Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека

Автор: r*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

С рождения у ребенка никаких способностей нет, имеются лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими (взрослыми) людьми, то это в значительной степени задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Широко известны случаи, описанные в научной и другой литературе, свидетельствующие о том, что будучи лишенным возможности общения с людьми, человек или не развивается психологически вообще (случаи обнаружения детей среди зверей), или отстает в своем развитии, или деградирует психологически, т.е. фактически возвращается к животноподобному образу жизни

Работа содержит 1 файл

ОБЩЕНИЕ.docx

— 19.94 Кб (Скачать)

1.1 Роль общения  в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей  человека

С рождения у ребенка  никаких способностей нет, имеются  лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка  лишить возможности общения с  другими (взрослыми) людьми, то это в  значительной степени задержит его  психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут  произойти необратимые изменения. Широко известны случаи, описанные  в научной и другой литературе, свидетельствующие о том, что будучи лишенным возможности общения с людьми, человек или не развивается психологически вообще (случаи обнаружения детей среди зверей), или отстает в своем развитии, или деградирует психологически, т.е. фактически возвращается к животноподобному образу жизни. Наиболее известный из этих случаев произошел в начале ХХ века в Индии, где в логове волков были обнаружены два ребенка, оказавшиеся среди животных. Девочка 3-х лет и мальчик 7 лет не были приспособлены к человеческому образу жизни.

Для нормального  развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных процессов.

Строго говоря, ни одна из человеческих способностей не может возникнуть вне общения  данного человека с людьми. Окружающие люди, во-первых, являются единственными  носителями способностей, которые осваиваются  людьми. Во-вторых, взаимодействие с  этими людьми необходимо человеку для  того, чтобы он мог усвоить эти  способности. В-третьих, речь идет не просто о взаимодействии как таковом, а  об организованном, учебно-развивающем  общении. В-четвертых, процесс развития способностей необходимо контролировать и оценивать, а это также делается в непосредственном общении того, у кого эти способности формируются, с теми, кто эти способности  формирует.

Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным  лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими  людьми. Это порождает потребность  субъекта сказать им о том, что  для него важно и значимо. Ребенок, овладевая членораздельной речью легко произносит первые созвучия "ма-ма", "па-па", "ба-ба". Взрослый соотносит эти созвучия с конкретными лицами - матерью, отцом, бабушкой, что способствует закреплению у ребенка связи каждого из этих созвучий с конкретным лицом из его ближайшего окружения ("это баба").

В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для  ребенка в слово, которое он использует для организации своего взаимодействия с окружающими.

Одновременно развивается  и невербальная коммуникация: мимика, жесты, интонационное разнообразие речи. Формируются обратные связи  в процессе коммуникации - ребенок  научается дешифровать выражение  лица собеседника, улавливать одобрение  или неодобрение в его интонациях, понимать значение жеста, сопровождающего  и усиливающего слово взрослого  человека. Все это позволяет ему  корректировать свои действия, добиваться должного взаимопонимания в обществе.

В совместной деятельности с людьми, то есть в общении с  ними, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности отдельного человека. Характер проявляется в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие  на людей. Характер не только проявляется  в общении, но и формируется в  нем. Так в раннем детстве, черты  характера складываются под влиянием того, как взрослые люди общаются с  ребенком. В подростковом возрасте на формирование характера начинают оказывать влияние общение ребенка  со сверстниками. В старших классах  школы характер продолжает развиваться  под влиянием общения старшеклассников не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.

Воля также развивается  под воздействием общения с другими  людьми. Этот процесс можно представить, наблюдая за поведением детей, за их усилиями и желанием добиться цели, которые  сознательно направляются взрослым человеком и стимулируют ребенка  на преодоление препятствий. Для  того, чтобы повторить связанные с этими стимулами приятные переживания, ребенок начинает проявлять свою волю. Особым образом организованное общение взрослых с ребенком становится фактором, под воздействием которого развивается воля ребенка.

Чувства, проявляемые  в межличностном общении, формируются  и развиваются под влиянием общения  с людьми. Другие виды чувств также  находятся под влиянием общения  с другими людьми. Так, например, эстетические чувства человеку сообщают другие люди, понимающие прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может.

Мотивы и социальные потребности растущая личность также  заимствует в общении с окружающими  людьми. Механизм передачи мотивов  поведения от одного человека к другому  в процессе общения можно представить  себе следующим образом. Стремясь стать похожим на значимых для него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения.

Таким образом, человек  как личность во всех ее существенных проявлениях формируется и развивается  в процессе общения с людьми.

1.2 Зависимость психического  развития человека от его общения  с другими людьми

Зависимость психологического развития человека как личности зависит  от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике  могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых  коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недоразвитие чувств.

Слабое развитие речи в условиях дефицита общения  с людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает  речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно  общается. Начиная примерно с 3-х летнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение.

Став взрослым, человек  продолжает развиваться в речевом  плане через общение с людьми и другие источники речевого развития, например, книги, становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии.

Если человек испытывает дефицит общения с другими  людьми, у него не могут в достаточной  степени развиться коммуникативные  навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым  сравнительно примитивным набором  невербальных средств общения, которые  передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств  общения, связанных с человеческой культурой, а так же вербальных средств  общения, связанных со знанием и  использованием языка.

Что касается слабого  развития интеллекта, то оно выступает  как результат дефицита общения  человека с людьми по следующим причинам. Во-первых, по причине слабого развития речи, во-вторых, по причине того, что  человек лишается возможности обучаться  на примере других людей, с более  развитым, чем у него самого, интеллектом. В начале своего развития дети, играя  вместе с другими детьми или людьми или занимаясь вместе с ними какими-либо делами, решают совместно, в непосредственном общении разнообразные задачи. Взрослые люди и более опытные партнеры по совместной деятельности демонстрируют  ребенку способы решения задач, объясняют их и помогают овладеть ими. Ребенок развивает свой интеллект не только подражая другим людям, но и под их руководством, что исключено, в случае отсутствия активного общения. Примерно то же самое характеризует и интеллектуальное развитие взрослых людей.

Недоразвитость чувств выступает как следствие недостатка общения с людьми по следующим  причинам. Когда люди находятся вместе и тем более, когда они общаются друг с другом, то переживания одного человека непосредственно передаются другому, который ему сопереживает. Это происходит за счет особого социально-психологического механизма прямого эмоционального воздействия людей друг на друга, которое известно как "заражение". Эмоционального заражения не происходит, если люди не общаются. Кроме того, через  другой механизм обучения, - "подражание", люди общаясь и наблюдая друг за другом, учатся переживать, то есть, в соответствии с культурными нормами выражать свои чувства.

Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что  длительное пребывание в гермокамере  ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов  и т.д. Однако при этом, серьезные  нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются  в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности и при  значительной гиподинамии.

Интересным и полезным материалом для понимания того, как  действует на человека изоляция, являются свидетельства людей, добровольно  или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и лишенных межличностного общения. Все они  в условиях изоляции вскоре начинают говорит вслух. Сначала это своего рода комментарии уведенного или происходящего. Потом появляется потребность обратиться к кому-нибудь или чему-нибудь; некоторые разговаривают сами с собой: подбадривают, дают советы, отдают команды, задают вопросы.

Основная причина  такого поведения человека, заключается  в том, что у него нет возможности  для удовлетворения потребности  в общении. Поэтому он компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым.

Заключение

Общение людей друг с другом имеет даже большее значение для психологического развития, чем  деятельность. В общении друг с  другом решаются задачи, которые не доступны отдельно взятому человеку.

Именно благодаря  общению в совместной деятельности люди когда-то сумели преодолеть свой животный, естественный образ жизни, подняться над собственной биологической  ограниченностью, создать общество и культуру.

С первых дней жизни  младенец начинает общаться со взрослыми людьми, и это общение не прерывается в течение всей жизни. С помощью такого общения ребенок усваивает все, что психологически делает его человеком вообще и современным человеком в частности. Это касается и человеческих особенностей его познавательных процессов, их произвольности и опосредованности; и человеческих особенностей его поведения (мораль, этика, культура поведения); и человеческих особенностей его личности (воля, способности, характер, потребности, чувства); и человеческих взаимоотношений (доброта, порядочность, отзывчивость и пр).

Общение - важное условие  человеческого бытия. Оно является одновременно и объективным внешним  фактором влияния на человека и, в  то же время, формой существования ее индивидуально-психологического бытия.

Информация о работе Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека