в комедии «Ревизор» и в «Мертвых душах», обличающих основные устои помещичьей и чиновничьей России. Сатирическим пафосом проникнуты басни И.А.Крылова, немногие стихотворения и прозаические произведения А.С.Пушкина, поэзия М.Ю.Лермонтова, Н.П.Огарева, украинского поэта Т.Г.Шевченко, драматургии А.Н.Островского. Русская сатирическая литература обогащается новыми чертами во второй половине 19 века в творчестве писателей – революционных демократов: Н.А.Некрасова(1821-1877) (стихотворения «Нравственный человек»), Н.А.Добролюбова, а также поэтов 60-х гг., группировавшихся вокруг сатирического журнала «Искра». Воодушевленная любовью к народу, высокими этическими принципами, сатира являлась могучим фактором в развитии русского освободительного движения. Непревзойденной политической остроты сатира достигает в творчестве великого русского сатирика – революционного демократа М. Е. Салтыкова-Щедрина(1826-1889), разоблачавшего буржуазно-помещичью Россию и буржуазную Европу, произвол и тупость властей, бюрократический аппарат, бесчинства крепостников и т.д. («Господа Головлевы», «История одного города», «Современная идиллия», «Сказки» и др.). В 80-е гг., в эпоху реакций, сатира достигает большой силы и глубины в рассказах А.П.Чехова(1860-1904). Революционная сатира, преследуемая цензурой, страстно звучит в памфлетах М.Горького(1868-1936), направленных против империализма и буржуазной лжедемократии («Американские очерки», «Мои интервью»), в потоке сатирических листков и журналов 1905-1906, в фельетонах большевистской газеты «Правда». После Великой Октябрьской социалистической революции советская сатира направлена на борьбу с классовым врагом, с бюрократизмом, с капиталистическими пережитками в сознании людей.

Советская сатира получает широкое распространение в агитационных стихах и пьесах, в «Окнах сатиры РОСТА», частушках и т.п. Блестящие образцы советской сатиры создали В.В.Маяковский(1893-1930)(стихотворения «Прозаседавшиеся» и др., пьесы «Клоп», «Баня»), Д.Бедный(1883-1945), И.Ильф(1897-1937) и Е.Петров(1902-1942).

 

 

 

 


3.     Биография М. М. Зощенко.

Родился 29 июля (9 августа) 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 написал рассказ «Пальто».

В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы – «Тщеславие» (1914) и «Двугривенный» (1914). Учеба была прервана Первой мировой войной. В 1915 Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером.

Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.

По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка, Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г.Мопассана. В 1918, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь (как и до войны) разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др.

В 1919 Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек».

В 1920–1921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: Любовь, Война, Старуха Врангель, Рыбья самка. Цикл Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова (1921–1922) вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: «Что ты нарушаешь беспорядок?»; «Подпоручик ничего себе, но – сволочь» и др. С 1922 по 1946 его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928–1932). 

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А.М.Горький отметил: «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого».

Античеловечная советская действительность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Не менее тяжелой была для Зощенко необходимость писать после этой поездки о том, что в сталинских лагерях якобы перевоспитываются преступники (История одной жизни, 1934). Попыткой избавиться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое исследование – повесть Возвращенная молодость (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И.Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые «среды».

Как продолжение Возвращенной молодости был задуман сборник рассказов «Голубая книга» (1935). Зощенко считал Голубую книгу по внутреннему содержанию романом, определял ее как «краткую историю человеческих отношений» и писал, что она «двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает ее». Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом – в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов.

После публикации «Голубой книги», вызвавшей разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки».

В 1930-е годы писатель работал над книгой, которую считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации, поскольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца. В 1943 начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале «Октябрь» под названием «Перед восходом солнца». Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Современный ученый мир отмечает, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном.

Информация о работе Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко