Художественные особенности литературной сказки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:15, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – изучить художественные особенности литературной сказки первой половины XIX века на примере сказок А. Погорельского, В. Одоевского.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме работы.
2. Рассмотреть творчество А. Погорельского, В. Одоевского.
3. Выявить особенности литературной сказки первой половины XIX века.

Работа содержит 1 файл

реферат по литературе.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

           Путешествуя по сказочному городку,  Миша, а значит, и маленький читатель, попутно открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. И все это просто и естественно вписывается в повествование. Сказка несет и воспитательный заряд. Подспудно проходит мысль о том, что все в мире движется трудом, праздность кажется привлекательной только со стороны. Мальчик-колокольчик тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.

            В «Городке в табакерке» Одоевский  продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспитателей. Авторская интонация живая, эмоциональная, естественная. Большую роль играют диалоги:

    «—  Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя  под бок толкаете?

    — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. —  Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь!..»

          Сказочные персонажи, несмотря  на свою «механистичность», имеют свой облик, манеру поведения, свой язык. «Динь-динь-динь», — звенят мальчики-колокольчики. Молоточки, «господа на тоненьких ножках, с предлинными носами», шепчут между собою: «Тук-тук-тук! поднимай!      задевай! тук-тук-тук!» «Шуры-муры! шуры-муры!» — шуршит Валик, пребывающий «в палате и в халате».

            Миша вежлив, любознателен, несколько  наивен. Довольно условный характер главного героя вполне соответствует художественно-педагогической задаче автора: основная роль мальчика — задавать вопросы и выслушивать ответы. Образ мальчика придает сказке композиционную целостность и               законченность. Он связывает два плана повествования: реалистический и сказочно-фантастический.

            «Городок в табакерке» — первая  научно-фантастическая сказка в  русской детской литературе. Она до сих пор остается примером образного, художественного решения научной темы в произведении для самых юных читателей. В  «Городке в табакерке» отчетливо звучит социальная аналогия (рождение — смерть — романтическое воскрешение человека). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          Творчество В.Ф.Одоевского  и А.  Погорельского достойно венчает  развитие литературы для детей  в первой половине XIX века. Первоначально представленная в немногочисленных произведениях, адресованных юным читателям, к середине прошлого века она утвердилась как самостоятельная ветвь отечественной  словесности. Для юных читателей издавались десятки журналов, альманахов, в которых публиковались произведения                профессиональных детских писателей. Литература для детей начинает развиваться как литература художественная и научно-познавательная. На пересечении появляется жанр научно-художественной сказки и рассказа.

          Самый популярный и наиболее  художественно разработанный жанр этого периода — литературная сказка. Она выросла на фундаменте народной сказки. Обогащенная традициями романтизма, литературная сказка способствовала дальнейшему развитию литературы для детей: так возникли сказочная повесть («Черная курица» А. Погорельского), научно-фантастическая сказка («Городок в табакерке» В.Одоевского), положившая начало научно-художественной литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и сред. педагог. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.—3-е изд. — М., 2005.
  2. Детская литература: учеб. для студ. ср. проф. образования / под ред. Е.Е. Зубаревой.—М., 2004.
  3. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов / И.Г. Минералова.— М., 2002.
  4. Русская литература для детей: учеб./ под ред. Т.Д. Полозовой. – М., 1997.
  5. Хрестоматия по детской литературе: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева.—2-е изд., стереотип.—М., 2000.

Информация о работе Художественные особенности литературной сказки