Новаторство "Жития протопопа Аввакума"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение новаторства в «Житии протопопа Аввакума».
Задачи:
1. Интерес к человеку и его судьбе в русской житийной литературе.
2. Проанализировать процесс демократизации русской литературы XVII века.
3. Выявить новаторства «Жития протопопа Аввакума».
4. Исследовать изображение человека в «Житии протопопа Аввакума».
5. Выявить особенности композиции «Жития».

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Особенности изображения главного героя в традиционном в «Житии протопопа Аввакума».
1.1. Интерес к человеку и его судьбе в русской житийной литературе…….....6
1.2. Демократизация русской литературы XVII века………………………….12
Глава 2. Новаторство «Жития протопопа Аввакума».
2.1. Новаторство в области жанра………………………………………………18
2.2. Многогранность «Жития протопопа Аввакума» в изображении героев..22
2.3. Реалистичное изображение действительности………………………..…..26
2.4. Особенности языка и стиля………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………...............38

Работа содержит 1 файл

курсовая по литературе.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 Обличение в разной форме встречается и у других древнерусских писателей. Новаторским в «Житии» Аввакума являются степень и объекты обличения (от Никона, воеводы до самого царя) и реалистические элементы в изображении действительности.

Новаторство Аввакума в изображении героя «Жития» особенно ярко    обнаруживается в сопоставлении с традиционным каноническим житием. Византийский канон направлен на создание идеального образа святого. Он требовал отторжения конкретных черт личности героя жития. В традиционном житии герой однозначен, его ведущая черта — смирение, цель жизни - страдание за веру. В результате возникал светлый, прекрасный   образ, наделенный всеми христиански добродетелями, но абстрактный, очень похожий на других героев агиографической литературы (21, с. 124).

В «Житии протопопа Аввакума» четко проявляется многогранность и противоречивость личности Аввакума. Аввакум, прежде всего, борец и обличитель, Цель его жизни — не только страдание за веру, но и борьба за нее. Аввакум непримирим и беспощаден к своим идейным противникам — Никону и его приверженцам. Он подчеркивает жестокость Никона, который «жжет огнем», пытает и мучает своих противников, говорит о распутной жизни патриарха. Аввакум яростно борется с реформой Никона не только потому, что Никон посягнул на освященный веками православный обряд. В реформе Аввакум видит и посягательство на весь русский уклад, на весь национальный быт. Для Аввакума православие неразрывно связано с этим укладом. Если рушится православие, значит, гибнет и Древняя Русь.

Сам, претерпевая страшные муки и преследования, Аввакум не может равнодушно смотреть на народное горе. Забывая о себе, он вмешивается, стремится защитить слабых и угнетенных. Он заступается за девицу, которую «начальник» пытался отнять у вдовы; защищает двух престарелых вдов, которых самодур-воевода Пашков решил выдать замуж.

Аввакум — поборник справедливости. Одна из любимых его идей -идея равенства: перед богом и по природе своей все люди равны — и бояре, и простые мужики. «Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде». Высказывая эту мысль, Аввакум опирается, прежде всего, на Евангелие. Но в применении к русской действительности XVII иска мысль о равенстве приобретает «мирской» и бунтарский оттенок. Для Аввакума «христианство» — это простой народ, а церковные и светские владыки, принявшие «никонианскую ересь», превратились в волков, пожирающих «горемык миленьких». «Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду... подобает душа своя положить» (21, с. 125).

Незаурядная личность Аввакума раскрывается в «Житии» не только в общественных отношениях, но и в семейно-бытовых. Насколько Аввакум непримирим и  беспощаден к своим противникам, настолько он ласков, отзывчив, чуток и заботлив по отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Иван Неронов, Даниил Логгин, Лазарь, Епифаний, дьякон Федор, юродивый Федор, «христовы мученицы» Федосья Прокопьевна Морозова и Евдокия Прокопьевна Урусова изображены в житии с большой симпатией и любовью.

Особого интереса заслуживают женские  образы в старообрядческих житиях святых. Так, Аввакум, творчески развивая агиографические  традиции, создал прекрасный, необыкновенно  трогательный образы своей жены –  Анастасии Марковны. В житиях святых женские образ чаще всего играли второстепенную роль, женщина представляла собой источник зла, в чем можно усмотреть византийское влияние. В житии Феодосия Печерского мать преподобного всячески мешала стремлению своего сына к религиозному подвигу. В житии боярыни Морозовой перед нами предстает необыкновенно сильная личность, которая, “яко храбрый воин” встала на защиту старого обряда, но в то же время Феодосия Прокопьевна изображается в некоторых случаях как обыкновенная женщина, оплакивающая смерть любимого сына, умоляющая стражника дать ей хоть какой-нибудь еды. Писатели-старообрядцы развили положительный идеал женщины-христианки, создав высоко-поэтические женские образы (19, с. 74).

Обязательным композиционным элементом  в житиях являются чудеса. В житии  Аввакума их насчитывается около двадцати случаев. Автор концентрирует их в конце своего произведения, согласно канону. Но и в центральной части его жизнеописания происходит немало удивительных событий: исцеление сухоруких и сухоногих, изгнание бесов, видения и т.д. Чудеса в житии протопопа отличаются несколько бытовым характером. Вполне традиционным является описание чудес старцем Епифанием – это борьба с бесами, видения Богородицы, исцеления, ниспосланные Ею. Сложнее обстоит дело с житием боярыни Морозовой, так как, по мнению некоторых исследователей, чудес в ее житии недостаточно, чтобы считать данное произведение житием. Тем не менее в агиографической литературе мы можем найти аналогичные примеры. Например, в византийском житии Марии Новой чудес нет, в житии Прокопия Вятского описано лишь одно посмертное чудо. Л.А. Дмитриев отмечает, что “как правило, агиограф говорит о невозможности описать их все, подчас и в том случае, когда в житии всего два – три чуда” (5, с. 40). То есть, строго говоря, малочисленность чудес в житии боярыни Морозовой не мешает нам причислить это произведение к агиографическим памятникам.

В агиографической литературе пейзаж не имел самостоятельного значение, ее отличительной чертой является символическое  толкование природы. У Аввакума пейзаж выполняет в произведении различные функции: является фоном душевного состояния автора, подчеркивает обостренность действия, становится средством оценки деяний человека. Появление темы природы в житии протопопа Аввакума также способствовало обогащению житийного жанра.

Жития защитников церковного обряда значительно видоизменили агиографическую  традицию, но не нарушили, а богатили её каноны. Сложное взаимопроникновение  традиции и нового привело к антиномичности жанровой формы - с одной стороны, старообрядческие жития по своей сути связаны с житийным жанром и в какой-то степени ассоциируются с процессом становления ранней византийской агиографии, описывавшей мучения христиан, претерпеваемых от гонителей православной веры, а, с другой, существенно отличаются от него, и это отличие прежде всего проявляется в стилистическом многоголосии жития протопопа Аввакума.

Традиционная точка зрения советских  ученых заключается в том, что  Аввакум - “новатор”, так как его  автобиография представляет собой  новый тип литературного произведения. Лихачев Д.С. считает, что Аввакум - первый древнерусский писатель, создавший собственное житие-биографию (9, с. 433); Гудзий Н.К писал, что Житие Аввакума - это первый опыт автобиографии на Руси, “старая русская литература ничего похожего на это не знала” (2, с. 22, 27), этого же мнения придерживается Робинсон А.Н. Не будет преувеличением сказать, что предшественниками Аввакума и Епифания были Мартирий Зеленецкий, Елеазар Анзерский и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Особенности языка  и стиля

Некоторые особенности языка, стиля и формы произведений Аввакума также находятся в соответствии с теми процессами, которые происходили в современной ему литературе (сближение с народной поэзией, вторжение «просторечия»).

Превращение канонического жанра  жития в автобиографическую бытовую повесть, тяготеющую к форме романа, что имеет место в «Житии» Аввакума, по-своему выражает общую закономерность русской литературы XVII века, проявившуюся в расцвете жанра бытовой повести и в зарождении ранних форм романа с характерными для последних некоторыми признаками: многофигурность, развернутость повествования, полнота жизнеописания главного героя, стремление к изображению истории его характера, внимание к острым моментам его жизни - приключениям или злоключениям, многоэпизодность и в то же время однолинейная, «цепочная» композиция с довольно свободным соединением различных эпизодов из жизни героя. Эти особенности довольно очевидно проявляются не только в «Житии» Аввакума, но и в «Повести о Савве Грудцыне», в «Повести о Горе и Злочастии» и «Повести о Тверском отроче монастыре». Не случайно эта тенденция возникновения романа проявилась именно во второй половине XVII века. Это было выражением того закономерного процесса, который - в одних странах раньше, в других позже - протекал во всех европейских литературах. И те же самые причины, которые в конечном счете определили появление романа в Западной Европе эпохи Возрождения (развитие буржуазных отношений и обусловленное этим выдвижение на первый план личности и повышенный интерес к ней), вызвали его к жизни и на Руси, когда и здесь создались благоприятные объективные условия. Но в отличие от западноевропейской литературы, где первыми формами романа явились рыцарский и плутовской роман, в условиях русской действительности XVII века более характерным оказалось появление начальных форм социально-бытового романа со специфической религиозно-дидактической направленностью (5, с. 129).

Итак, литературная деятельность Аввакума, при всей ее неповторимости, по-своему выражала общий ход поступательного движения русской литературы и вместе с другими произведениями второй половины XVII века предвещала еще более значительные достижения в художественном развитии русского народа.

Еще не так давно было принято  думать, что между древней русской  письменностью и новой русской литературой лежит непроходимая пропасть. Усилиями, преимущественно советских историков литературы, изучающих переходную эпоху второй половины XVII - первой половины XVIII века, все больше и больше доказываются преемственность и глубокие органические связи в русском историко-литературном процессе. Становится все более и более очевидным значение художественных ценностей древней русской литературы и для современной культуры.

Среди замечательных памятников прошлого литературное наследие Аввакума Петрова привлекало и привлекает особое внимание деятелей русской литературы. «Житие» протопопа Аввакума было одной из самых любимых книг многих выдающихся писателей. Большой интерес к Аввакуму проявил Л.Н. Толстой. По воспоминаниям современников, он отзывался об Аввакуме как о писателе «с большим уважением и любовью», не раз читал «Житие» Аввакума вслух семье и близким. Однажды, читая отрывки из «Жития», включенные в «Историю» С.М. Соловьева, Толстой был потрясен до слез. Тонким ценителем писательского мастерства Аввакума был и другой великий русский писатель - И.С. Тургенев. «Я часто перечитываю его книгу», - признавался он в разговорах. «Житие» принадлежало к числу тех произведений, которые знал почти наизусть В.М. Гаршин. Высокую оценку «Житию» давал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, называя это произведение «забытым литературным перлом», ставя его в древней русской литературе рядом лишь со «Словом о полку Игореве»: «...по языку нет равных этим двум гениальным произведениям... - писал он, - первому уже отдана приличная дань уважения, а теперь очередь за вторым...». Русских писателей особенно восхищали язык и стиль Аввакума. По определению Л.Н. Толстого, Аввакум выражался «коротко и образно» (13, с. 203).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Автобиография, известная по нескольким редакциям (две из них представлены автографами), сложилась как завершенное повествование только в 70-е гг. XVII столетия. Работа над «Житием» совпала с долгим заточением А. в земляной тюрьме Пустозерска.

«Житие» было задумано как важное общественное деяние, своеобразный манифест старой веры. Устные беседы Аввакум, обращенные к ближайшим «соузникам», приобрели форму развернутого монолога, страстной проповеди.

Однако этим значение «Жития» не ограничивается. Речь идет о памятнике высокого художественного уровня, произведении новаторском, опередившем свое время.

«Механическое» разграничение  автора и героя «Жития» едва ли возможно. Специфика автобиографической прозы Аввакума — в отказе от жестких требований житийного канона. В первую очередь это касается самого предмета повествования и системы образов. У Аввакума происходит предельное сближение автора и героя.

Авторское отношение к происходящему  заявляет о себе на всех этапах повествования, соотносится с изображением тех  или иных персонажей, охватывает весь событийный ряд, отражается на выборе речевых средств, использовании художественных деталей. Оценочность проявляется даже в зарисовках природы.

На первый взгляд образ главного героя автобиографического повествования  противоречив, лишен целостности. Аввакум с помощью описания многочисленных чудес открыто свидетельствует о собственной святости. В некоторых случаях он проводит прямые аналогии с лицами священной истории: сравнивает себя с Авраамом у Мамврийского дуба, а в кульминационной сцене церковного собора недвусмысленно намекает на свое сходство с поруганным и распинаемым Спасителем. Однако нередко в «Житии» появляются покаянные формулы, беспощадные саморазоблачения, в духе завещания Ивана Грозного или царского послания в Кирилло-Белозерский монастырь: «...простите, Господа ради! Кто есмь аз? умерый пес!»; «Рекох и паки реку: аз есмь человек гредщик» блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам и всякому человеку лицемерец окаянной».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

      1. Гудзий Н.К. История Древней русской литературы. - М.: Просвещение, 1987.
      2. Гудзий Н.К. Протопоп Аввакум как писатель и как литературное явление // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. - М.: Academia, 1934.
      3. Гусев В.Е. О жанре “Жития” протопопа Аввакума // ТОДРЛ. - М.-Л., 1958.-Т.15.
      4. Демкова Н.С. К вопросу об истоках автобиографического повествования в “Житии” протопопа Аввакума // ТОДРЛ.- Л., 1969. - Т.24
      5. Дмитриев Л.А. Литературные судьбы жанра древнерусских житий // Славянские литературы. - М., 1973. - С. 40.
      6. Дунаев М.М. Православие и русская литература. - М., 1996.
      7. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л., 1987.
      8. Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. - М.; Л.: Художественная литература, 1966.
      9. История русской литературы X-XVII вв. Под ред. Лихачева Д.С. - М.: Наука, 1980.
      10. Истрин В.М. Введение в историю русской литературы второй половины XVII в., - Одесса 1903.
      11. Киево-Печерский патерик. О многотерпеливом Иоанне Затворнике. Слово 29 // Памятники литературы Древней Руси (XI - нач. XII вв.).- М., 1980.- С. 540, 542.
      12. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М., 1988. - С. 344.
      13. Конявская Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI - середина XV в.). - М., 2000.
      14. Кусков В.В. Характер средневекового миросозерцания // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. - 1981.- № 1. - С. 8.
      15. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. 2-е изд. - М., 1979.
      16. Лопарев Х.М. Византийские жития святых VIII -1Х вв. // Византийский временник. - СПБ., 1991. - Т.17. - С. 15.
      17. Полякова С.В. Византийские легенды как литературное явление // Византийские легенды. - М., 1994. - с. 252.
      18. Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография //Античность и Византия. - М., 1975. - С. 218.
      19. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. - М., 1963.
      20. Творогов О. В. Литература Древней Руси. - М., 1981.

Информация о работе Новаторство "Жития протопопа Аввакума"