Эпоха классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Содержание

I. Вступление.
II. Русская литература 18 века.
1.Литература петровского времени.
А) Феофан Прокопович.
2.Эпоха классицизма.
А) Антиох Кантемир.
Б) М.В. Ломоносов.
В) Литература при Екатерине II.
Г) Г.Р.Державин.
3. Эпоха сентиментализма.
А) Н.М. Карамзин.
III. Заключение

Работа содержит 1 файл

эпоха классизизма вот это.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И КЛАССИЦИЗМ)

 

 

П Л А Н.

                                               I. Вступление.

II. Русская литература 18 века.

     1.Литература петровского времени.

                                             А) Феофан Прокопович.

                                             2.Эпоха классицизма.

                                             А) Антиох Кантемир.

                                             Б) М.В. Ломоносов.

                                             В) Литература при Екатерине II.

                                          Г) Г.Р.Державин.

3. Эпоха  сентиментализма.

А) Н.М. Карамзин.

III. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма  лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает  строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление  сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал  личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Русский классицизм придавал особое значение “высоким” жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии — А. П. Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы “учить” их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале — их героями были деятели отечественной истории.      

  Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и столетнего века».      

  Отныне россияне должны были жить по новому календарю.  Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.  

«Словесность наша явилась  вдруг в XVIII веке»,- писал А.С. Пушкин.

Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры- сторонники нововведений Петра - видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все. 

 

1.ЛИТЕРАТУРА  ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ. 

 

 

       Начало XVIII века  было бурным для России. Создание собственного флота,  войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим  событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

Время  требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному «работнику на троне». Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае,  если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой  эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые « школьные драмы», пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

Школьная драма могла  наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.       

 Многочисленное духовное  сословие к реформам было настроено  враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.        

 Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - «Духовный регламент» (1721г.) и «Правда воли монаршей»(1722г.) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.       

 Разнообразно поэтическое  творчество Прокоповича. Он сочиняет  духовные вирши, элегии, эпиграммы.  Его «Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую»(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы « Поэтики» и  « Риторики» (1706-1707г.) на латинском  языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее» услаждение и пользу». В стихах он требовал ясности и осуждал «темноту» ученой поэзии XVII века. В «Риторике» он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: «высокий», «средний»  и «низкий», закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи. 

 

2.ЭПОХА  КЛАССИЦИЗМА

 

 

       Литература  петровского времени во многом  напоминала литературу ушедшего  столетия. Новые идеи говорили  старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской  словесности открывается совершенно новая страница- классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.    

 В русской литературе  классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского  просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных  для всех, просвещение  и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе. 

Для русского классицизма  характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание  решающей  роли просвещенного монарха .Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.    

  После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.    

  Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим  в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир(1708-1744г.г.) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум « недозрелым плодом недолгой науки», на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н.Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.    

 С ранней молодости  Антиох желал  видеть окружавшее его дворянское общество образованным,  свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.  

Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них  обличаются разные пороки, но главные враги поэта – святоша и бездельник – щеголь. Они выведены в  строках первой сатиры  «На хулящих учение». Во второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном  равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

«Мало пользует тебя звать  хоть сыном царским, 

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским.»

Одну из своих сатир  Кантемир специально посвятил воспитанию:

«Главно воспитания в  том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти  изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен».     

  Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть « высокие» (оды, поэма), «средние» (сатиры, стихотворные письма и песни) и « низкие» (басни). Он старался  найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем «высокий» слог отличается от «низкого», было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр.Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно. 

Не все в поэзии Кантемира  позволяет считать его поэтом классицизма. Но именно он поставил перед  русской литературой задачу воспитания словом.     

 Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является  М.В.Ломоносов(1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало «утверждающее» начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

«С Ломоносова начинается  наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г.Белинский.    

  Родился М.В.Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н.Некрасов рассказал нам, « как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик».      

  В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших  выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных.  В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано. 

      «Архангельский мужик», первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых восемнадцатого века, замечательный поэт Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.   

      В 1757 году ученый пишет предисловие к собранию сочинений « О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию « трех штилей». В нем Ломоносов выдвигал в качестве основы литературного языка общенациональный язык. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы. 

 В зависимости от  количественного смешения слов  трех родов создается тот или  иной стиль. Так сложились «три  штиля» русской поэзии: «высокий» - церковнославянские слова и русские, «посредственный» (средний)- русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий »- русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.   

    Каждому стилю соответствуют свои жанры: « высокие» - героические поэмы, оды, трагедии, «средние» - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, «низшие»- комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое  четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.  

Информация о работе Эпоха классицизма