Романтический герой в поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Великий английский поэт-романтик Джордж Ноэл Гордон Байрон вошел в историю литературы не только как непревзойденный мастер стиха, но и как человек-легенда, яркая личность. Он принадлежал к роду старинной, хотя и обедневшей, аристократической семьи, в десять лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, а затем в Кембриджском университете. В кругу его интересов были не только занятия литературой, но и какой-то мере политикой. И это его увлечение было отнюдь не проявлением честолюбия; дело в том, что Байрон был одним из тех людей начала XIX в., кто с особенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и боролся с тиранией — боролся и в английском парламенте, и в кругу итальянских карбонариев, и, прежде всего, в своих поэмах и стихах. При этом Байрон не был ни сторонником масс, ни оптимистом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Творчества Байрона. Его эстетические взгляды………………………………6
2.Раскрытие образа Гарольда…………………………………………………...11
3.Притягательность и противоречивость образа Гарольда…………………...20
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Курсовая_0.docx

— 53.37 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Волжский  гуманитарный институт

     (филиал)

     Волгоградского  государственного университета 
 

     Историко-филологический факультет

     Кафедра русской филологии 
 

     Курсовая  работа на тему:

     «Романтический герой в поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» 
 
 

                                                                        

                  Работу выполнила:

                студентка I курса группы А-282 историко-филологического факультета Корчагина Ирина

                Работу  проверил:

                Кандидат  филологических наук,

                Юнина Татьяна Владимировна 
                 
                 
                 
                 
                 

     Волжский

     2009

     Оглавление

                                                                                                      Введение…………………………………………………………………………..3

1.Творчества Байрона. Его эстетические взгляды………………………………6

2.Раскрытие образа Гарольда…………………………………………………...11

3.Притягательность и противоречивость образа Гарольда…………………...20

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература……………………………………………………………………….25                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

     Введение 

     Великий английский поэт-романтик Джордж Ноэл Гордон Байрон вошел в историю  литературы не только как непревзойденный мастер стиха, но и как человек-легенда, яркая личность. Он принадлежал к роду старинной, хотя и обедневшей, аристократической семьи, в десять лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, а затем в Кембриджском университете. В кругу его интересов были не только занятия литературой, но и какой-то мере политикой. И это его увлечение было отнюдь не проявлением честолюбия; дело в том, что Байрон был одним из тех людей начала XIX в., кто с особенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и боролся с тиранией — боролся и в английском парламенте, и в кругу итальянских карбонариев, и, прежде всего, в своих поэмах и стихах. При этом Байрон не был ни сторонником масс, ни оптимистом. Напротив, его называли гордым индивидуалистом, испытывающим и передающим людям чувство скорби за весь мир. Однако его решимость бороться в одиночку, даже если нет надежды победить, не ослабевала с годами, а крепла. Последний год своей жизни поэт посвятил участию в освободительной войне Греции против турецкого владычества. Здесь он и умер от болотной лихорадки в разгар военной службы.

     В одно утро 1812 г., сразу после выхода в свет первых двух песен «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрон, по его собственному признанию, проснулся и узнал, что знаменит. Громкая слава автора была заслужена не только созданием образа угрюмого, томного, разочарованного аристократа, покинувшего свою родину — Англию и пустившегося в путешествие по разным странам. Байрон создает здесь новый жанр лироэпической поэмы, где движение сюжета определяется не только внешним действием — путешествием, но прежде всего мыслями и чувствами поэта. Если в первых песнях голос автора, его эмоции почти сливаются с образом и чувствами Гарольда, то постепенно лирическое «я» поэта, взволнованного и пытливого, сочувствующего и негодующего, теснит на второй план образ неизменно скучающего персонажа. Яркие пейзажи Средиземноморья, красочные описания Испании и Греции, Португалии и Италии составляют выразительный контраст обличительным картинам социальных и политических бедствий. Поэма пронизана пафосом свободолюбия и романтическим максимализмом.

     В лирике Байрона, его поэмах сформировался особый тип романтического героя— «байроновский». Чайльд-Гарольд – наиболее запоминающийся представитель этого типа героя. Это разочаровавшийся в жизни человек, гордо презирающий ненавистное ему общество, которое его отвергает, но частью которого он, тем не менее, навсегда останется, что усиливает трагедию байроновского героя. В этом противоречии и заключается одна из основных особенностей героя поэмы Байрона: порывая связи с обществом, потеряв смысл жизни, он уходит в глубокие раздумья, отправляется в странствия по свету, но и там не находит вдохновения, успокоения. Гарольд человек бездействующий, он созерцает мир вокруг него, размышляет, однако эти мысли не подталкивают его к деятельности, не внушают ему желания что-либо изменить своими силами, а лишь, наоборот ставят героя в тупик, отягощают его тоску и переживания. В этом и заключается привлекательность и противоречивость образа Чайльд-Гарольда. С одной стороны, он отверг привитые ему идеалы буржуазного общества, пресытился своим образом жизни и больше не видит смысла в постоянном веселье и кутежах, более того, ему ненавистны и люди и характеры его окружающие. Но с другой стороны, убежав от прежней жизни, он мало что в ней меняет, он не присоединяется к борьбе за свободу стран, подвергшихся агрессии, он не начинает творить, действовать, созидать, он лишь наблюдает. И что интересно, он даже не испытывает каких-либо сильных эмоций – негодования, злобы или наоборот, восхищения, любви, радости при виде всех красот поведанных им стран, герою неизменно скучно, одиноко, тоскливо.

     Эти и ряд других характерных черт делают этого самого знаменитого байроновского героя интересным для рассмотрения, поэтому целью нашей работы является анализ романтического героя поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»

   Задачи  работы:

  1. Изучить особенности образа Чайльд-Гарольда;
  2. Выявить, в чем заключается противоречивость и притягательность образа Гарольда.

   Актуальность  работы заключается в индивидуальном рассмотрении отдельного персонажа поэмы Байрона “Паломничество Чайльд-Гарольда”, в изучении его характерных черт, значимости в составе всего произведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Творчества Байрона. Его эстетические взгляды 

     Творчество  Байрона, благодаря поэтичной страстности, свободолюбивым идеям, мощному протесту против любой тирании, сыграло значительную роль в формировании творческих предпочтений многих поэтов-романтиков.

     Джордж  Байрон является поэтом, который оказал влияние едва ли не на целую эпоху, и не только литературную. Его слава  в первой трети XIX вв. была чрезвычайной и уступала разве что славе  Наполеона. В элегии А.С.Пушкина "К  морю" (1824), которая является откликом на смерть Байрона, четыре года позднее  смерти Наполеона, есть строки:

     …Там  он (Наполеон) почил  среди мучений,

     и вслед за ним, как  бури шум,

     Другой  от нас умчался  гений,

     Другой  властитель наших  дум.1

     Этим "другим гением" и "властителем  наших дум" был Байрон, которого А.С.Пушкин сравнивает с морем:

     … Он был, о море, твой певец.

     Твой  образ был на нем  означен,

     Он  духом создан был  твоим:

     Как ты, могущ, глубок и  мрачен,

     Как ты, ничем не укротим.2

     Таким видел Байрона не только А.С.Пушкин, таким его видела вся Европа в 10-30 гг. XIXв. Интересно, что поэт Байрон, хотя и не увлекающийся особо философией, тем не менее, имел огромное влияние на умонастроения и формирование мировоззрения своих современников и последующих поколений. Он оказался их глашатаем и, как великий и могучий гений в своих произведениях, страстный поэт, дал глубокое и волнующее выражение их разочарования в новом общественном устройстве, утвердившемся после бурной революционной эпохи на рубеже XVIII-XIX века, разочарования, достигшего космических масштабов (знаменитая "мировая скорбь"). Конечно, это увлечение Байроном, "культ Байрона" не имели всеобщего характера, немало было и тех, кто не принимал и категорически осуждал этого поэта. Однако это не вредило его славе, а на свой лад способствовало ей. Для консерваторов и священников он был воплощением всего аморального и зачинателем сатанинских школы в поэзии. Других настораживало его бунтарство, репутация "революционера". Но наибольшую славу Байрон имел в литературе, и его значение в ней было особенно глубоким и мощным. Французский критик А. Мазюр, отнюдь не всегда восхищающийся творчеством Байрона, писал в 1833 году под напором фактов, что это Байрон дал движение и импульс всей поэзии того века, что она была поднята им на новый уровень и вся вышла из его гения.

     Нередко творчество Байрона представляют высшим и полным воплощением романтизма, но это явно преувеличение. Вернее было бы сказать, что он является зачинателем  и ведущим поэтом одного из самых  значительных течений романтизма, известного под его же именем - байронизма. Это  течение сложилось в 10-20-х гг. XIX века в период стабилизации буржуазного  общества, и выражало бурную реакцию  отдельных людей на это общество и его недостатки. Поэты и художники, что к нему принадлежали, были максималистами в своих взглядах, они говорили о своем тотальном разочаровании  в мире, который возник после грандиозных  потрясений, и воспринимали его как  злую насмешку над идеалами и надеждами, которые вдохновляли предыдущие поколения. Именно у романтиков этого  течения появляется резкое противопоставление идеала и действительности, которое  нередко считается универсальной чертой романтизма, присущей всем его течениям. Мир виделся им клубком неразрешимых противоречий, среди которых наиболее острым было противоречие между духовной личностью и неадекватным ей состоянием мира, царством торговцев.

     Творчество  Байрона было наиболее мощным проявлением  переломной, кризисной эпохи - эпохи  экономических и политических революций  и длительных, кровопролитных войн. Болезненные противоречия этого  трудного периода определили духовное лицо Байрона, характер его поэзии и  особенности лирических героев. Творчество Байрона воспринимали как манифест поколения, считавшего свою эпоху историческим безвременьем. Связывая, как многие сверстники, надежду на торжество справедливости и свободы с Великой французской революцией 1789, Байрон трагически пережил перерождение республики в диктатуру, а затем в империю, подчиненную наполеоновскому «деятельному деспотизму» (А. С. Пушкин). Подавленность, разочарование, горечь обманутой мечты, окрасившие поэзию Байрона, доносят отголоски духовной атмосферы тех лет.

     Романтический мотив разлада между пошлой обыденностью и высокими, но неисполнимыми порывами души приобрел у Байрона особый драматизм. Его стихотворения и поэмы  передают сложную, изменчивую гамму  чувств: от безоглядного бунтарства до отчаяния, вызываемого всевластием  «тьмы». Обостренная гордость, мятежный дух, болезненное ощущение своей невостребованности временем, соединившись в сознании лирического героя Байрона, создают уникальное умонастроение. Оно вызвало бесчисленные попытки подражать и полемические отклики, оставшись в истории культуры под именем байронизма.

     Таким образом, сама эпоха повлияла на тематику и особенность образов в творчестве Байрона. Лирический герой Байрона - человек пылких, разрушительных страстей, непринятый обществом, восставший против его законов. Ему, бунтарю и свободолюбцу – не комфортно жить в современном мире, погруженном в мелочных расчетах и корыстолюбии. Именно этот категоричный протест против порабощения личности и определил столь огромное историческое влияние байроновских поем. Но и другие черты героя этих произведений – его роковые страсти, его гордая замкнутость, его нелюдимость были близки современникам поэта.

     Исследуя  творчество Байрона, М. Розанов дал  такое определение: "Лирический герой - человек, чьи мысли, переживания, чувства, настроения выражены в лирическом стихотворении. Внутренний мир человека раскрывается не путем изображения событий  и поступков, как в эпосе и  драме, а через идейно-эмоциональное  отношение автора к действительности. Поэтому образ лирического героя  в произведениях Байрона (так  называемое лирическое "я") соотносится  с личностью, биографией, жизненным  опытом самого поэта. Однако лирического  героя не следует прямолинейно отождествлять  с реальной личностью автора и  рассматривать каждый отраженный в  стихотворении факт как тот, что  непременно имел место в жизни  поэта".3

     Однако многие все же говорили о сходстве Байрона с его героями. А исследователь А. Григорьев писал: "... Для самого Байрона не было ничего необычного в том, что ему уверенно приписывали черты героев его произведений. Никакие его разъяснения по поводу того, что Гарольд - лишь “дитя воображения”, не помогали: в пресыщенном юноше, которого гонит по миру "тоски язвительная сила" уверенно видели автопортрет поэта".4

     Исследователи творчества поэта, его современники видели в наследии Байрона классический образец, своего рода школу, оно открывает читателям широкие горизонты содержательного искусства, гармонично сочетает в себе глубину мысли и накал эмоций.

     Автор “Чайльд-Гарольда” страстно любил  природу, но в ней его поражало преимущественно все дикое, бесформенное и грандиозное. Он обожал море и горы, и, вероятно, обожал бы и пустыню, если бы ему удалось ее повидать.

     Исследователи его биографии по признанию современников  и друзей поэта судят, что как  это ни странно, но эстетическое чувство  Байрона было довольно ограниченным. Он не понимал ни архитектуры, ни живописи, ни скульптуры, а в области музыки его интересовала только то, что  в ней было наименее искусственно, т.е. народны песни.

Информация о работе Романтический герой в поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»