Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:12, статья
А.Болконский В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.
КУТУЗОВ — центральный
персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война
и мир» (1863-1869). В романе Михаил Илларионович
Кутузов описан как реальное историческое
лицо, участник действительных событий,
главнокомандующий русской армией, однако
по ходу сюжета связан с другими действующими
лицами «романическими» отношениями.
В формировании замысла «Войны и мира»
как исторического произведения образ
К. призван был выразить целый ряд важных
для автора идей: отношение к роли личности
в истории и ее движущим силам, представления
о том, что есть «дух войска» и какова его
роль. Положение К. в романе целиком зависит
от его реального участия в действительных
исторических событиях: он впервые появляется
в эпизоде смотра под Браунау, поражая
солдат своей опытностью и знанием дела;
командует армией в 1805-1807 годах, благословляя
Багратиона на Шенграбенское сражение;
становится во главе русской армии в 1812
году, будучи твердо убежденным в том,
что французы «будут… лошадиное мясо
есть».
В то же время на страницах романа К. предстает
и как лицо частное, связанное добрыми
отношениями с бывшим сослуживцем, старым
князем Болконским, выказывающим расположение
его сыну. Толстой вникает в душевный мир
К., раскрывает его чувства и переживания,
связанные в основном с драматическими
событиями 1812 года. Дипломатичный, достаточно
хитрый и опытный в придворных интригах,
К. в 1812 году как бы освобождается от всего
ненужного, направляя силы и волю на защиту
Отечества и соединяясь в этом чувстве
со всем народом. Согласно толстовской
историко-философской концепции, К. не
видит смысла в активных действиях, пытаясь
лишь не мешать естественному течению
событий, не запрещать полезного и не поощрять
вредного. Он весьма искусно управляет
«духом войска», особенно во время Бородинского
сражения. Тяжелее всего К. переживает
необходимость оставления Москвы, решение,
которое он принимает своей властью. И
лишь выполнив свою миссию освобождения
родины, К. становится как бы ненужным.
Он умирает, честно исполнив предначертанную
ему историей роль. Как-будто
Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют "маленькой княгиней". "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение". Л. была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л. живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.
Это реальное историческое
лицо, французский император. Толстой
решил развенчать легенду о Наполеоне
с позиций настоящего гуманизма. В начале
романа этот человек является кумиром
Андрея Болконского, Пьер Безухов считает
Н. Великим человеком. Но постепенно эти
лучшие герои Толстого разочаровываются
в своем кумире.
С первого появления Н. в романе раскрываются
глубоко отрицательные черты его характера.
Внешне мы видим откормленного и барски
изнеженного человека с "круглым животом",
"жирными ляжками коротких ног", "белой
пухлой шеей", "потолстевшей короткой
фигурой". В Н. нет ничего естественного,
все его поведение - сплошное позерство.
Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него
не представляли никакого интереса. После
выигранной битвы он любит прохаживаться
по полю боя и рассматривать жертвы. Можно
сказать, что Н. и Кутузов противопоставлены
друг другу, как искреннее и искусственное,
доброе и эгоистичное, жестокое.
Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...". Отличительные черты Н. - эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на благородные поступки, может забыть о своих интересах ради других людей. Так, она призывает свою семью вывозить на подводах раненых, оставив имущество. Н. со всей отдачей выхаживает мать после гибели Пети. У Н. очень красивый голос, она очень музыкальна. Своим пением она способна пробуждать лучшее в человеке. Толстой отмечает близость Н. к простому народу. Это одно из ее лучших качеств. Н. живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемены в ее жизни происходят после встречи с князем Андреем. Н. становится его невестой, но позже увлекается Анатолем Курагиным. Спустя время, Н. понимает всю силу своей вины перед князем, перед его смертью он прощает ее, она остается с ним до его кончины. Настоящую любовь Н. испытывает к Пьеру, они прекрасно понимают друг друга, им очень хорошо вместе. Она становится его женой и полностью отдается роли жены и матери.
Болконский Николай
Андреевич - князь, генерал-аншеф, был
отставлен от службы при Павле I и
сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского
и княжны Марьи. Это очень педантичный,
сухой, деятельный человек, не выносящий
праздности, глупости, суеверия. В его
доме все расписано по часам, он все время
должен быть при деле. Старый князь не
ни малейших изменений порядка и графика.
Н.А. невысок ростом, "в напудренном
паричке... с маленькими сухими ручками
и седыми висячими бровями, иногда, как
он насупливался, застилавшими блеск умных
и точно молодых блестящих глаз". Князь
очень сдержан в проявлении чувств. Свою
дочь он постоянно изводит придирками,
хотя на самом деле очень ее любит. Н.А.
гордый, умный человек, постоянно заботится
о сохранении фамильной чести и достоинства.
В своем сыне он воспитал чувство гордости,
честности, долга, патриотизма. Несмотря
на уход от общественной жизни, князь постоянно
интересуется политическими и военными
событиями, происходящими в России. Лишь
перед смертью он теряет представление
о масштабе трагедии, случившейся с родиной.
Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон патриотических порывов и уходит в армию. Во время войны юноша случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где и остается, желая принимать участие в настоящем деле. Он случайно гибнет, накануне проявляя в отношении к товарищам все свои лучшие качества. Его смерть - величайшая трагедия для его семьи.
Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. - воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. - добрый, мягкий, ласковый, добродушный человек. Во время первой встречи Пьер чувствует, как от К. исходит ощущение чего-то круглого и спокойного. Так привлекательна его доброта, спокойствие, уверенность, улыбчивость круглого лица. Однажды К. рассказывает историю про купца, который был несправедливо осужден, но смирился и решил страдать "за свои, да за людские грехи". Судьба К. заканчивается трагично. Во время переходов его пристреливают конвоиры-французы.
Главный герой
романа и один из любимых героев
Толстого. П. - незаконный сын богатого
и известного в обществе графа
Безухова. Он появляется практически
перед самой смертью отца и становится
наследником всего состояния. П. очень
отличается от людей, принадлежащих к
высшему обществу даже внешне. Это "массивный,
толстый молодой человек с стриженою головой,
в очках" с "наблюдательным и естественным"
взглядом. Он воспитывался за границей,
получил там хорошее образование. П. умен,
имеет склонность к философским рассуждениям,
у него очень добрый и мягкий нрав, он совершенно
непрактичен. Его очень любит Андрей Болконский,
считает его своим другом и единственным
"живым человеком" среди всего высшего
света.
В погоне за деньгами, П. опутывает семья
Курагиных и, пользуясь наивностью П.,
вынуждают его жениться на Элен. Он с ней
несчастлив, понимает, что это страшная
женщина и разрывает с ней отношения.
В начале романа мы видим, что П. считает
Наполеона своим кумиром. После он страшно
разочаровывается в нем и даже желает
убить. П. свойственны поиски смысла жизни.
Именно так он увлекается масонством,
но, увидев их фальшь, уходит оттуда. П.
пытается переустроить жизнь своих крестьян,
но у него это не получается из-за его доверчивости
и непрактичности. П. участвует в войне,
не совсем еще понимая, что это такое. Оставшись
в горящей Москве, чтобы убить Наполеона,
П. попадает в плен. Он переживает большие
нравственные муки во время казни пленных.
Там же П. встречается с выразителем "мысли
народной" Платоном Каратаевым. Благодаря
этой встрече, П. выучился видеть "вечное
и бесконечное во всем". Пьер любит Наташу
Ростову, но та замужем за его другом. После
смерти Андрея Болконского и возрождения
Наташи к жизни, лучшие герои Толстого
женятся. В эпилоге мы видим П. счастливым
мужем и отцом. В споре с Николаем Ростовым
П. высказывает свои убеждения, и мы понимаем,
что перед нами будущий декабрист.
Она "тоненькая,
миниатюрненькая брюнетка с мягким,
оттененным длинными ресницами взглядом,
густой черной косой, два раза обвивавшею
ее голову, и желтоватым оттенком кожи
на лице и в особенности на обнаженных
худощавых, но грациозных руках и шее.
Плавностью движений, мягкостью и гибкостью
маленьких членов и несколько хитрою и
сдержанною манерой она напоминает красивого,
но еще не сформировавшегося котенка,
который будет прелестною кошечкой".
С. - племянница старого графа Ростова,
воспитывается в этом доме. С детства героиня
влюблена в Николая Ростова, очень дружна
с Наташей. С. сдержанна, молчалива, рассудительна,
способна жертвовать собой. Чувство к
Николаю настолько сильно, что она хочет
"любить всегда, а он пусть будет свободен".
Из-за этого она отказывает Долохову, который
хотел жениться на ней. С. и Николай связаны
словом, он обещал взять ее в жены. Но старая
графиня Ростова против этой свадьбы,
он упрекает С.. Та, не желая платить неблагодарностью,
отказывается от женитьбы, освобождая
Николая от данного обещания. После смерти
старого графа живет вместе с графиней
на попечении Николая.
Мужик, приставший
к партизанскому отряду Денисова.
Т. отличался богатырским