Прилагательные цветообозначения во фразеологических оборотах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:13, доклад

Описание работы

Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3 - 5
Глава I. Значение восприятия цвета в жизни человека………….… 6 - 8
Глава II. Особенности фразеологических оборотов с прилагательными цветообозначения…………………………………………………………..9 - 10
II.1. Фразеологизм – значимая единица языка………………………. 11 - 13
II.2. Классификация фразеологизмов с прилагательными цветообозначения………………………………………………………….14 - 21
II.3. Особенности перевода фразеологизмов с прилагательными цветообозначения на казахский язык ..........22-24
Заключение. ……………………………………..………….……….. …..25 - 26
Список использованной литературы. ………….…………..………… 27 - 28

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД-цвет-2012!!!.docx

— 99.56 Кб (Скачать)

     Школа – лицей  №23   имени   Жалела  Кизатова 
 
 
 
 
 

     Тема:  Прилагательные   цветообозначения

       во фразеологических  оборотах. 
 

                                Выполнила: Клышбек  Айдана,

                                                        ученица 9 «А» класса

          Научный руководитель:  Шумейко  Н.Е., к.ф.н.,

                                                        доцент

                              Предметник:  Адылова Т.Б.  
 
 
 
 

     Кызылорда, 2012 год. 
 

      Оглавление. 

Введение …………………………………………………………………….3 - 5 

    Глава I.   Значение восприятия цвета в жизни человека………….… 6 -  8

Глава II. Особенности фразеологических оборотов с прилагательными цветообозначения…………………………………………………………..9  - 10

 II.1. Фразеологизм – значимая  единица   языка………………………. 11 - 13

II.2. Классификация    фразеологизмов     с    прилагательными цветообозначения………………………………………………………….14 - 21

  II.3. Особенности перевода  фразеологизмов с прилагательными цветообозначения на казахский язык .........................................................22-24 

Заключение. ……………………………………..………….……….. …..25 - 26

Список  использованной литературы. ………….…………..………… 27 - 28

Приложение. ……………………………………………………..………..29 - 35  
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Цвет  как объект изучения всегда привлекал  ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных  средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего  мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.

     С давних времен люди придавали цвету  особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку  каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную  систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают  зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

     Способность зрения различать цвета позволяет  человеку наиболее полно познавать  окружающий мир, лучше ориентироваться  в нем, более полно и детально отличать изменения в предметах  и явлениях. Обладать цветовым зрением  – это по существу значит иметь  возможность получать и перерабатывать большое количество информации о  внешней среде. Цветовое восприятие объектов материального мира - один из главных аспектов познавательной деятельности человечества. Благодаря  этому система цветообозначений является одной из древнейших терминологических  систем. Воздействие цвета на сознание человека и его ощущения было замечено очень давно. Еще Аристотель заметил, что «быть видящим значит быть каким-то образом причастным к цвету» [1. 425].  И.В. Гете посвятил целый труд феномену цвета, в котором отмечает факт неоднозначного воздействия цветов на человека, подразделяя их на «положительные» и «отрицательные».

     Почему  исследуются именно фразеологизмы? Дело в том, что они являются ценнейшим источником сведений о культуре и менталитете народа. Известный русский языковед Б.А.Ларин писал: «Фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрения народа, общественный строй,  идеологию своей эпохи». [2. 127] С точки зрения целостного значения фразеологизма особый интерес представляют его компоненты, которые имеют значение цвета.   Цвет в русской фразеологии представлен очень широко. Большинство прилагательных, называющих цвета спектра, образовались в языках давно, в XI—XII вв., и уже в развитии получили свои символические значения, а иногда и несколько значений. Некоторые из них изменились. Это привлекло к ним особое  внимание современных лингвистов.

Цель  работы:

  • Изучить теоретический и практический материал по данной теме и на его основе проанализировать лексическое  значение;
  • Исследовать связь между фразеологизмом и цветом, входящим в его лексический состав;
  • Исследовать количественное использование фразеологических сочетаний с прилагательными цветообозначения в речи, как средства придания большей выразительности и красочности русской  речи.
  • Исследовать особенности перевода  устойчивых сочетаний с прилагательными  цветообозначения  на  казахский  язык.

Задачи  работы:

    1. Выявить  и проанализировать особенности фразеологических словосочетаний  с прилагательными  цветообозначения.
    2. Классифицировать  фразеологизмы с прилагательными цветообозначения с точки зрения их семантики.
    3. Проанализировать  частотность  использования  цветов  во фразеологизмах.
    4. Проанализировать особенности перевода ФЕ на  казахский язык и выяснить, сохраняется ли семантика цвета, используемая в обороте.

Актуальность  исследования:

       Цвета во фразеологизмах  наиболее  точно и красочно раскроют  нам  культуру русского народа, их национальные  особенности.

     Полное  овладение ФЕ безусловно послужит основанием для того, чтобы понять  специфику   русского народа.  При переводе  можно выяснить такую же  специфику казахских фразеологизмов, их идентичность с некоторыми русскими  устойчивыми единицами. Изучив эти особенности идиом, обучающийся будет гарантирован от неправильного употребления фразеологических словосочетаний, а речь его приобретет точность и  красочность.

      Практическая  значимость работы. Основные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований фразеологии. Материалы данной научной работы могут найти применение  на уроках русского языка, дополнительных занятий и творческих  работ.

     Фактическую базу работы составляют __129__ фразеологических единиц.

      Основные  методы исследования. На первом этапе исследования методом сплошной выборки из фразеологических словарей  были извлечены фразеологические единицы. Далее при анализе и классификации основными исследовательскими методами являлись  описательно-аналитический, сравнительный,  контекстуальный и дифференциальный. Также был  использован  количественный анализ.

      Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, вторая глава состоит из двух параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа изложена на 35 страницах.  
 
 
 
 
 
 
 

     Глава  I.  Значение восприятия цвета в жизни человека. 

     Глаз  человека способен различать не только черно-белые градации светотени  в рисунке, но и разнообразные  цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные  ощущения – тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или  беспокойства и т.п. Например, люди быстро приходят в бодрое состояние при  неповторимой игре цветовых оттенков, создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч  солнечным лучом.

     Цвет  начал психологически воздействовать уже на наших далёких предков. Применение яркой раскраски предметов, культовых сооружений, одежды и лиц носило определенный духовный смысл. В античном мире императоры носили пурпурные одежды, и этот цвет был только их привилегией. Позднее люди продолжали придавать цвету различные характеристики. Например, в Европе белый цвет считался чистым, радостным, разумным, а желтый был цветом омраченной радости, внимания, синий – густая тень, строгость, возмужалость, а черный – горечь, старость, неизвестность. Красный виделся европейцам цветом чувствительности, молодости и человечности.

     Чтобы знать, какими цветами и как пользоваться каждому человеку в обиходе, в  воспитании детей, – надо понять, каким  образом цвет влияет на состояние  человека.

     В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда и любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим глаз.

     Эстетика  цвета органична всему творческому  процессу и вытекает из тонкого осмысления людьми окружающей действительности, в первую очередь природы, являющейся кладовой цветовых сочетаний. [3. 97]

     Цвета и цветовые сочетания по-разному  воздействуют на человека: теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) – энергичные, возбуждающие; холодные (фиолетовый, синий, голубой или нейтральный зеленый) – сдержанные, успокаивающие. Цвет вызывает у человека различные чувства: сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода или тепла, что воздействует на физиологию и психику.

     Возможно, из-за эмоционального воздействия цвета  человек наделил его определенным символическим значением.  Остановимся на самых  используемых и значимых цветах в жизни человека.

     Красный цвет производит на человека самое возбуждающее действие и вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе. Поэтому красный цвет «красивый», «прекрасный». Красный – цвет жизнетворного тепла и света, огня. Именно поэтому солнце красное, заря красная, боги, дарящие тепло, - красные.

     Белый – самый светлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не «обозначает» цвет, а является им. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земных наместников – царей, жрецов, вельмож.          А также в ритуалах  белый цвет употребляется как знак очищения и приобщения к добру. В древности белой считалась и вода, так как белый цвет связывался и с теми благами, которые дает вода. Отсюда значение белого как символа чистоты, безгреховности, безмятежности. Белый – это цвет божества и добрых духов, противостоящий черному как цвету демонических и злых сил. 

     Семантика черного цвета у большинства народов в основном негативна. Это можно объяснить причинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями.

     Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека. В христианской культуре средних веков главное символическое значение зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной путь. Однако в русском фольклоре зеленый не всегда положителен: зеленый царь – злой и коварный; тоска зеленая; настой трав – зелье – обычно яд.

     Синий, по выражению Гете, принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Он – антипод желтого, и, как таковой, самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе.  

     Голубой – тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Этот цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной, и способен придать предмету целостный вид, а вопросу/делу – глобальность и благоприятный исход.

     Цвет  — феномен загадочный. Он сопровождает нас повсюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми глазами  мы не перестаем видеть цвета. Цвет в науке — источник многих парадоксов мышления. В природе нет неокрашенных объектов и нет ни одного оттенка  цвета, не вызывающего эмоционального отклика. [4. 59]

     Цветовое  зрение — один из видовых признаков  человека. С начала культуры человек  пытался овладеть способностью цвета влиять на его душевное состояние.  И поэтому нередко люди используют цвет не только при окрашивании каких-либо предметов и вещей, но и в живой (устной и письменной) речи.  [5. 175] 

Глава II.  Особенности  фразеологических  оборотов  с  прилагательными  цветообозначения 

     Цвет  вызывает  определённые и специфические  изменения в психическом  мире человека,  интерпретация которых  порождает то, что мы называем цветовыми  ассоциациями и символами, впечатлениями  от цвета. Цвет воздействует на психику  человека, поэтому в языках и культурах  многих народов определённые  цвета  имеют  символическое  значение. И это в свою  очередь  способствовало тому, что цветовое восприятие мира  нашло своё отражение в лексической  и фразеологической  системах  языка.

Информация о работе Прилагательные цветообозначения во фразеологических оборотах