Роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского («Гроза» и «Бесприданница»).
Общая цель обусловила постановку следующих задач исследования:
1.Рассмотреть основные теоретические положения, касающиеся имен собственных в современной лингвистике;
2.Выявить особенности функционирования разных разрядов имен собственных;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Имя собственное как объект лингвистических исследований
1.1.Ономастика как наука……………………………………………….….....6
1.2.Специфика имени собственного как особой языковой категории…......9
1.3. Проблема классификации имен собственных…………..………………13
Выводы по главе……………………………………………………………….28

Глава II. Роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского («Гроза», «Бесприданница»)
2.1. Имя собственное в художественном тексте………………………………32
2.2. Семантика фамилий персонажей………………………………………….33
2.3. Имена и отчества персонажей……………………………………………..37
Выводы по главе………………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………....47
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 69.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Восточно-Сибирская  государственная академия образования»

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка, методики и общего языкознания

                                                              

                                                               Направление: 050300

                                                                                 Филологическое образование

                                                         Профиль: 050301

                                                                       Русский язык и литература

                                                                            Квалификация: Бакалавр

                                                                                 филологического образования

                                       Курс: 4

                                                                   Форма обучения: очная

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                        Макарова Е.М., к.ф.н., доц. 

 

ПЕРМЯКОВА ТАТЬЯНА  НИКОЛАЕВНА

Курсовая работа

РОЛЬ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ  В ПЬЕСАХ А.Н. ОСТРОВСКОГО («ГРОЗА»  И «БЕСПРИДАННИЦА»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа защищена________________

Оценка_________________________

Иркутск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I. Имя собственное как объект лингвистических исследований

1.1.Ономастика как наука……………………………………………….….....6

1.2.Специфика имени собственного  как особой языковой категории…......9

1.3. Проблема классификации  имен собственных…………..………………13    

Выводы по главе……………………………………………………………….28

 

Глава II. Роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского («Гроза»,                       «Бесприданница»)

2.1. Имя собственное в  художественном тексте………………………………32

2.2. Семантика фамилий  персонажей………………………………………….33 

2.3. Имена и отчества  персонажей……………………………………………..37

Выводы по главе………………………………………………………………...45

Заключение……………………………………………………………………....47

Список литературы……………………………………………………………...49

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в окружении  слов – названий предметов, процессов, качеств, явлений, окружающих нас людей. Но есть слова, занимающие особое положение  в системе языка, предназначенные  для обозначения конкретных предметов  и явлений  и выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов  и явлений, - имена собственные. Мы сталкиваемся с ними практически  каждый день, к ним мы относим  как имена реально существующих людей, городов и рек, так и  субъектов, созданных фантазией  человека (имена героев литературных произведений, богов и демонов). Очень  часто человек задается вопросами, откуда произошло то или иное название, фамилия, имя, почему город, река, страна, так называются, и т.д. Зачастую объяснить  это очень сложно или даже невозможно, потому что названия эти такие  древние, что их воспринимают как  нечто само собой разумеющееся, иногда «назывная коннотация» имен собственных  стирается, и они переходят в  разряд нарицательных имен, и тогда  определить автора, и даже язык, в  котором впервые возникло это  слово, практически невозможно. Другие же имена собственные настолько  молоды, что живущее сейчас поколение  знает их авторов или, по меньшей  мере, историю и страну происхождения.

Многообразие имен собственных, их широкое распространение в  нашей жизни и сложность этого  аспекта языка привели к возникновению  особой отрасли языкознания –  ономастики (от греч. «onomastika» - искусство давать имена). В свою очередь, появление этой науки привело к тому, что возросла необходимость в ее изучении. Немало трудов последних десятилетий посвящено различным аспектам ономастики, в России ономастическими исследованиями занимались В.Д. Бондалетов В.Д., Горбаневский Д.С., Дмитриева Л.И., Суперанская А.В., Супрун В.И.

Имена собственные с давних пор привлекали внимание исследователей. Ученых интересовала история их возникновения, значение и смысл, связь с историей общества, с мировоззрением и верованиями  людей, с окружающей природой. В настоящее  время интерес к ономастике значительно  возрос. Он проявляется в появлении  всевозможного рода книг, посвященных  тайнам имени собственного, в издании  многочисленных словарей личных имен и фамилий, а также в значительном количестве научных публикаций.

Значительная часть работ  в современной лингвистике посвящена  изучению функционирования имен собственных  в художественном тексте (Белоусова Е.А., Фонякова А.А. и др.).

Актуальность исследования определяется

Объектом данного исследования являются имена собственные персонажей в пьесах …….

Предмет исследования -  структурно-семантические и функциональные особенности имен собственных в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».

Цель  курсовой работы – выявить роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского («Гроза» и «Бесприданница»).

Общая цель обусловила постановку следующих задач исследования:

1.Рассмотреть основные теоретические положения, касающиеся имен собственных в современной лингвистике;

2.Выявить особенности функционирования разных разрядов имен    собственных;

3.Сделать заключение о роли имен собственных в пьесах А.Н. Островского («Гроза» и «Бесприданница»).

 Научная новизна работы состоит в том, что впервые

Теоретическую базу исследования составили работы 

Материалом исследования послужили пьесы А.Н. Островского («Гроза» и «Бесприданница»).

Ведущим методом исследования является описательный, включающий наблюдение, систематизацию и классификацию.

Теоретическая значимость заключается в уточнении научного понятия «имя собственное».

Практическая  значимость проведённого исследования заключается в возможности использовании его результатов при разборе филологического анализа текста.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Имя собственное как объект лингвистических исследований

1.1.Ономастика  как наука

Ономастика (от греч. Onomastika-«искусство давать имена»)-раздел языкознания об именах собственных всех типов, об истории их возникновения и преобразования в результате их употребления в языке, о заимствовании имен собственных в другие языки, о закономерностях их развития и функционирования [1].

Долгое время под термином «ономастика» понималось изучение только лишь собственных имен человека (то есть антропонимика). Кроме того «ономастикой» иногда называют совокупность собственных имен - в этом случае более точен термин «онимия».

Ономастика возникла как  прикладная наука, необходимая историкам, географам, этнографам, литературоведам  и не выходила за рамки «вспомогательной научной дисциплины», пока ею занимались представители этих специальностей. Когда к изучению данной проблематики подключились лингвисты, принесшие с собой методы структурного и семантического анализа, ономастика выделилась в самостоятельную дисциплину, анализирующую лингвистический материал лингвистическими методами.

Ономастика изучает основные закономерности истории, развития и  функционирования собственных имен. Обладая своим материалом и методикой  изучения его, ономастика не может быть самостоятельной дисциплиной. Поскольку  она возникла «на стыке» наук, она отличается чрезвычайной комплексностью предмета исследования. Доминирует в ономастике лингвистический компонент не только потому, что каждое имя- это слово, развивающееся по законам языка, но и потому, что информация каждого имени «добывается» с помощью лингвистических средств. Однако если бы ономастика ограничивалась, лишь лингвистическим компонентом, не было бы основания выделять ее в особую дисциплину. Специфика изучаемого предмета состоит в том, что, лингвистически в своей основе, он включает также этнографический, исторический, географический, социологический, литературоведческий компоненты, которые помогают лингвисту выделять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именованием. Кроме того, в ономастических исследованиях используются данные археологии, истории материальной и духовной культуры, биологии, теологии, философии, логики, психологии и т.д., все это выводит ономастическую проблематику за рамки одной лишь лингвистики и придает известную самостоятельность комплексу составляющих его компонентов.

Обретая автономность и превращаясь  в известных своих аспектах и  «чистую» науку, ономастика продолжает оставаться вспомогательной, прикладной для историков и географов [Суперанская 1973, с.9-11].

Таким образом, ономастика связана  со всеми сферами человеческой жизни  и деятельности. Везде, где требуется  выделение для индивидуализации, человек употребляет собственные  имена как наиболее удобный способ выделения объекта.

Н.В. Подольская в своем  «Словаре русской ономастической терминологии» выделяет несколько разновидностей ономастики как науки:

1) Поэтическая ономастика - раздел ономастики изучающий, любые имена собственные (поэтонимы) в художественных литературных произведениях: принципы их создания, стиль, функционирование в тексте, восприятие читателем; а также мировоззрение и эстетические установки автора;

2) Прикладная ономастика - особое направление ономастических исследований, связанное с практикой установления формы, ударения, произношения, транскрипции, орфографии, норм склонения имен собственных, а также с установлением нормативных моделей отонимичных образований (отчеств, названий жителей по местожительству, прилагательных от топонимов и т.п.). В этом направлении ономастических исследований выделяются подвиды: прикладная топонимика, прикладная антропонимика и т.д.

3) Региональная ономастика – направление ономастических исследований, связанных с определенной территорией, с местной ономастической подсистемой. Такие исследования обычно касаются одного из полей онимического пространства: топонимов, антропонимов, астронимов. Целью подобных исследований является выявление специфики имен на данной территории и связей ее имен (или типов имен) с соседними и\или даже отдаленными территориями;

4) Теоретическая ономастика – ономастические исследования, направленные на установление общих закономерностей развития и функционирования онимических систем, на выявление онимических универсалий;

Ономастика есть часть  лингвистики. Выход за пределы лингвистики  осуществляется за счет экстралингвистических  компонентов ономастики, которые  являются для нее обязательными.

Знаковость онимических  систем замкнутых коллективов прочно связывает имена как слова  с очень широким кругом социальных, идеологических, биографических и прочих явлений, которые воспринимаются лишь членами данных коллективов и  не всегда понятны лицам посторонним, непосвященным. В этом отношении  Суперанская А.В. сравнивает имена  собственные с терминами, а ономастику как науку – с терминологией.

Ссылаясь на работу А.А. Реформатского  «Славянская лингвистическая терминология» (1962), он пишет:

«Термин всегда член какой-нибудь терминологии, в пределах которого он однозначен, как и имя собственное всегда достояние какого-либо коллектива, внутри которого понятна не только его объективно-номинативная связь, но и связанная с ним информация. Подобно тому, как для правильного понимания содержания какого-нибудь термина бывает необходимо понять всю теорию, для понимания роли какого-либо имени в обществе необходимо бывает узнать историю этого общества и связи именуемого объекта с другим» [Реформатский 1998: 30].

В основе имени лежит определенный образ, определенный способ номинации, который индивидуален у каждого  народа. В живой разговорной речи имена тесно связаны с реалиями, культурой, традициями, религией, бытом, мировоззрением и т.п., которые присущи  отдельному народу, нации.

1.2. Специфика имени  собственного как особой языковой  категории

Имя собственное, как уже  отмечалось выше, являлось объектом изучения многих исследователей русской и  зарубежной лингвистики 20 века. В 1978 году в Кракове состоялся 13 Международный  ономастический конгресс, тема которого звучала следующим образом –  «Имена собственные и имена нарицательные». На нем обсуждались вопросы специфики имен собственных, их коренных отличий от имен нарицательных и т.п.

Информация о работе Роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского