Общая характеристика зарубежной литературы первой половины 20 века

Дата добавления: 05 Января 2012 в 13:06
Автор: i****************@mail.ru
Тип работы: доклад
Скачать полностью (29.07 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

7.общ характеристика заруб литры 20 века.doc

  —  116.50 Кб

   На  стороне испанского народа против фашизма  сражались крупнейшие испанские и зарубежные писатели: Ф. Гарсиа Лорка, Р Альберти, А. Мачадо, М. Унамуно, Э. Вайнерт, В. Бредель, Ф. Вольф, Э. Хемингуэй, А. Мальро и др. Одной из интернациональных бригад командовал генерал Лукач -венгерский писатель Матэ Залка, павший смертью храбрых на испанской земле.

   В 30-е годы усилилась политическая направленность зарубежных литератур: жгучие политические вопросы привлекают внимание многих художников слова -Т. Манна, Э. Хемингуэя, Р. Роллана, которые, как  и большинство других литераторов, выступают против фашизма, в защиту Советского Союза, против угрозы новой мировой войны. Усиливается публицистическое начало в художественных произведениях. Возрастает внимание к проблеме народных масс, к проблеме «личность и народ», к историческим событиям прошлого, помогающим понять смысл современности. В соответствии с этим обновляются формы романа исторического (романы Г. Манна, Л. Фейхтвангера), психологического (произведения Э. Хемингуэя, Шервуда Андерсона), утопического (романы Г: Уэллса, К. Чапека, С. Льюиса), романа-эпопеи («Очарованная душа» Р. Роллана), политического романа (А. Мальц, Л. Фейхтвангер), философского (Т. Манн, Сент-Экзюпери). Соответствующие перемены происходят в поэзии и драматургии (поэзия Арагона, Элюара, Пабло Неруды, Бехера, Вайнерта, драматургия Роллана, Б. Шоу, Брехта, Чапека, Шона О'Кейси). Можно говорить и об усилении общественной активности писателей в 30-е годы, о расширении тематического и жанрового диапазона их творчества. Принципиальное значение приобретает постановка проблемы положительного героя. Романисты, поэты, драматурги обращаются к теме борьбы в прошлом и в настоящем (Э. Хемингуэй, Л. Фейхтвангер, Д. Линдсей). Героем их произведений становится не только отдельная личность («Испанские произведения» Хемингуэя, «Они не пройдут!» Синклера, «Мать» Чапека и др.). Но и народ - книги Барбюса, Нексе, Бехера, Зегерс, Арагона, Гиббона и др.). Таким образом, 30-е годы - это годы подъема общественно-политической борьбы, когда и критический реализм, и находящийся в становлении социалистический реализм не только сохранили свои позиции, но и добились новых успехов. [15]

   В годы второй мировой войны большинство  писателей Германии, Франции, Англии, Испании, США честно выполнили свой гражданский долг: они сражались  в рядах действующей армии, участвовали в движении Сопротивления, писали антифашистские листовки, статьи, очерки, повести, рассказы, романы, стихи, пьесы, освещавшие подвиги патриотов, призывавшие развертывать народную борьбу против фашистских захватчиков и местных коллаборационистов, правдиво рассказывали о героической борьбе советского народа и его вооруженных сил на главном фронте войны - советско-германском. Прогрессивные французские писатели, как Л. Арагон, Э. Триоле, П. Элюар, стали активными участниками; французского Сопротивления. Вместе с ними в движении Сопротивления принимали участие литераторы, далекие от коммунистаческой, социалистической идеологии,- Ф. Мориак, М. Дрюон,,Ж- П. Сартр, А. Камю. Во французской литературе, как и в ряде других зарубежных литератур, появляется новая тема - тема героической вооруженной борьбы народа: рабочих, крестьян, интеллигенции, всех людей доброй воли, против общего врага - фашизма. Появляется и новый герой - человек, осознавший свой долг, понявший, что его место в едином антифашистском строю, на стороне сил прогресса и демократии.

   Немецкие  писатели, находясь в эмиграции, создают  ряд значительных художественных произведений, в которых преобладает антифашистская тематика: «Седьмой крест» А. Зегерс, «Братья  Лаутензак» Л. Фейхтвангера, стихи И. Бехера, Э. Вайнерта, романы В. Бределя «Испытание», «Родные и знакомые». Немецкие писатели, находившиеся в Советском Союзе, Э. Вайнерт, Ф. Вольф; В. Бредель ведут работу среди немецких военнопленных, выступают по радио на фронте, пишут листовки, статьи.

   Г. Уэллс пишет роман «Необходима  осторожность» (1941), в котором сатирически  осмеивает английское Мещанство, покровительствовавшее  фашизму, сочувственно отзывается о  рабочем движении. Б. Шоу в «Политическом  справочнике для всех», законченном в 1944 году, выразил твердое убеждение в победе демократических сил над фашизмом.

   О сопротивлении фашизму, борьбе с  ним пишут Г. Бейтс («Ветер был  попутный в сторону Франции»-1944), Э. Парджетер, («Восьмой рыцарь христианства»-1945). Остро критикует английский государственный аппарат, английское правительство Ивлин Во в романах «Не жалейте флагов» (1942) и «Возвращение в Брайдсхед» (1945).

   Патриотическая  борьба греческого народа, английских летчиков и солдат очень выразительно была показана в романах Д. Олдриджа «Дело чести» (1942) и «Морской орел» (1944).

   Франция, Бельгия, Голландия, Дания, Чехословакия и другие европейские страны были захвачены немецко-фашистскими войсками. [16] В условиях террора и произвола  зарубежные литераторы продолжали выполнять свой гражданский, патриотический долг. В фашистском застенке писал книгу «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучик. Над Германией, летя на самолете, погиб норвежский писатель Н. Григ:

   Война не коснулась территории Соединенных  Штатов. Потери американцев на войне были незначительны. Но США воевали против фашистских стран, против милитаристской Японии, и многие американские писатели словом и делом приняли участие в этой войне. Э. Хемингуэй оборудовал свою яхту для борьбы с немецкими подводными лодками, затем в качестве военного корреспондента принимал участие в высадке англо-американских войск в Нормандии. Произведения об антифашистской борьбе пишет Д. Стейнбек («Луна зашла»-1942, «Бомбы вниз»-1942). С решительным осуждением фашистской агрессии выступил Т. Драйзер. Антифашистские произведения создают Э. Синклер, Л. Хеллман, М. Голд. Э. Колдуэлл в годы войны был корреспондентом в СССР и на основании увиденного создал книги о героическом сопротивлении советских людей фашистским захватчикам «На дороге к Смоленску» (1942), «Москва под огнем» (1942).

   Вторая  мировая война явилась тяжелым, трудным испытанием для всего  человечества, но прогрессивные силы во главе с Советским Союзом с  честью выдержали его. Передовая, гуманистическая  зарубежная литература также достойно проявила себя в это суровое время, внесла свой вклад в борьбу народов за мир, свободу и национальную независимость. И в наше время «идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы»*. «Не менее важно, - отмечал Ю. В. Андропов в докладе на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС,- умело разоблачать лживую подрывную империалистическую пропаганду»**. Научить студентов с правильных идеологических позиций оценивать произведения зарубежных писателей в условиях сложнейшей идеологической борьбы - такова главная цель курса «Зарубежная литература новейшего времени».

Основные тендении в развитии реализма в  
2011

 
 
 

Литература  начала 20 века, вследствие всех социальных, экономоических, политических и эстетических причин, характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к «традиционным» западноевропейским литературам добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), представители которых стали всемирно знаменитыми. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения различных национальных литератур.

Россия занимает первое место в мире по количеству, да и по качеству переводов иностранных  писателей. В многокрасочной панораме литературного процесса в XX в. прочерчивается несколько ведущих течений и  тенденций. Модернизм, философско-эстетическое течение как в литературе, так и в искусстве, которое после Первой мировой войны вступило в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предшествовавших ему на рубеже веков декадансу и авангардизму.

Модернизм, как явствует из названия, объявлял себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения, соответствующие новым реалиям XX столетия в противовес «старомодному» искусству, ориентированному на реализм прошлого века. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей.

Олицетворением подобного тотального бессилия человека, его обреченности стал Грегор Замза из новеллы Кафки «Превращение». Модернисты делали особый акцент на изображении внутреннего мира человека как самодовлеющего. При этом они опирались на достижения современной науки, в частности психологии, на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона, на философию экзистенциализма. Они ввели в обиход целый ряд новых приемов, таких, например, как «поток сознания», широко использовали жанр притчи, аллегорию, философское иносказание.

Модернизму  свойственно в целом пессимистическое миросозерцание, неверие в человека. Конечно, он по-своему отразил некоторые  существенные черты современного мира. Однако картина мира не может быть сведена лишь к абсолютизации  зла, хаоса и абсурда, к «отчуждению» человека, к признанию его беспомощности. Наше столетие дало и другие примеры: человеческого героизма, творческих взлетов, высоких идеалов коллективизма и интернационализма, торжества воли, стойкости, общественной активности и действенного гуманизма. Эти стороны запечатлел, в частности, реализм XX в., который противостоит модернизму. Реализм во многом наследовал, но также развил и обогатил — с точки зрения тематики, художественных приемов и форм — классический реализм прошлого столетия, реализм бальзаковского, стендалевского, диккенсовского типа.

Для реализма XX в., в противовес модернизму, характерен жизнеутверждающий пафос, вера в  то, что «человек выстоит» (У. Фолкнер), «человек один не может ни черта», что  «человека нельзя победить» (Э. Хемингуэй). При этом порой трудно, да и вряд ли целесообразно, провести четкую «разделительную линию» между модернизмом и реализмом. Реализм XX в. может быть осложнен и модернистскими мироощущениями (как, например, в некоторых произведениях У. Фолкнера, Т. Манна, Г. Гессе), так и натуралистическими элементами (в творчестве Т. Драйзера, Дж. Стейнбека и др.). Реализму не чуждо и использование многих характерных приемов модернизма, например потока сознания.

Разделение  модернизма и реализма проходит точки  зрения исходной философской позиции, т. е. концепции человека. Несколько схематизируя сложную проблему, можно сказать: слабому, беспомощному, порой обреченному герою модернизма противостоит активный, способный бороться герой реалистической литературы. Стремлению модернистов к художественному обоснованию неких универсальных законов бытия реалисты противопоставляют принцип историзма, конкретного социального анализа. Богатство реализма ярко демонстрирует разнообразие жанровых форм романа: социального, политического, философского, интеллектуального, фантастического, детективного, утопического, романа-антиутопии, романа-эпопеи. Замечательный вклад в обогащение жанра романа внесли Томас Манн, использовавший «симфоничность» стиля, миф, иронию (в «Докторе Фаустусе»), Уильям Фолкнер, «интегрировавший» в своем стиле символику, поток сознания, гротеск. 

Явлением  мировой значимости стал американский роман межвоенного двадцатилетия, представленный Фолкнером, Хемингуэем, Фицджеральдом, Стейнбеком. Приобрел популярность роман-антиутопия, высмеивающий тоталитарные государства и их вождей («1984» Джордж Оруэлл). Б. Брехт доказывал, что реализм меняется с течением времени, что реализм — не вопрос формы, которая тоже меняется, что для овладения действительностью художник-реалист вправе использовать любые средства. Чтобы высветить правду жизни, искусство должно показать, что оно не есть жизнь, — этот тезис Брехта противостоял многовековой традиции искусства, которое интерпретировалось в духе «мимесиса». Брехт — новый, современный этап развития реалистической драматургии относительно «новой драмы» рубежа веков, разрушивший иллюзию жизни в театре, иллюзию «четвертой стены».

Ради главной  задачи — научить людей мыслить, действовать с пониманием своей  ответственности — Брехт обнажил  условный характер искусства, создал «свободную драму», обосновал «открытый реализм». Модернисты атаковали бальзаковскую традицию с достаточным на то основанием — классический опыт оставался живым, питал собой искусство XX в. Габриэль Гарсиа Маркес, имя которого отождествляется отнюдь не с традиционным реализмом, на склоне XX в. назвал реализм XIX в. гарантией правдивости. Томас Манн в 50-е годы говорил — совершенно справедливо, – что роман «был и продолжает оставаться «социальным, социально-критическим». Понятие о модернизме, его соотношение с реалистической традицией. Характеристика основных модернистских направлений. Модернизм.

К началу 20 века осуществляется кардинальная смена  эстетического канона. Формируется  особый тип культуры – ненормативный, неканоническиймодернистский. Термин «модернизм» – собирательный. В искусстве первой половины 20 века так определяются все нереалистические, показывающие кризис направления.

Страницы:← предыдущая123
Описание работы
Революционные события в России нашли прямой отклик в сердцах многих зарубежных писателей. И. Бехер, А. Барбюс, Б. Шоу, А. Франс, Д. Рид, Э. Синклер выступили в защиту молодой Советской республики, резко осудили иностранную интервенцию против нее. Некоторые из них в своем творчестве обращаются к изображению событий русской революции, гражданской войны в России. Воздействие русской революции на зарубежные литературы сказалось и в том, что в них нашли отражение происшедшие после Октября размежевание классовых сил, усиление классовой борьбы. Франс открыто выразил свое восхищение русской революцией, которая, по его словам, «дала миру, впервые за многие века, пример власти, созданной народом и для народа». С Октябрьской революцией и построением нового общества в СССР Франс связывал деятельность В. И. Ленина: «Я преклоняюсь перед Лениным. Он работает ради всего человечества», - писал он. После Октябрьской революции Франс сближается с социалистическим движением. Другом Советской России с момента ее возникновения становится Б. Шоу. Доброжелательно [4] к новой России отнеслись Р. Роллан, Т. Драйзер, Г. Манн и др. Писагели-реалисты не ограничивались только политической, общественной поддержкой Октябрьской революции, в их творчество входит как составная часть новая тема, тема Советской России.
Содержание
содержание отсутствует