Роман Л.Толстого «Анна Каренина»: жанровое своеобразие, проблематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:10, доклад

Описание работы

адумав «АК» в 1870, Т начал работу над этим произведением лишь 3 года спустя и продолжал ее с небольшими перерывами, в течение 4 лет. Печатался роман в журнале «Русский вестник», начиная в 1874 и кончая 1877-м годом. Это первый собственно роман; жанр – семейно-психологический роман. Роман имел бешеный успех у читателей.
История написания и печатания «АК» отражает глубокие сдвиги в мировоззрении Т, в его реализме.

Работа содержит 1 файл

Роман Л.docx

— 20.42 Кб (Скачать)
  1.  
    Роман Л.Толстого «Анна Каренина»: 

 
жанровое своеобразие, проблематика. 
 
 
Задумав «АК» в 1870, Т начал работу над этим произведением лишь 3 года спустя и продолжал ее с небольшими перерывами, в течение 4 лет. Печатался роман в журнале «Русский вестник», начиная в 1874 и кончая 1877-м годом. Это первый собственно роман; жанр – семейно-психологический роман. Роман имел бешеный успех у читателей. 
 
История написания и печатания «АК» отражает глубокие сдвиги в мировоззрении Т, в его реализме. Вернувшись в Ясную Поляну в марте 1872, Т писал своей дальней родственнице: «вчера я вернулся из Москвы, где я заболел, с таким отвращением ко всей этой праздности, роскоши, к нечестно приобретенными мужчинами и женщинами средствами, к этому разврату, проникшему во все слои общества, к этой нетвердости общественных правил, что решился никогда не ездить в Москву». Это стало одним из лейтмотивов «АК». 
 
«АК» представлялась Т романом, отражающим его собственную духовную драму. Мысль русского народа в смысле силы завладевающей проникла в «АК» и во многом подчинила себе характер всех деревенских глав этого романа. 
 
В основе замысла нового романа Т – образ героини. Героиня сразу же представлялась ему замужней женщиной из высшего круга, «потерявшей себя, но ни в чем не виноватой». Трагедия семьи – вот, что составляет основу «АК». Облик ее в первых набросках весьма не привлекателен; напротив, образ ее мужа – симпатичен. В ходе работы над романом автор все решительнее становился на сторону героини, а фигура мужа приобретала отталкивающие черты. Судьба Анны постепенно вырисовывается как трагически безысходная. При этом внешне, формально она одна по-прежнему остается во всем виноватой, а ее муж – целиком прав. Это была трагедия столкновения живой и каждую минуту пульсирующей жизни с окаменевшими формами ее. 
 
Эволюция замысла «АК» не только в эволюции Анны и ее мужа, но и становлении образа Левина, трагедия которого аналогична трагедии самого автора, т.е. не безысходна. 
 
Проблема семьи – одна из решающих в мировоззрении и духовных исканиях Т не только в 70-е, но и на протяжении всей его деятельности. Для Т, как и для его главного героя, строить свою собственную семью – это значит строить жизнь или, наоборот, строить жизнь - это значит строить семью.  
 
Главная идея романа: что является главной сутью современного человека? Для чего он живет? – А он имеет буржуазный идеал жизни. Отказавшись от религиозного идеала, они ничего нового не создали. Наслаждение жизнью – главный идеал общества, в котором живет АК. «Жизнь – это не шутка, а очень серьезное дело. Надо жить так, как будто готовишься умирать». Главная мысль – семейная, разрушение семьи – самое страшное; настоящий человек живет только в семье, а для всего общества женитьба – гиблое дело. В романе две параллельные линии – Левин и АК. Параллельность, независимость развития судеб – кажущаяся. Про композицию романа Т написал одному из критиков, не увидавшему сопряжений, сцеплений: «Я горжусь, напротив, архитектурой – своды сведены так, что нельзя и заметить, где и замок… Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». В романе показаны 3 типа семьи: Облонские, Каренины, Левины. 
 
Для Левина семья – главное условие высоконравственной, духовно содержательной, разумно трудовой жизни. Поэтому женитьба для него была для него столь важной проблемой. Левину, с его идеалом счастливой семьи и мечтой о трудовой и справедливой жизни, противостоят все остальные герои романа. Для Стивы Облонского семья – какая-то внешняя оболочка. Каренин совсем не похож на Облонского, но и он видит в семье не более как узаконенную форму. Вронский действительно любит Анну, но его представление о счастливой семейной жизни не имеет ничего общего с левинским. Любовь Вронского – это страсть, никак не соотнесенная с его взглядами на мир. Кроме любви у него с Анной нет никакого объединяющего интереса. 
 
Столь пристальный интерес Т к проблеме семьи обусловлен начавшейся коренной ломкой всего его миросозерцания. Изображая драматическую судьбу своего героя Константина Левина, он, как бы со стороны смотрит на тот мучительный духовный процесс, который происходил в нем самом. 
 
В «АК» с необычайной глубиной раскрывается трагедия русской жизни пореформенной эпохи. Словами Константина Левина – «все… переворотилось и только укладывается» - Левин характеризует эпоху с 1861 по 1904 год включительно, т.е. эпоху подготовки первой русской революции. В 70-е годы в л-ре особенно остро обнаружились такие ее свойства, как антикапиталистическая направленность, критика и разоблачение либерализма, все повышающийся интерес к активизации народного сознания. 
 
Роман Т раскрывает с еще небывалой даже для русской л-ры силой и трагическое положение человека, и потребность в преодолении трагизма. Левин отвергает всякую общественную деятельность, и, однако, его духовные искания порождают мысль о бескровной экономической революции, о неизбежности коренной ломки всего общественно-экономического строя в России. 
 
Драма в семье Карениных разрастается до масштабов драмы, выражающей столкновение живой человеческой души с бездушной машиной, т.е. с целой системой общественных установлений. В этом соц. смысл трагедии АК. 
 
В сюжетной линии героини романа каждый новый эпизод обнаруживает дальнейшее осложнение и обострение отношений, главным образом, между тремя лицами: Анной, Карениным и Вронским. Узел их отношений начинает завязываться в Москве, когда Анна встретилась с Вронским, и окончательно закрепляется в Петербурге, когда на вокзале все трое оказались вместе. 
 
Встречи Вронского с Анной в различных петербургских гостиных сопровождались злословием светских дам, все это привело к первому объяснению Каренина с женой, - в результате отношения между ними в корне изменились. Скачки взорвали оболочку внешнего приличия в этих отношениях, свидание же Анны с Вронским в саде Вреде показало, что любовь к Вронскому не является для нее выходом. За этим должна была последовать катастрофа. Она вполне назрела, но ее не произошло, т.к. Каренин во время болезни жены простил Анну, которая потом покинула дом, уехала с Вронским за границу. Там начался второй акт ее трагедии. Катастрофе, которая совершилась позднее и уже в России, предшествовал полнейший разлад ее отношений с Вронским. 
 
Таким образом, вся эта сюжетная линия романа строится в соответствии с основными канонами жанра классического романа в его лучших образцах: сюжет развивается с той суровой последовательностью, которая неизбежно ведет героя к катастрофе, в силу того, что поэзия его сердца столкнулась с пагубной для него житейской прозой. 
 
В части, посвященной Левину, роман превращается как бы в хронику его жизни. Здесь сюжетом становится особенная судьба Левина, получившая в романе преломление как вообще судьба человеческая. 
 
Перед нами развертываются сцены, отражающие естественную, самой природой обусловленную, очередность работ в деревне (напр., весенние работы, косьба и т.д.), а с другой стороны – сцены, являющиеся вехами чел-го бытия: женитьба Левина на Кити, радости и огорчения их семейной жизни, потери близких (смерть брата Николая), тревоги и радости, связанные с появлением на свет первого ребенка, и т.д. 
 
Охват жизненных явлений в этом романе достигает исключительного размаха. Роман, изображающий через чел-кие судьбы, кризис дворянских форм жизни, становится романом о грандиозном переломе в русской истории, обозначившим эпоху после 1861 и до 1906. 
 
По хар-ру своего мировоззрения Т всегда стремился остаться в стороне от общественно-полит. борьбы. Несмотря на это «АК» касается едва ли не всего заметного, что было в русской общественной жизни 70-х. хотя Левин прежде всего и главным образом был занят личным делом, урегулированием отношений с освобожденными от креп. права крестьянами, он постоянно сталкивается с самыми разными людьми, спорит с ними, проверяет в этом споре свою точку зрения, присматривается к тому, как поступают другие; он следит за тем, что происходит в России, вообще в мире. Так появляются в романе эпизоды, связанные и с работой земских учреждений, и с полемикой по научным и философским вопросам, и с отношением различных кругов к сербо-турецкой войне и т.д. Другие персонажи романа, как напр. Каренин, отчасти Вронский, преимущественно находятся в сфере служебных интересов, потому в изображении их так много примет эпохи. 
 
Две тенденции – безысходный трагизм Анны и трагизм Левина, перерастающий в эпос, т.е. стремящийся преодолеть себя, - ясно ощутимы в стиле романа. Для стиля «АК» хар-но прежде всего беспокойство и тревога, свойственные настроению основных героев, в особенности Анне К и Константину Л. 
 
Для правильного понимания романа важное значение имеет эпиграф к роману: «Мне отмщение и аз воздам». В течении длит. времени наиболее распространенным пониманием эпиграфа было то, которое предложил М.С.Громека: «Нельзя разрушить семью, не создав ее несчастья, и на этом старом несчастье нельзя построить нового счастья. Нельзя игнорировать общественное мнение вообще, потому что, будь оно даже неверно, оно все же есть неустрашимое условие спокойствия и свободы. Брак же есть единственная форма любви, в которой чувство спокойно, ест-но и беспрепятственно образует прчные связи между людьми и об-вом, сохраняя свободу для деятельности… Но это чистое семейное начало может созидаться лишь на прочном основании истинного чувства». Но реальное содержание романа противоречит эпиграфу. И с точки зрения Б.М. Эйхенбаума, эпиграф относится не ко всему роману, а лишь к образам Анны и Вронского, которые, в отличие от Левина, живущего всей полнотой жизни, оказались рабами слепой страсти, а потому и подлежат нравственному суду. Но кто судья? Эйхенбаум ответа не дает, и потому неправомерно ограничивать значение эпиграфа, который на деле связан со всем содержанием романа и со всеми героями. Этот эпиграф сначала имел хар-р откровенного религиозного поучения. Потом, когда образ героини настолько обогатился и осложнился, что, в сущности, стал другим, Т не снял эпиграфа, потому, что его смысл не расходится с соц.-нрав. смыслом трагедии героини романа. 


Информация о работе Роман Л.Толстого «Анна Каренина»: жанровое своеобразие, проблематика