Роль березы в произведениях писателей и художников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:49, сочинение

Описание работы

Россия и береза! Эти два слова, как бы слиты воедино. И нет в русском лесу дерева более поэтичного, чем береза. Известный ансамбль народного танца носит ласковое название « Березка», который знают далеко за пределами нашей Родины. А сколько красивых песен поется о ней. И где бы не росла русская березка, везде она приносит людям радость, свет.

Работа содержит 1 файл

этореферат по литературе.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Место и роль берёзы в  произведениях русских  художников и поэтов 

Россия и береза! Эти два слова, как бы слиты воедино. И нет в русском лесу дерева более поэтичного, чем береза. Известный ансамбль народного танца носит ласковое название « Березка», который знают далеко за пределами нашей Родины. А сколько красивых песен поется о ней. И где бы не росла русская березка, везде она приносит людям радость, свет. Стоит она красавица русского леса, ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее листья, живительное солнце греет ее, а зимой снежная шуба прячет от мороза. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку! Это же сама РОССИЯ, милая Родина наша, гордыми и светлыми очами смотрит на мир! И будет стоять она вечно, как наш народ, как наша русская земля!

Берёза —  красивейшее дерево русских равнин. Она хороша и ранней весной, когда  распускаются её клейкие листочки, и летом, щедрая на тень, с шумящей  густой листвой, и осенью, вся золотая, и зимой в инее, излучающая свет вокруг. Поэты любуются её нарядом и видят в ней живое существо.

Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. Один из таких образов находим  в стихотворениях Сергея Есенина. Уже первые стихи Есенина отражают мир многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою — колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого леса, “метелица ковром шелковым стелется”, и голодным воробушкам под вихри снежные снится весна. Есенин представлял себя частью природы, верил в то, что мы должны быть родными природе и вместе с природой. Вспомним его стихотворение о берёзе: 

Белая берёза  
 
Белая берёза  
Под моим окном  
Принакрылась снегом,  
Точно серебром  
На пушистых ветках  
Снежною каймой  
Распустились кисти  
Белой бахрамой.  
Мне белее снега  
Омыл грехи Христос,  
Спас меня от ада,  
Многих горьких слёз.  
И стоит берёза  
В сонной тишине,  
И горят снежинки  
В золотом огне.  
А заря, лениво  
Обходя кругом,  
Обсыпает ветки  
Новым серебром. 

Всего лишь несколько  слов, но ими сказано многое, запечатлено  и его образ в звуках и запахах.

Мы много  говорим о людях, спасших Отечество  от злых врагов, положивших жизни за других. А для меня таким героем является береза. Каждый день по дороге в школу, возле дома я встречаю это дерево. Это наша память, наша история. Белая береза – это душа России.

Русский художник Игорь Грабарь говорил: "Что  может быть прекраснее березы, единственного  в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал". Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы.

Наши пра-пра-прабабушки и дедушки считали березу мировым  древом. Оно как бы соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны  света. Мировое древо имеет три  части, которые рассказывают о строении мира – существовании трех царств: неба, земли и преисподней. В древних языческих обрядах береза была "майским даром" – праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На Троицу заготавливали ветки березы. Из нее плели венки и носили на праздник.

Но что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. А что такое поэзия? «Истинная поэзия есть душа народа, сгусток его любви и ненависти».

Афанасий  Афанасьевич Фет написал своё стихотворение «Печальная берёза»  в 1842 году. Оно пронизано любовью  к берёзе, к родной природе и  к родине. Здесь поэт изображает березу, которую он видит из окна своей комнаты, и малейшие изменения на этом обнаженном зимой, как бы омертвевшем на морозе дереве для него – это жизнь зимней природы родного края. Интересно, что берёза здесь очень красива, по мнению А.Фета, «разубрана морозом». На неё радостно смотреть. Концы ветвей поэт сравнивает с гроздьями винограда. Но что же сама берёза? Она грустит. Недаром стихотворение названо «Печальная берёза». У неё «траурный наряд». Такой эпитет употребляет здесь поэт. Зима заморозила дерево, и оно стоит красивое, но мёртвое.

Печальная берёза...

 
Печальная береза 
У моего окна, 
И прихотью мороза 
Разубрана она. 
 
Как гроздья винограда, 
Ветвей концы висят, — 
И радостен для взгляда 
Весь траурный наряд. 
 
Люблю игру денницы 
Я замечать на ней, 
И жаль мне, если птицы 
Стряхнут красу ветвей.
 

В стихотворении  Алексея Константиновича Толстого, написанном в 1856 году, берёза тоже предстаёт в образе нежной и ранимой девушки. Она плачет, и прозрачные чистые слёзы струятся по её серебристой коре. Эпитеты «острою», «бедная», «больное» заставляют переживать вместе с берёзой. Очень жаль бедное дерево, потому что ему больно. Хочется успокоить берёзу и вместе с поэтом сказать «рана не смертельна, вылечится к лету», ты ещё будешь красивой, зелёной. Не зарастут только душевные раны. А боли и горя повидала русская берёзка немало. 

Острою секирой ранена береза 

Острою секирой  ранена береза, 
По коре сребристой покатились слезы; 
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй! 
Рана не смертельна, вылечится к лету, 
Будешь красоваться, листьями убрана... 
Лишь больное сердце не залечит раны!
 

Много могли бы рассказать о войне березы. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе с народом на защиту встали деревья. Именно о фронтовой берёзке написал своё стихотворение Александр Прокофьев. Береза ранена пулей, ей больно, плечо «ноет к непогоде». И словно не дерево стоит перед нами, а солдат. Он не боится боли и смерти и уже хвастается свежей зеленью и даже как деревенская девушка всё спрашивает: «Чо да чо?» В.С.Бахтин в своей книге о Прокофьеве так определял содержание стихотворения: «Поэт не произносит громких слов о войне, о мире, о ценности человеческой личности, но ведь всё это есть в его стихах, и понимание всего этого входит в нашу душу вместе с трогательным и чистым образом берёзки, радующейся и страдающей, совсем как мы.

В России издавна  существует обычай: над могилой погибшего  солдата сажать березу, чтобы его  жизнь продолжалась в земном дереве. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.

Многое пережили, увидели березы. Они – наша память. Наша гордость. Наша жизнь. Время неумолимо  мчит вперед, но береза как символ жизни будет всегда. Береза все победит. Об этом стихотворение А. Т. Твардовского «Берёза» (1967). 
 

Кружились белые березки

Кружились белые березки, 
Платки, гармонь и огоньки, 
И пели девочки-подростки 
На берегу своей реки. 
 
И только я здесь был не дома, 
Я песню узнавал едва. 
Звучали как-то по-иному 
Совсем знакомые слова.

 Гармонь играла с  перебором, 
Ходил по кругу хоровод, 
А по реке в огнях, как город, 
Бежал красавец пароход. 
 
Веселый и разнообразный, 
По всей реке, по всей стране 
Один большой справлялся праздник, 
И петь о нем хотелось мне. 
 
Петь, что от края и до края, 
Во все концы, во все края, 
Ты вся моя и вся родная, 
Большая Родина моя

Берёза в  жизни русских художников играет немало важную роль.

Великий художник И. Шишкин написал великолепную картину «Берёзовая роща».

Шишкин не облагораживал природу. Природа - сама благородство. Именно она может возвысить  человека, посредством воспроизведения ее в искусстве. В этом всегда был заключен творческий принцип живописца родной природы.

А вот Крамской Иван Николаевич великолепно передает движение солнечных бликов на белых стволах берез, переливы оттенков зеленой травы и листьев деревьев, сияние искорок белых и лилово-синих цветов в траве. Игра света и теней на картине делает ее живой, трепетной, создает «настроение».

Березки бесконечно рады жизни, и нам даже кажется, что они весело улыбаются солнцу и траве. Все вокруг цветет, излучая чувство радости, причастности к энергии жизни. Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем, леса, под сенью шумящих зеленью берез.

И художник Васильев Федор Александрович написал картину «Берёзовая роща к вечеру». Картина написана, в отличие от многих других работ этого времени, широко кроющим приемом живописи, как бы стремящимся уловить свет предвечернего солнца, изменившего цвет зелени и подчеркнуто выделившего на березах белизну обнаженных ветвей. Принятое здесь композиционное решение картины уже само собой выдвинуло на первый план пейзажный строй создаваемого образа с переданным в нем прекрасным моментом состояния природы в час угасающего летнего дня. Гармонией золотистого предвечернего света и мягких закатных красок, озаривших высокое небо и кроны деревьев у затененной каменной изгороди, раскрыта художником общая цветовая гамма этого поэтичного пейзажа, как бы утверждающая собой вечную присущую природе изменчивую цветность.

Как поистине великие художники, у которых  неиссякаемый запас духовных сил  и жизненных наблюдений выливается в неторопливую, эпическую и привольную песнь живой природе, гимн красоте  Родины.

Вот так простое  русское дерево стало символом нашей страны. Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человек. Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что в основе русского национального характера лежит глубинная связь жителя страны с окружающей его природой. Дмитрии Сергеевич, подчёркивая европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы, рассматривал природу национальной России, прежде всего, в ее взаимодействии с духовными исканиями народа, с религиозным опытом русского православия.

Наверное, ни в одной стране мира нет столько  белоствольных деревьев с тонкими  веткам: усыпанными маленькими нежными  листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дерев. Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей родины. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радости свет. И быть ей на наших просторах вечно. Потому что вечен наш народ, вечна земля.

Поэты и писатели всегда будут прославлять в своих  произведениях простое русское дерево – берёзу. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль березы в произведениях писателей и художников