Эрих Мария Ремарк : жизнь и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:11, реферат

Описание работы

Ремарк родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия, в католической рабочей семье. Имел французские корни. Отец, Петер Франц Ремарк, был переплётчиком. Для сына ремесленника путь в гимназию был закрыт. Ремарки были католиками, и Эрих поступил в католическое педагогическое училище. Он много читал, любил Достоевского, Томаса Манна, Гете, Пруста, Цвейга. С 17 лет начал писать сам. Вступил в литературный «Кружок мечтаний», которым руководил местный поэт - бывший маляр.

Работа содержит 1 файл

Ремарк.docx

— 33.44 Кб (Скачать)

     Под впечатлением от смерти сестры Ремарк начал работать над романом «Искра жизни», посвященным ее памяти. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал - о нацистском концлагере.

     В Нью-Йорке он встретил окончание  войны. Его швейцарская вилла  уцелела. Сохранилась даже его роскошная  машина, стоявшая в парижском гараже. Благополучно пережив войну в  Америке, Ремарк и Ютта предпочли  получить американское гражданство.

     Процедура проходила не слишком гладко. Ремарка  безосновательно подозревали в  симпатиях к нацизму и к  коммунизму. Вызывал сомнение и его  «моральный облик», его расспрашивали о разводе с Юттой, о связи с Марлен. Но в конце концов 49-летнему писателю позволили стать гражданином США.

     Тут выяснилось, что Америка так и  не стала ему домом. Его потянуло назад, в Европу. И даже внезапное  предложение Пумы начать все сначала  не смогло удержать его за океаном. После 9-летнего отсутствия он возвратился  в 1947 году в Швейцарию. Свое 50-летие Ремарк (про которое сказал: «Никогда не думал, что доживу») встретил у себя на вилле. Жил уединенно, работая над «Искрой жизни». Но не мог долго оставаться на месте, стал часто покидать дом. Объездил всю Европу, снова побывал в Америке. С голливудских времен у него была возлюбленная, Наташа Браун, француженка русского происхождения. Роман с ней, так же, как с Марлен, был мучителен. Встречаясь то в Риме, то в Нью-Йорке, они тут же начинали ссориться.

     Здоровье  Ремарка ухудшилось, он заболел синдромом  Меньера (болезнь внутреннего уха, ведущая к нарушению равновесия). Но хуже всего было душевное смятение и депрессия. Ремарк обратился к  психиатру. Психоанализ открыл ему  две причины его неврастении: завышенные жизненные притязания и  сильная зависимость от любви  к нему других людей. Корни отыскались в детстве: в первые три года жизни  он был заброшен матерью, отдававшей всю привязанность больному (и  вскоре умершему) брату Эриха. Отсюда на всю жизнь осталась неуверенность в себе, ощущение, что его никто не любит, склонность к мазохизму в отношениях с женщинами. Ремарк осознал, что избегает работы, потому что считает себя плохим писателем. В дневнике он жаловался, что вызывает сам у себя злобу и стыд. Будущее казалось беспросветно мрачным.

     В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар (Paulette Goddard), бывшей женой Чарли Чаплина. Так же, как было с Чаплином, Полетт, которая, по словам Ремарка, «излучала жизнь», спасла его от депрессии. Писатель считал, что эта веселая, ясная, непосредственная и не закомплексованная женщина обладала чертами характера, которых не хватало ему самому. Благодаря ей он закончил «Искру жизни». Роман, где Ремарк впервые поставил знак равенства между фашизмом и коммунизмом, имел успех. Вскоре он начал работу над романом «Время жить и время умирать». «Все нормально, - гласит дневниковая запись. - Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует».

     Вместе  с Полетт он решился наконец поехать  в 1952 году в Германию, где не был 30 лет. В Оснабрюке встретился с  отцом, сестрой Эрной и ее семьей. Город был разрушен и перестроен. В Берлине еще сохранялись  военные руины. Для Ремарка было все чужим и странным, как во сне. Люди казались ему похожими на зомби. Он писал в дневнике про  их «изнасилованные души». Начальник западноберлинской полиции, принимавший Ремарка у себя дома, пытался смягчить впечатление писателя от его родины, говорил, что ужасы нацизма преувеличены прессой. Это оставило на душе Ремарка тяжелый осадок.

     Только  сейчас он избавился от наваждения по имени Марлен Дитрих. Они с 52-летней актрисой встретились, ужинали у  нее дома. Потом Ремарк записал: «Прекрасной легенды больше нет. Все кончено. Старая. Потерянная. Какое ужасное слово».

     «Время жить и время умирать» (1954) он посвятил Полетт. Был с ней счастлив, но от прежних комплексов целиком избавиться не мог. Писал в дневнике, что подавляет свои чувства, запрещает себе ощущать счастье, словно это преступление. Что пьет, потому что не может трезвым общаться с людьми, даже с самим собой.

     В романе «Черный обелиск» (1956) герой влюбляется в довоенной Германии в пациентку психиатрической лечебницы, страдающую раздвоением личности. Это было прощанием Ремарка с Юттой, Марлен и с родиной. Роман кончается фразой: «Ночь спустилась над Германией, я покинул ее, а когда вернулся, она лежала в развалинах».

     В 1957 году Ремарк официально развелся с  Юттой, выплатив ей 25 тысяч долларов и назначив пожизненное содержание в 800 долларов в месяц. Ютта уехала в  Монте-Карло, где и оставалась 18 лет  до своей кончины. На следующий год  Ремарк и Полетт поженились в Америке.

     Голливуд  по-прежнему был верен Ремарку. «Время жить и время умирать» экранизировали, и Ремарк даже согласился сам сыграть профессора Польмана, еврея, погибающего от рук нацистов.

     В своей следующей книге «У неба нет любимчиков» писатель вернулся к тематике своей молодости - любовь автогонщика и прекрасной женщины, умирающей от туберкулеза. В Германии к книге отнеслись как к легковесной романтической безделушке. Но американцы экранизируют и ее, правда, спустя почти 20 лет. Роман превратится в фильм «Бобби Дирфилд» с Аль Пачино в главной роли.

     В 1962 году Ремарк, посетив снова Германию, вопреки своему обыкновению дал  интервью на политические темы журналу  «Ди вельт». Он резко осудил нацизм, напомнил про убийство своей сестры Элфриды и про то, как у него отняли гражданство. Подтвердил свою неизменную пацифистскую позицию и выступил против только что сооруженной Берлинской стены.

     На  будущий год Полетт снималась  в Риме - играла мать героини, Клавдии  Кардинале, в фильме по роману Моравиа  «Равнодушные». В это время у Ремарка случился инсульт. Но он выкарабкался из болезни, и в 1964 году уже смог принять делегацию из Оснабрюка, приехавшую в Аскону вручать ему почетную медаль. Отнесся он к этому без восторга, записал в дневнике, что с этими людьми ему было не о чем говорить, что он устал, скучал, хотя и был тронут.

     Ремарк  все больше оставался в Швейцарии, а Полетт по-прежнему разъезжала по свету, и они обменивались романтическими письмами. Он подписывал их «Твой вечный трубадур, муж и поклонник». Некоторым друзьям казалось, что в их отношениях было что-то искусственное, наигранное. Если в гостях Ремарк начинал пить, Полетт демонстративно уезжала. Ненавидела, когда он говорил по-немецки. В Асконе Полетт недолюбливали за экстравагантную манеру одеваться, считали ее высокомерной.

     Ремарк  написал еще две книги – «Ночь в Лиссабоне», и «Тени в раю». Но здоровье его ухудшалось. В том же 1967 году, когда немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ, у него было два сердечных приступа. Немецкое гражданство ему так и не возвратили. Зато на следующий год, когда ему испонилось 70 лет, Аскона сделала его своим почетным гражданином. Писать свою биографию он не разрешил даже бывшему другу юности из Оснабрюка.

     Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970 года у него опять отказало сердце, его положили в больницу в Локарно. Там он и скончался 25 сентября. Хоронили его в Швейцарии, скромно. Марлен прислала розы. Полетт не положила их на гроб.

     Позже Марлен жаловалась драматургу Ноэлю  Каураду, что Ремарк оставил ей всего  один бриллиант, а все деньги – «этой женщине». На самом деле он также завещал по 50 тысяч своей сестре, Ютте и экономке, долгие годы опекавшей его в Асконе.

     Первые 5 лет после смерти мужа Полетт усердно  занималась его делами, публикациями, постановкой пьес. В 1975 году она тяжело заболела. Опухоль в груди удалили слишком радикально, вынули несколько ребер, у Полетт распухла рука.

     Она прожила еще 15 лет, но это были печальные  годы. Полетт стала странной, капризной. Начала пить, принимать слишком много  лекарств. Пожертвовала 20 млн. Нью-Йоркскому  университету, но постоянно беспокоилась о деньгах. Принялась распродавать собранную Ремарком коллекцию импрессионистов. Пыталась покончить с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, где она снимала  квартиру, не хотел иметь алкоголичку  среди жильцов и попросил ее уехать в Швейцарию. В 1984 году умерла ее 94-летняя мать. Теперь Полетт окружали только слуги, секретарша и врач. Она страдала эмфиземой. От красоты не осталось и  следа - кожа лица была поражена меланомой.

     23 апреля 1990 года Полетт потребовала  дать ей в постель каталог  аукциона "Сотби", где должны  были в этот день продаваться  ее драгоценности. Продажа принесла  миллион долларов. Через 3 часа  Полетт скончалась с каталогом  в руках.  Полетт Годар, скончавшаяся двадцать лет спустя после смерти Э.М. Ремарка, похоронена рядом с ним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Официальная советская критика отмечала "индивидуалистический пацифизм и расплывчатость положительной  программы" в его произведениях, но отчасти эти качества стали  одним из тех факторов, которые  сделали Ремарка одним из самых  популярных немецких писателей в  СССР. Для советской аудитории  Ремарк был одним из первых западных писателей, в чьих произведениях  говорилось о том, что каждый должен прожить свою жизнь самостоятельно, о том, что все нравственные проблемы должны решаться «в одиночку», о зависимости человека от тоталитарного общества, которому можно противопоставить только твердую приверженность заветам гуманности и добра.

     Сегодня Эрих Мария Ремарк - настолько популярный в России писатель, что имя его стало чуть ли не нарицательным.

Информация о работе Эрих Мария Ремарк : жизнь и творчество