Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 01:12, сочинение
Цель данной работы заключается в характеристике поэмы Медный Всадник и рассмотрении критических статей, посвящённых ей. Очевидно, что задача несколько двойственная, с одной стороны нужно охарактеризовать критические очерки, с другой - не упустить из виду саму поэму, без чего не возможен и критический анализ.
Цель данной работы заключается в характеристике поэмы Медный Всадник и рассмотрении критических статей, посвящённых ей. Очевидно, что задача несколько двойственная, с одной стороны нужно охарактеризовать критические очерки, с другой - не упустить из виду саму поэму, без чего не возможен и критический анализ.
Обычно
в предисловии к той или
иной работе литературного
Медный Всадник.
Саму схему
работы я заимствовал из
В чём интерес подобного изучения, почему самой небольшой по объёму поэме Пушкина уделено столько внимания? Измайлов отвечает на этот вопрос так: Вместе с тем творческие материалы, т.е. рукописи поэмы, черновые и беловые, сохранились в почти исчерпывающей полноте, что даёт возможность проследить всю историю её создания - от первого до последнего слова, изучить во всех деталях развитие творческой мысли Пушкина в работе над поэмой., уточняя мысль Измайлова, можно сказать что Медный Всадник - один из редких примеров хорошо сохранившегося литературного произведения, большое количество материалов, с ним связанных и обуславливают большой к нему интерес.
Но, конечно главное, что привлекает нас в поэме - это её содержание. У поэмы два олицетворённых и очевидных героя (о героях неочевидных речь пойдёт позже) - Евгений и сам Медный Всадник, Пётр Великий. Эти два, казалось бы, неизмеримо далеко стоящих друг от друга героя оказываются связанным событием, самая возможность которого вызвана "волей роковой" "державца полумира", - петербургским наводнением 7 ноября 1824 года, погубившим не только счастье, но и самую жизнь Евгения. Угроза, брошенная "кумиру" безумцем в момент внезапного и страшного прояснения мыслей, и вызванный ею мгновенный гнев "грозного царя" составляют кульминацию поэмы. Вокруг этого момента вращаются уже второе столетие все разнообразные попытки её истолкования. Соответственно с этим Измайлов трактует саму поэму сквозь призму двух личностей, двух тем: Первая из них, которую можно назвать "петровской темой", посвящена - в разных аспектах и разных формах - личности и деятельности Петра Великого. Вторая, условно определяемая нами как "тема (и проблема) ничтожного героя. Автор статьи очень добросовестно подходит к обоим темам, стараясь осветить их наиболее полно. Например, интересными выглядят цитаты из записей Пушкина 2 августа 1822 года. Итак здесь и далее Пётр - "сильный человек", "северный исполин", человек "необыкновенной души", который "искренне любил просвещение" и "гений" которого "вырывался за пределы своего века." Но вместе с тем он - "самовластный государь", вокруг которого "история представляет всеобщее рабство"; "все состояния, окованные без разбора были равны пред его дубинкою. Всё дрожало, всё безмолвно повиновалось. Чуть более позднему Пушкину принадлежит другая фраза о Петре: "презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон. Этот двойственный характер правления и самой фигуры Петра вообщем очевиден. Так или иначе её высказывают все исследователи. Куда сложнее понять, кто такой ничтожный герой. Ничтожный герой: это человек ничем не выдающийся, принадлежащий всецело толпе других, подобных ему, в противоположность резко очерченным, красочным и необычным, царящим над толпою героям романтической поэзии и даже светской повести или романа. Подчёркнута ординарность "ничтожного героя" - ординарность и в личном, и в общественных отношениях. Здесь стоит искать параллели в прошлых произведениях Пушкина, в Езерском, Моей родословной, Евгении Онегине. Особенно чётко они прослеживаются в связи с Езерским. У Анненкова была даже версия о первоначальном единстве двух этих произведений, но Измайлов с ней в корне не согласен: Но совершенно ошибочна основная мысль Анненкова - о первоначальном единстве обоих произведений, которые якобы только потом Пушкин, "по своим соображениям" разбил "на два состава", но которые каждый читатель "легко соединит в уме своём" и восстановит "в особенной целости. Аргументы, приводимые Измайловым очень убедительны. Главным и не отрицаемым аргументом видится то, что два произведения написаны разным стихотворным размером ( нам остаётся лишь разделить недоумение автора по поводу странной ошибки Анненкова).
Далее,
следуя схеме Измайлова, я
Иногда
даже количество вариантов той
или иной части текста может
говорить о её важности: Пять
стихов, заканчивающих Вступление
к "Медному всаднику", были
очень важны для поэта,
Масса тех или иных вариантов текста у Пушкина связана не только с тем, что он ищет наиболее выразительные строки, но и с попыткой преодолеть цензуру в лице царя. Царь-цензор, опытный в политическом сыске, правильно почувствовал в поэме не только описание в поэме ужасного происшествия - петербургского наводнения и вызванной им трагической гибели маленького человека, Евгения, но и восстание этого "ничтожного героя" против виновника, как он думал, его несчастий, что представляло собой акт политического значения. Мысль Измайлова об акте политического значения весьма спорна, но в целом о цензуре сказано подробно и вполне объективно. По пушкинским рукописям видно, что наибольшая борьба велась у него в душе по отношению к слову кумир. Также тяжело воспринимала его и цензура: Очевидно, слово "кумир", т.е. языческий идол, в приложении к Петру Великому, русскому православному императору, было в глазах Николая неприлично.
При жизни
поэта Медный Всадник так и
не был напечатан, поэма
П.: Моё перо к тому же дружно
Ж.: Моё перо уж как-то дружно
П.: Ни о почиющей родне
Ж.: Ни о покойнице родне
П.: Лодки под мокрой пеленой
Ж.: Садки под мокрой пеленой
П.: Стоит с простертою рукой
Ж.: Сидит с простертою рукой
П.: Седок на бронзовом коне
Ж.: Гигант на бронзовом коне
П.: Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ж.: Кто неподвижно возвышался
Во мраке медной головой
И с распростёртою рукой
Как будто градом любовался.
Курсивом я выделил те строки, которые показались мне важными, Жуковский изменил наиболее острые места в пушкинской поэме, и тем не менее даже эти строки по отношению к Петру не идут ни в какое сравнение с финалом поэмы: её главной загадкой и главным смыслом. Восстание против кумира представляет собою высшую точку человеческого самосознания Евгения, кульминацию всей поэмы, момент, к которому стянуты все сюжетны нити. Во всём творческом наследии Пушкина, будь то произведения в стихах или в прозе, лирические, повествовательные или драматические, нет другого, которое за сто сорок лет последующего изучения вызвало бы такую обширную литературу и такое множество разноречивых, часто противоположных мнений и толкований, как "Медный Всадник. На этом заканчивается вторая часть статьи, которую можно условно назвать: История создания и публикации. Для моей же работы наиболее важной была третья часть, посвящённая критическим статьям по Медному Всаднику. Она имела особый интерес: с одной стороны Измайлов приводил наиболее известные трактовки пушкинской поэмы, а с другой стороны высказывал собственное мнение, что немаловажно для моей оценки его статьи. Обратимся теперь к обзору, хотя бы самому краткому, основных моментов эволюции исследовательских и критических мнений о "Медном Всаднике", высказывавшихся начиная с Белинского в продолжение почти 130 лет, и попытаемся на их основе, а прежде всего на основе объективного анализа содержания поэмы высказать некоторые соображения об интерпретации её идейно-художественной проблематики.
Первым наиболее полным критическим очерком о Медном Всаднике была посвящённая ему статья Белинского. Разбор "Медного Всадника" открывается очень важным замечанием: "Медный Всадник", - пишет Белинский, - многим кажется каким-то странным произведением, потому что тема его, по-видимому, выражена не вполне. По крайней мере страх, с каким побежал помешанный Евгений от конной статуи Петра, нельзя объяснить ни чем другим, кроме того, что пропущены слова его к монументу. Иначе почему же вообразил он, что грозное лицо царя, возгорев гневом, тихо оборотясь к нему, и почему, когда стремглав побежал он ему всё слышалось:
Как будто грома грохотанье
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой?
Условьтесь в том, что в напечатанной поэме не достаёт слов, обращённых Евгением к монументу, - и вам сделается ясна идея поэмы, без того смутная и неопределённая. Настоящий герой её - Петербург. Мысль довольно парадоксальная и неожиданная - до Белинского критики чаще всего ограничивались поиском героев в лице Евгения или Петра. Главным аргументом в его пользу является обращение Евгения к Петру, которое было в рукописях Пушкина: Добро, строитель чудотворный!
Ужо тебе! -
Но предыдущие слова Белинского не дают нам ответа на вопрос о чём это поэма, что нам показывает в ней Пушкин; с этим замечанием выступает и Измайлов, приводя другие слова Белинского: Свою идею Белинский формулирует следующим образом: "В этой поэме мы видим горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы, где подверглось гибели столько людей, и наше сокрушенное сочувствием сердце вместе с несчастным готово смутиться; но вдруг взор наш, упав на изваяние виновника нашей славы, склоняется долу. Измайлов соглашается с Белинским и, чуть позже, замечает: Игнорирование его работы приводит или к безудержному субъективизму, или к бессодержательному пустословию. В качестве примера приводится цитата из статьи Д.Благого. По очень произвольному толкованию Д. Благого встреча Евгения с Петром является бунтом деклассированного дворянства против самодержавия за свои попранные права. Отсюда автор делает вывод, что столкновение Евгения с Медным Всадником, его вызов и поражение представляет собою мифологизированное изображение восстания 14 декабря. Однако эта мысль вполне не доказана, а некоторые аргументы Благого выглядят по меньшей мере смешно: медные всадники - это кавалерия, собранная Николаем для подавления восстания.
Следующая
статья, которой уделяет своё
внимание автор - это статья
Брюсова о Медном Всаднике. Здесь
мы наблюдаем удивительную
2) Другие, мысль
которых всех отчётливей
3) Наконец, "третьи
видели в Петре воплощение
самодержавия, а в "злобном"
шепоте Евгения - мятеж против
деспотизма". Это последнее толкование,
заключает Брюсов, должно быть
всего ближе к подлинному
Подводя
итог можно сказать, что