Романтические черты в творчестве Бальзака

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

В XVIII – XIX вв. романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности…
В официальной литературной критике вплоть до начала прошлого столетия французский писатель, крупнейший представитель критического реализма первой половины XIX века Оноре де Бальзак объявлялся второстепенным писателем. Но в ХХ веке известность писателя стала поистине всемирной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ранние романы О. Бальзака: от предромантизма к реализму………………4
2. Роман О. Бальзака «Шуаны» - поворотный момент от предромантизма
к реализму………………………………………………………………………6
3. Романтические черты романов О. Бальзака «Шагреневая кожа» и «Человеческая комедия». «Гобсек»…………….………………………………..7
4. Предромантические приёмы создания художественного пространства в романах О. Бальзака………………………………………………………………9
5. Значение творчества О. Бальзака в оценках критиков……………………..10
Заключение……………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Романтические черты в романах Бальзака.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Ранние романы О. Бальзака: от предромантизма к реализму………………4

2. Роман О. Бальзака «Шуаны» - поворотный момент от  предромантизма

   к реализму………………………………………………………………………6

3. Романтические черты романов О. Бальзака «Шагреневая кожа» и «Человеческая комедия». «Гобсек»…………….………………………………..7

4. Предромантические приёмы создания художественного пространства в романах О. Бальзака………………………………………………………………9

5. Значение творчества  О. Бальзака в оценках критиков……………………..10

Заключение……………………………………………………………………… 14

Список использованной литературы…………………………………………...15 
                                          
Введение 

     В XVIII – XIX вв. романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности…

     В официальной литературной критике вплоть до начала прошлого столетия французский писатель, крупнейший представитель критического реализма первой половины XIX века Оноре де Бальзак объявлялся второстепенным писателем. Но в ХХ веке известность писателя стала поистине всемирной.

     Оноре Бальзак (1799–1850 гг.) вместе со Стендалем стоял у истоков социального романа критического реализма во Франции XIX века и дал в своем творчестве блистательные его образцы. Он совершил творческий подвиг, запечатлев характеры и нравы своего времени в грандиозном творении, которое не только дает широкую и глубоко правдивую панораму жизни его эпохи, но и несет нравственные истины, имеющие общечеловеческое значение.

     Когда на литературном небосклоне выступила фигура Оноре Бальзака, в Европе господствовал романтизм, и это отразилось на всем творчестве великого реалиста. От романтиков пришло к Бальзаку чувство историзма, понимание связи личной судьбы человека, его частной жизни с национальной жизнью эпохи. В своих романах Оноре Бальзак рисует напряженную работу мысли, бурные страсти, яркие, укрупненные характеры, его романы полны сгущенного драматизма, противоречий и контрастов; он не страшится гиперболы и гротеска, исключительных ситуаций, экзотических нравов, загадок, тайн и символов. Но все эти элементы обретают в его произведениях иной смысл, все художественные достижения романтического искусства переосмысляются в иных творческих целях – целях реалистического осмысления действительности. 

 

1. Ранние романы О. Бальзака: от предромантизма к реализму 
 

     Общеизвестно, что Бальзак выступал противником романтических эффектов, романтического предпочтения исторических сюжетов, романтически приподнятого и многословного стиля. Однако, именно от предромантизма к реализму идёт Оноре де Бальзак в своём творчестве.1

     Пережив неудачу с юношеской трагедией  «Кромвель» (1819–1820), написанной в духе позднего классицизма, Бальзак под  влиянием «готических» черт творчества Байрона и Мэтьюрина пробует  писать роман «Фальтюрн» (1820) о вампирической женщине, затем становится помощником бульварного писателя А. Вьелергле (псевдоним Лепуэнта де л'Эгревилля, сына известного актера, чья сценическая судьба пересекалась с шекспировским материалом) в создании низкопробных романов «Два Гектора, или Две бретонские семьи» и «Шарль Пуантель, или Незаконорожденный кузен» (оба романа опубликованы в 1821 г. без указания на сотрудничество Бальзака). Бальзаковский псевдоним «лорд Р’оон» появляется рядом с именем А. Вьелергле в романе «Бирагская наследница» (1822).

     Действие  романа разворачивается в XVII веке, в  нем выведен ряд исторических персонажей, в частности, кардинал Ришелье, который помогает героям романа и  выступает как положительный  персонаж. В этом произведении широко используются модные предромантические штампы. Так, в нём использован прием мистификации: рукопись якобы принадлежит дону Раго, бывшему настоятелю монастыря бенедиктинцев, Вьелергле и лорд Р’оон — племянники автора, решившие обнародовать найденную рукопись.

     В соавторстве с Вьелергле написан и роман Бальзака «Жан-Луи, или Найденная дочь» (1822), показывающий, что даже в ранних романах, создававшихся на потребу вкусам невзыскательной публики, писатель развивает взгляды предромантиков на общество, которые восходят к демократизму Руссо. Герои романа — Жан-Луи Гранвель, сын угольщика, участник борьбы американцев за независимость, генерал революционных войск во Франции, и Фаншетта, приемная дочь угольщика, противостоят злобным аристократам.

     В 1822 г. Бальзак выпускает первый самостоятельный роман «Клотильда де Лузиньян, или Красавец-еврей», где снова использует мистификацию (лорд Р’оон публикует рукопись, найденную в архивах Прованса), затем до 1825 г. следуют романы, выпускаемые Орасом де Сент-Обеном (новый псевдоним Бальзака): «Арденнский викарий», «Вековик, или Два Берингельда», «Аннета и преступник», «Последняя фея, или Ночная волшебная лампа», «Ванн-Клор». Уже из названий видна приверженность молодого Бальзака к монастырским тайнам, разбойничьим, пиратским приключениям, сверхчувственным явлениям и другим предромантическим стереотипам, получившим широкое распространение в «низовой» литературе 1820-х годов.

      Бальзак очень много работал (по подсчетам  ученых, он писал до 60 страниц текста ежедневно). Однако он не заблуждался  относительно невысокого качества своих произведений этого периода. Так, после выхода «Бирагской наследницы» он с гордостью сообщал в письме к сестре о том, что роман впервые принес ему литературный заработок, но просил сестру, чтобы она ни в коем случае не читала это «настоящее литературное свинство». В ранних произведениях Бальзака появляются упоминания шекспировских пьес. Так, в романе «Фальтурн» (1820) Бальзак упоминает«Цимбелина» Шекспира, в романе «Клотильда де Лузиньян» (1822) — «Короля Лира», в романе «Последняя фея» (1823) — «Бурю» и т. д. В «Бирагской наследнице» (1822) Бальзак и его соавтор цитируют Шекспира (две строки из «Гамлета», V, 4) дважды, по переложению Дюси и в собственном «переводе». Нередко в ранних романах Бальзак прибегал к псевдоцитатам из Шекспира, сам их сочиняя, в чем отражались характерные черты формирования культа Шекспира в Париже 1820-х годов.2

     В конце 1820-х годов Бальзак проявил необыкновенный интерес к переделкам пьес Шекспира по французским канонам, осуществленным в конце XVIII века Франсуа Дюси. Бальзак издал 8 томов сочинений «достопочтенного Дюси» («vénérable Ducis», как его называет Бальзак в предисловии к «Шагреневой коже»). Позднее О. Бальзаку удалось наиболее полное издание Шекспира в лучшем переводе, с обширным предисловием Ф. Гизо (это предисловие стало одним из важных эстетических документов романтического движения во Франции).

     Таким образом, ранний период творчества Бальзака — 20-е годы XIX века — проходит под знаком близости к романтической школе.  Выступая против отдельных школ романтической французской литературы, писатель зачастую не отказывается от многих художественных средств романтизма в своих произведениях. 

2. Роман О. Бальзака «Шуаны» - поворотный момент от  предромантизма к реализму

      

     В 1829 г. вышел первый роман, который Бальзак подписал своим именем, — «Шуаны, или Бретань в 1799 году». В нем произошел поворот писателя от предромантизма к реализму. Предметом изображения стали недавние исторические события — контрреволюционное восстание шуанов (крестьян-роялистов, ведущих партизанскую войну за восстановление монархии) в Бретани в 1799 г. Романтический сюжет (Мари де Верней подослана республиканцами к роялистам с целью соблазнить и выдать их предводителя маркиза де Монторана, но между ними вспыхивает любовь, в финале приводящая обоих к смерти) представлен на реалистическом фоне, созданном с помощью многочисленных деталей. Изменился подход писателя к созданию произведения: прежде чем писать роман, он посетил место действия, встретился с еще живыми свидетелями описываемых исторических событий, написал множество вариантов текста, тщательно отобрал эпизоды (ряд написанных в ходе работы над романом, но не включенных в него фрагментов Бальзак обработал и в 1830 г. издал в двух томах под названием «Сцены частной жизни»).

3. Романтические черты романов О. Бальзака «Шагреневая кожа» и «Человеческая комедия». «Гобсек»

     В романе «Шагреневая кожа» (1830–1831) Бальзак строит сюжет на фантастическом допущении: молодой человек Рафаэль де Валантен становится обладателем шагреневой кожи, исполняющей, подобно сказочной скатерти-самобранке, любые его желания, но при этом сокращающейся в размерах и тем самым сокращающей продолжительность мистическим образом связанной с ней жизни Рафаэля. Это допущение, подобное романтическому мифу, позволяет Бальзаку создать реалистическую картину современного общества и представить характер героя в развитии, в его обусловленности социальными обстоятельствами.3

     Рафаэль постепенно превращается из романтического, страстного юноши в бездушного богача, эгоиста и циника, смерть которого не вызывает никакого сочувствия. Роман принес Бальзаку всеевропейскую славу. Один из читательских откликов поступил в 1832 г. из Одессы с подписью «Чужестранка». Завязавшаяся переписка привела Бальзака в следующем году к знакомству с автором писем — богатой польской помещицей, русской подданной Эвелиной Ганской. В год смерти Бальзак (до этого побывавший в России в 1843, 1847–1848 и 1849–1850 гг.) вступил в брак с Эвелиной (венчание состоялось в г. Бердичеве), но, вернувшись с женой в Париж, где он купил и обставил для молодой жены дом, Бальзак скоропостижно скончался.

     Уже в период завершения «Шагреневой  кожи» Бальзак задумал создать  грандиозный цикл, в который вошли лучшие из уже написанных и все новые произведения. Через 10 лет, в 1841 г. цикл обрел свою законченную структуру и название «Человеческая комедия» — как своего рода параллель и одновременно оппозиция «Божественной комедии» Данте с точки зрения современного (реалистического) понимания действительности. Пытаясь соединить в «Человеческой комедии» достижения современной науки с мистическими взглядами Сведенборга, исследовать все уровней жизни от быта до философии и религии, Бальзак демонстрирует удивительную масштабность художественного мышления.4

     Всего в «Человеческую комедию» вошли около девяноста произведений Бальзака, многие из которых построены на двух равных по своей значимости сюжетах. Примером тому являются роман «Отец Горио» и повесть «Гобсек». В этих произведениях Бальзак постарался отобразить все проявления социальной действительности, как он сам говорил – «не обойдя ни одного положения человеческой жизни». 

     «Гобсек»  являлся произведением новаторским, реалистическим. В то же время в  основе своей реалистически убедительный образ Гобсека несет в себе и романтические приметы. Туманно прошлое Гобсека, возможно, бывшего корсаром и избороздившего все моря и океаны, торговавшего людьми и государственными тайнами. Неясно происхождение несметного богатства героя. Полна загадок его настоящая жизнь. Почти глобальны масштабы личности Гобсека, обладающего исключительно глубоким, философским умом.

     Романтическое преувеличение таинственности и  могущества Гобсека — хищника  и сребролюбца — придает ему  характер почти сверхъестественного  существа, стоящего выше смертных. Вся  фигура Гобсека, выступающего олицетворением власти золота, приобретает в произведении символический характер.

     Однако  романтическое начало, заложенное в характере Гобсека, отнюдь не заслоняет реалистические черты этого образа. Наличие отдельных романтических элементов лишь подчеркивает специфику бальзаковского реализма на раннем этапе его развития, когда типическое и исключительное выступают в диалектическом единстве. Тем не менее, нельзя не отметить, что в поздних романах Бальзака ростовщики и банкиры уже не выступают, подобно Гобсеку, в романтическом ореоле таинственных и всемогущих злодеев. Вникая в сущность законов, управляющих жизнью общества и судьбами людей, писатель научится реально видеть новых хозяев Франции в их подлинном смешном и жалком облике. 

4. Предромантические приёмы создания художественного

пространства в романах О. Бальзака 

      Бальзак часто избирает местом действия своих романов монастыри, тюрьмы и другие столь характерным для предромантической и романтической литературы топосы. У него можно найти подробные описания монастырей, хранящих тайны многих поколений (так, в «Герцогине де Ланже» изображен монастырь кармелиток, основанный еще святой Тересой — известной деятельницей христианства, жившей в XVI веке), тюрем, на камнях которых запечатлена летопись страданий и попыток бегства (см., например, «Фачино Кане»).5

      Следует отметить, что  уже в произведениях, относящихся к концу 1820-х годов, Бальзак использует предромантические приемы описания замка в полемических целях. Так, сопоставление торговой лавки в повести «Дом кошки, играющей в мяч» (1830) и «готического» замка (который не упоминается, но образ которого должен был всплывать в памяти современников из-за сходства в способах описания) имеет определенную эстетическую цель: Бальзак хочет подчеркнуть, что торговая лавка, дом ростовщика, внутренние помещения банкирского дома, гостиница, улицы и переулки, дома ремесленников, черные лестницы не менее интересны, не менее загадочны, не менее ужасают подчас своими потрясающими человеческими драмами, чем любой «готический» замок с тайными переходами, оживающими портретами, люками, замурованными скелетами и привидениями.

      Принципиальное различие между предромантиками и реалистами в изображении места действия заключается в том, что если для первых старинное здание воплощает рок, развернутый во времени, атмосферу истории, загадочной тем более, чем она древнее, то есть атмосферу тайны, то для вторых оно выступает как «обломок уклада», через который можно раскрыть тайну, выявить историческую закономерность.

Информация о работе Романтические черты в творчестве Бальзака