Русская классика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Оно является гордостью всей русской литературы. «Слово...» проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря.

Содержание

I. Русская классика 2

1. «Слово о полку Игореве» - произведение глубоко народное 2

2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Обращаясь к героям комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») 2

3. «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша…» (А.М.Горький) 3

4. «… в жестокий век восславил… Свободу и милость к падшим призывал» (о лирике А.С. Пушкина) 4

5. Русская женщина со светлой и чистой душой (Татьяна Ларина в романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 6

6. Картины русской природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 7

7. … «Стих, облитый горечью и злостью» (О поэзии М.Ю. Лермонтова) 8

8. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» (В чем она, «странная» любовь Лермонтова?) 10

9. «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России» (Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя) 10

10. «Эх, тройка! Птица-тройка!..» Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 11

11. «Человек создан для счастья, как птица для полета» (Жажда воли и счастья в драме А.Н.Островского «Гроза»). 12

12. «Отцы» или «дети» - конфликт на все времена? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). 13

13. «Особенный человек – двигатель двигателей» (По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?») 13

14. Мастерство Некрасова Н.А. в изображении народной жизни. 14

16. В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? (По роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»). 15

17. Широта изображения жизни в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 15

18. Жизненные идеалы героев Чехова 16

19. «Краткость – сестра таланта» (А.П.Чехов) 17

20. «Нужно беречь в себе человека…» (По рассказам А.П.Чехова) 17

Работа содержит 1 файл

Экзаменационные Сочинения по Литературе за 11 класс.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

I. Русская классика 2

    1. «Слово о полку Игореве» - произведение глубоко народное 2

    2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Обращаясь к героям комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») 2

    3. «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша…» (А.М.Горький) 3

    4. «… в жестокий век восславил… Свободу и милость к падшим призывал» (о лирике А.С. Пушкина) 4

    5. Русская женщина со светлой и чистой душой (Татьяна Ларина в романе в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 6

    6. Картины русской природы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 7

    7. … «Стих, облитый горечью и злостью» (О поэзии М.Ю. Лермонтова) 8

    8. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» (В чем она, «странная» любовь Лермонтова?) 10

    9. «Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России» (Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя) 10

    10. «Эх, тройка! Птица-тройка!..» Русь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 11

    11. «Человек создан для счастья, как птица для полета» (Жажда воли и счастья в драме А.Н.Островского «Гроза»). 12

    12. «Отцы» или «дети» - конфликт на все времена? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). 13

    13. «Особенный человек – двигатель двигателей» (По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?») 13

    14. Мастерство Некрасова Н.А. в изображении народной жизни. 14

    16. В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? (По роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»). 15

    17. Широта изображения жизни в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 15

    18. Жизненные идеалы героев Чехова 16

    19. «Краткость – сестра таланта» (А.П.Чехов) 17

    20. «Нужно беречь в себе человека…» (По рассказам А.П.Чехова) 17

I. Русская классика

1. «Слово о полку  Игореве» - произведение  глубоко народное

      Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Оно  является гордостью всей русской литературы. «Слово...» проникнуто большим человеческим чувством – тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских жён по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Вот почему за это время оно не потеряло своего поэтического звучания, красок. Интерес к этому произведению в наши дни возрастает. Любовь к родине сделала его бессмертным – понятным и близким всем людям, искренне любящим свою родину и свой народ. Призыв «Слова...» к защите родины, к охране мирной жизни её народа звучит и сейчас с неослабевающей силой. Поэма вдохновлена реальными событиями русской истории.

      «Слово  о полку Игореве» было создано  вскоре после событий Игорева  похода и написано под свежим впечатлением от этих событий. Это произведение собрано  из намёков, напоминаний, глухих указаний на то, что ещё было в памяти каждого человека. «Слово...» – непосредственный отклик на события Игорева похода. Оно служило призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразил эту мысль в ярких и живых образах и картинах своего гениального произведения. Автор «Слова...» считал, что только сильная княжеская власть способна объединить Русь и дать отпор внешним врагам. И поэтому он наделяет киевского князя Святослава Всеволодовича идеальными свойствами главы русских князей: он и «грозный», и «великий». Этот князь силён и войском, и судом, он вселяет страх пограничным с Русью странам. Образ князя Святослава воплощает собой идею сильной княжеской власти, которая способна осуществить единство Русской земли для защиты от врагов.

            Ярослава все внуки  и Всеслава!

            Склоните стяги  свои,

            Вложите в ножны  свои мечи повреждённые,

            ибо лишились вы славы  дедов.

            Вы ведь своими крамолами

            начали наводить поганых на землю Русскую

            на богатства Всеслава.

            Из-за усобицы ведь настало насилие

            от земли Половецкой!

      Но  всё-таки героем произведения является не какой-либо князь, а русский народ, Русская земля. И «Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует её обширные пространства, такие как половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига и многие города. В бескрайних просторах Руси могущество героев «Слова...» приобретает необыкновенные размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав «подпёр горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота». В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: солнце тьмою заслоняет путь князю – предупреждает об опасности, Донец стелет бегущему из плена Игорю зелёную постель на своих серебряных берегах, одевает его тёплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого...Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несётся.» А после поражения войска Игоря широкая печаль течёт по Руси.

      Широкий простор природы ощущается и  в плаче Ярославны. Ярославна  обращается к ветру, веющему под  облаками, лелеющему корабли на синем  море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простёрло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

      Русская земля для автора – это не только природа и города, а это ещё и её народ. В своём произведении он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря. Войско Игоря – это прежде всего русские люди. Они идут на половцев, чтобы постоять за свою Русскую землю, не жалея своих жизней. Автор в своём произведении смог объединить и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Он призывает защищать свою родину от внешних врагов.

      Это произведение сыграло большую роль в развитии древнерусской литературы, оно послужило литературным образцом для создания «Задонщины». «Слово о полку Игореве» изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и на большинство западноевропейских языков. Значение «Слова...» особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности, её народности.

2. «Служить бы рад,  прислуживаться тошно» (Обращаясь к героям комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Успех комедии “Горе от ума”, появившейся  накануне восстания декабристов, был  чрезвычайно велик. “Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет” —-так  охарактеризовал сам Грибоедов  создавшуюся атмосферу. По словам Пушкина, комедия произвела неописанное действие и поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы.  
    Сюжет комедии составил драматический конфликт благородного и свободолюбивого героя с окружающей его реакционной средой. После Отечественной войны 1812 года борьба нового со старым острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения, какое изображено в “Горе от ума”. Сам Грибоедов в известном письме П. А. Катенину с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу пьесы;“...В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.  
    Грибоедов запечатлел в “Горе от ума” целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не приукрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, “разливались в пирах и в мотовстве”, а ученье считали “чумой”, зловредным и огнеопасным изобретением “окаянных вольтерьянцев”. Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям “минувшего века” — “века покорности и страха”. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен — дядя Фамусова, Максим Петрович, достигший “степеней известных” благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству при царском дворе.  
    Типичнейший представитель этого мира — Фамусов — воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости. Не составляет исключение и столь противоречивая фигура, как Софья Павловна Фамусова.  
    В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного “героя” плац- парадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного “пруссачества”, которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывало ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции “Горя от ума” Скалозуб сам говорит о себе: “Я — школы Фридриха...”).  
    Резко очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в “Горе от ума”: властная барыня-крепостница старуха Хлестова, графини Хрюмины. княжеское семейство Тугоуховских. Загорецкий — светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным —тайный агент политической полиции. Репети-лов — “душа” дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в крут каких-то псевдолиберальных болтунов. Платон Михайлович Горич, в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с фамусовским миром.  
    Как свой принят в этом мире и “безродный” секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”. Вся его лакейская “философия жизни” раскрывается в знаменитом признании:  
    Мне завещал отец:  
    Во-первых, угождать всем людям без изъятъя —  
    Хозяину, где доведется жить,  
    Начальнику, с кем буду я служить,  
    Слуге его, который чистит платья.  
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,  
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.  
    Галерея типических образов стародворянской барской Москвы включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, законченные образы, как “черномазенький” завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член “Ученого комитета”, и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный “французик из Бордо”, и клубные друзья Репетилова, и многие другие — вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире. Все эти лица не появляются на сцене, но тем не менее имеют весьма важное значение для раскрытия содержания комедии.  
    “Гope от ума”, конечно, остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелен, во имя утверждения некоего положительного идеала,.— общественного, политического, морального. Грибоедов в “Горе от ума” не только разоблачил мир крепостников, но и утвердил свой положительный идеал в образе единственного истинного героя пьесы — Чацкого.  
    Грибоедов создал типический образ “нового человека” — общественного протестанта и борца — в типических обстоятельствах его исторического времени. Он показал, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает противоречие главного героя, Чацкого, с фамусовским обществом. Это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса: Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй. А затем и вовсе голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого.  
    Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России. Злободневный смысл грибоедовской критики сегодня, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался его современниками. Но в свое время комедия прозвучала именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в “пансионах, школах, лицеях”, и вопрос о “ланкарточных взаимных обучениях”; и дебаты о парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова,— все это имело самое актуальное значение.

3. «Гигант Пушкин  – величайшая  гордость наша…» (А.М.Горький)

Пушкин  есть явление чрезвычайное...  
    Это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лег.  
    Н. В. Гоголь  
    Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит все дальше от нас, а Пушкин как будто все ближе. Ос новоположник и родоначальник русской литературы, он и ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Все новые и новые поколения перечитывают его произведения находя своих “Капитанскую дочку”, “Евгения Онегина”, “Медного всадника”, “Пиковую даму”.  
    Неослабевающий интерес вызывает и жизнь, прожитая поэтом,— пушкинская биография.  
    Образ Пушкина-поэта, воедино слитый в нашем сознании с образом Пушкина-человека, остается для каждого из нас светлым идеалом, яркой звездой добра и истины, к* которой стремятся разум и душа человека. Он приходит к нам лукавым и добрым сказочником, проникает в детское сердце незатейливым стихом и напевом и остается на всю жизнь. Пушкин — наша первая, еще детская, поэтическая любовь.  
    И дальше Пушкин продолжает жить с нами как певец жизнерадостного, жизнеутверждающего взгляда на мир, певец солнца, разума, певец свободы, как великий патриот и вестник светлого будущего, как честный борец против мракобесия, ханжества, против всего, что давит, унижает человеческую личность.  
    Гордая, величавая поэзия Пушкина не била поклоны ни царю земному, ни царю небесному. Она прославляла Прекрасное, Доброе, Вечное.  
    Пушкин был певцом свободы, обличителем тирании, деспотизма. В свой “жестокий век” он имел мужество написать слова, которые и революционеры 60-х годов использовали как призыв к боевым действиям:  
    Тираны мира! трепещите!  
    А вы, мужайтесь и внемлите.  
    Восстаньте, падшие рабы!  
    Ода “Вольность” стала своеобразным манифестом декабристских идей, верность которым Пушкин пронес через всю свою творческую жизнь, Об этом свидетельствовало послание друзьям-декабристам, написанное в 1827 году (“Во глубине сибирских руд...”), когда все “коснело на Руси, дремля и раболепствуя покорно”. Это был гражданский подвиг поэта, который в стихах ссыльным друзьям не только сочувствует им, но и выражает страстную уверенность в том, что родина будет свободной:  
    Оковы тяжкие падут,  
     Темницы рухнут — и свобода  
    Вас примет радостно у входа,  
     И братья меч вам отдадут.  
    О вольнолюбивых стихах Пушкина Адам Мицкевич сказал, что для того, чтобы отважиться написать подобное в России, нужна была смелость большая, нежели для того, чтобы поднять мятеж в Париже или Лондоне.  
    Пушкин любил Россию, много думал о ее судьбе, о судьбе русского народа. Собрав воедино пушкинские высказывания о России, можно представить, какой он хотел видеть ее будущее. Прежде всего будущая Россия для Пушкина — это свободная страна, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения:  
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный  
     И рабство, падшее по манию царя,  
    И над отечеством свободы просвещенной  
     Взойдет ли наконец прекрасная заря'  
    Русь могучая и победоносная виделась Пушкину:  
    Сильна ли Русь? Война и мор,  
     И бунт, и внешних бурь напор Ее,  
    беснуясь, потрясали —  
    Смотрите ж: все стоит она'  
    Читая и перечитывая лирику Пушкина, каждый русский человек, наверное, думает: “Мой Пушкин”. Это вполне объяснимо. “У нас ведь все от Пушкина”,— сказал Достоевский, имея в виду главную идею русской культуры и основные черты русской души: гуманизм, отзывчивость, веру в жизнь. Именно это привлекает нас в лирике Пушкина, богатой, несомненно, и другими темами.  
    Пушкинская лирика тесно соприкасается с нашим днем, с нравственной и эстетической потребностью наших современников.  
    Любовная лирика... “Я вас любил...”, “На холмах Грузии...”, послание А. П. Керн, “Признание”, “Мадонна”... Под влиянием этих стихов у молодого человека рождается представление об идеале женщины: “чистейшей прелести чистейший образец”, “гений чистой красоты”.  
    Шедевр любовной лирики — стихотворение “Я помню чудное мгновенье...”. Это одно из самых мелодичных стихотворений. Слова, найденные поэтом, очень просты, заставляют пережить то, что чувствовал поэт:  
    И сердце бьется в упоенье,  
     И для него воскресли вновь  
    И божество, и вдохновенье,  
    И жизнь, и слезы, и любовь.  
    О художественности любовной лирики Пушкина можно сказать, что это “мастерство”, но, пожалуй, больше подходит “волшебство”.  
    Навсегда остаются в памяти стихи поэта, посвященные друзьям. Гимном благородному чувству дружбы звучат строки, обращенные к товарищам-лицеистам:  
    Друзья мои, прекрасен наш союз!  
     Он, как душа, неразделим н вечен —  
    Неколебим, свободен и беспечен...  
    Философская лирика Пушкина знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, о жизни и смерти. В отчаянные моменты жизни .у Пушкина, великого жизнелюба, вырывалось сдавленным стоном:  
    Дар напрасный, дар случайный.  
     Жизнь, зачем ты мне дана? '  
    Но заслуга Пушкина в том, что он учит преодолевать грусть, пессимистическое настроение, неверие вжизнь и счастье. Оптимистические ноты неизменно побеждают в стихах Пушкина:  
    Если жизнь тебя обманет.  
    Не печалься, не сердись!  
    В день уныния смирись:  
    День веселья, верь, настанет.  
    Пушкин верил в человеческий разум, в то, что его бессмертный гений восторжествует над силами тьмы, невежества, варварства, деспотизма. Он верил, что жизнь будет построена на разумных основах:  
    Да здравствуют музы, да здравствует разум!  
    Ты, солнце святое, гори!  
    Как эта лампада бледнеет  
    Пред ясным восходом зари,  
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет  
    Пред солнцем бессмертным ума.  
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!  
    Поэзия Пушкина — светлый, неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой” всех, кто прикасается к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь.  
    В 1880 году, в день открытия памятника великому Пушкину в Москве, А. Н. Островский сказал: “Пушкиным восхищались и умнели, Пушкиным восхищаются и умнеют”. Сегодня слова драматурга звучат не менее актуально, чем в те дни.

Информация о работе Русская классика