Гражданская война 1917-1921 гг. глазами А.Р.Вильямса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:40, реферат

Описание работы

Россия с 1917 по 1921 год. Революция, Гражданская война, приход к власти Ленина и большевиков, падение Империи и становление Советов. Обо всем этом мы знаем еще со школьной скамьи. Мы знаем имена тех, кто стоял у «руля» всех этих событий, знаем, как все началось, знаем, как все закончилось. Но мало кто знает, что в Соединенных Штатах жил человек, которого все друзья и недруги называли Лафайетом русской революции. Этот человек - маститый писатель-публицист. Его имя Альберт Рис Вильямс.[8, с.29]

Прогрессивные люди США приветствовали Октябрьскую революцию. В 1917 г., в сентябре, группа американских граждан, в их числе Джон Рид, Альберт Рис Вильямc , Джером Дэвис и другие, прибыли в Россию. Их целью было информировать общественность США о происходящем в России. Они стали не только свидетелями, но и активными участниками событий: штурма Зимнего дворца, заседаний Второго Всероссийского съезда Советов. Период с сентября 1917 г. по февраль 1918 г.- этот сгусток истории — нашел освещение в книге Дж. Рида «10 дней, которые потрясли мир». А. Р. Вильямc находился среди солдат, штурмовавших Зимний, был организатором интернационального военного отряда, влившегося в состав Красной Армии, участвовал в боях за власть Советов. Вильямса ожидала долгая жизнь. Для Джона Рида Россия оказалась концом земного пути; он написал книгу «Десять дней, которые потрясли мир», объявил себя коммунистом, умер от тифа в Москве и был похоронен под Кремлевской стеной. Но как бы ни различались они по судьбе и образу жизни, события, происходившие в бурные дни Октябрьской революции, они интерпретировали одинаково. В более глубоком смысле их исходные взгляды выковались вовсе не в России, но сформировались в довоенной Америке, где эти молоды социалисты, каждый по-своему, боролись за то, чтобы прозябавшему в нищете рабочему классу предоставили приемлемые условия работы и достойное жалованье. Целью этой борьбы было ни больше, ни меньше как всеобщее социальное преобразование.[7, с.4]

Содержание

Введение.......................................................................................................3

1. Биография................................................................................................5

2. Произведения

2.1 Список основных произведений....................................................9

2.2 «Русская страна»...........................................................................10

2.3 «О Ленине и Октябрьской революции»........................................11

2.4 «Путешествие в революцию

2.4.1 Аннотация...................................................................................12

2.4.2 Предыстория книги...................................................................13

2.4.3 Вопросы, затрагиваемые в произведении...............................19

2.4.4 Книга о людях...........................................................................21

Заключение................................................................................................23

Литература................................................................................................24

Приложение №1.........................................................................................26

Приложение №2..............................................................................................31

Работа содержит 1 файл

научка по англ. А.Р.Вильямс.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

          Так  же  как  Джон  Рид,  выпускник  Гарварда, Рис  Вильямс  блестяще  учился  в  колледже  Мариетта  в  Огайо  и  был  настолько  выдающимся  студентом  в  теологической  семинарии  в  Гарт-форде, что  выиграл  стипендию  на  оплачиваемое  обучение  в Европе, о  чем  он  страстно  мечтал. В  Лондоне  он  познакомился  с  группой  сметливых  молодых  социалистов   из  английских университетов, смешался  с  членами  молодой  лейбористской партии  и  более  того  —  начал  посещать  читальные  залы, клубы, улицы, где  собирались  рабочие  и  работницы  лондонских трущоб. Он  не  был  сентиментальным; в  своих  дневниках  упрекал  рабочих  за  инертность, они  вызывали  у  него  ярость  тем, что  безропотно  принимали  свою долю  и  порой  рабски  угодливо  вели  себя  в  присутствии  «сильных  мира  сего». Вильямс  хотел  не  просто  поднять  их  с  колен  или  даже  спасти  их  души, но  встряхнуть  рабочих, взять  их  за  живое, пробудить  к  борьбе против  неизбежности  их, в  любом   случае, печальной  судьбы. Их  бледные  лица, растоптанные  башмаки, приступы  дикого хохота, безнадежность  от  неизбывной  нищеты, которую  они заглушали  в  кабаках, пробуждали  в  молодом  человеке  желание бороться. Если  он  возвращался  в  ряды  священников, то толковал  Евангелие по-своему. Вечное  для Вильямса  должно  быть сейчас, в этой, земной жизни. И если  он  еще не  определился до  конца, то  все равно вставал на  сторону угнетаемых  и, выступая  против  угнетателей, оставался верен себе  и в Лондоне, и потом, всю жизнь. Рид и Вильямс познакомились и стали вращаться в радикальных социальных  кругах Нью-Йорка  до  того, как  рискованное  предприятие  вновь  свело  их  в  России. Они  оба  были  уже авторами  статей, читали  лекции. Рид  приобрел  известность  как молодой  репортер,  который  находился  в  кавалерийском  полку  Панчо  Вильи во  время революции в Мексике.  Вильямс собирал средства  и был оратором  на  забастовках в Лоуренсе; Рид писал передовицы  в нью-йоркских  газетах как организатор зрелищных праздников  на  Мэдисон-Сквер-Гарден  в пользу бастующих рабочих-текстильщиков  из  Паттерсона, штат  Нью-Джерси. Молодой  Рид  был  близким  другом  Мэйбл  Додж, богатой  покровительницы искусства  и  литературы  из  Гринвич-Виллидж; он  был  женат  на  Луизе  Брайант, которая  поехала  с ним  в  Россию. Вильямс  считался  непреклонным  холостяком: он  еще  не  зажил  домашней  «упорядоченной»  жизнью  и  в  то время  не  предполагал  этого. У  Рида  были   богатые  родители  в Портланде, штат  Орегон; родители  Вильямса  вели  более  чем скромную  жизнь.

          Но  показательно, что  различия  в  происхождении, образе жизни, в  личном  выборе  не  имели  значения, когда  им  обоим  пришлось  столкнуться  со  свершившейся  Октябрьской  революцией. Оба  объявили  себя  ее  приверженцами. Рид  вступил  в  коммунистическую  партию, а  Вильямс нет  —  ни  тогда, ни  после. [10, c. 12-15]

          Если  вы  хотите  получить  яркое  представление  о   революционной  ситуации, то  знайте: лишь  ее  сторонники  способны  представить  вам  самую   неприкрытую  суть  происходивших   событий. Вы  хотите  обнаружить  подземные источники мятежей в Детройте  или Нью-Йорке? Не  спрашивайте у белого  полицейского, но  следуйте  за  разумным  черным. Вас интересует, почему  студенты  восстают  против  государственного  устройства? Не  задавайте вопросы  ректору  университета, но  задержите  для излияний  мятежного  студента. Вы  сможете  поговорить  с  ректором  позже, более  того, вам  стоит  это  сделать. В  любом  случае  вам   никто  не  вручит  респектабельную  программу  революционных  мер. Революции так не  делаются; котел взрывается, когда давление  пара  становится  непереносимым.

          Передовые  действия  всегда  завершаются  меньшинством, и  страх  отдаления  большинства   есть  страх  самого  действия. Эта патентованная  истина, подтвержденная  всеми  историками  развития  политической  борьбы, свидетельствует  о  том, что  при благоприятных  условиях  неразвитое  большинство  может  быть нейтрализовано, и  лишь  в  исключительной  отчаянной  ситуации  оно  втягивается  в  энергичную  кампанию  сопротивления официальной  политике. [6, c.417]

       2.4.3: Вопросы, затрагиваемые  в произведении.

          Сегодня  или  в 1918 году  американский  электорат  мало  знает  о  мире  вне  Соединенных   Штатов. Общественность  была особенно  уязвима  перед  пропагандой  Первой  мировой  войны: германцы  представлялись  ею  как  безликие  орды  гуннов, кайзер  —  зверь  из  Берлина. Какие страсти подстегивали  их, когда перед лицом еще более страшных  большевиков они пошли на  примирение  с гуннами.

          Вильямс  уехал  в  Россию  в  дружелюбных  лучах   Февральской  революции, которая   была приемлема  не  только  для  Вильсона, но  для  большинства   граждан, ибо  даже  школьникам  рассказывали  о  царе-тиране. Однако  дружелюбие  было  обусловлено   предположением, что революция  была  осуществлена правильно  настроенными  предпринимателями-капиталистами, что  русские, освободившиеся  от  царского  ига, решительно  сделаются  боевыми  союзниками  и станут  сражаться  бок о бок  с  другими  хорошими  парнями, чтобы покончить  с  войной. В «Путешествии  в  революцию»  Вильямс  расскажет  вам, почему  эта  мечта  была  лишь  великой  иллюзией, и  не  более. Когда  изможденные  войной  солдаты  покидали  фронт, промышленность  полностью  развалилась, крестьяне не  собирали урожай, необходимый для войны, и ярость переливалась  через край, и лишь  воинствующее, решительное меньшинство могло прийти  на   помощь. Сражающееся меньшинство воспользовалось средствами, которые изначально  не  слишком отличались  от  тактики, к  какой вынужден  прибегать  любой отсталый  народ. Официальная  политика  Соединенных  Штатов  по  отношению  к  Гватемале, Кубе, Санта-Доминго, Вьетнаму  —  не  более  чем  простертая  рука ее  политики 1918 года, когда  фактически  началась  «холодная  война». К  тому  времени, когда  Вильямс  в сентябре 1919 года  вернулся  в Америку, социальные  и политические  рамки предвоенной эпохи были  расшатаны; начался новый век отрезвления.

          Можно  заполонить  тюрьмы  нераскаявшимися, сознательными  противниками, непримиримыми  борцами, однако  уже в 1918 году  социалистам  удалось  избрать  в  Государственное собрание  тридцать  два  депутата. К  весне  же 1919 года  избранные  должным  образом  законодатели-социалисты  были  изгнаны  из  Нью-Йоркского  государственного  собрания  как  «предатели». Война  закончилась, но  огонь  еще  горел. Рейды  Пальмера, атаки  на  социалистов  и  пацифистов  и прочих  диссидентов  обеспечивались  общественным  одобрением  сбитых  с  толку  граждан. В  Монтане  и  Вашингтоне  убивали   оппортунистов, вели  общенациональную  охоту  на  ведьм  и  заполняли  ими  тюремные  камеры в  Ливенворте  или  новые  могилы. Однако  Вильямс  теперь  стал  бесстрастным  просветителем и  начал  ездить  с  агитационными  лекциями  по  городам Соединенных  Штатов. Он  писал памфлеты, издававшиеся  социалистической  школой  Рэнд, которые  продавались  по  десять центов, под  названием  «76 вопросов  и  ответов  о  большевиках и  Советах». Памфлет  продавался  миллионами  экземпляров. Вы могли  не  соглашаться  с  Вильямсом, однако  его  информация распахивала  двери. Получивший  такую  информацию  человек мог  сам  начать  расследования, не  увязая  при  этом  в  официальной  пропаганде. Он  мог  критиковать, возражать, пересматривать  прежние мнения, кстати, разворачивающаяся история Советского  Союза побуждала к этому, однако  люди  не  погружались в болото  жалкого невежества  и пропагандистских  пут.

          Интервенция  союзников  в   России  провалилась, вторжение во  Вьетнам  также  не  имело  успеха. В  университетской  среде множатся  мнения, главным  образом  среди  молодых  людей, отвергающие  мифологию  политического  манихейства  и  соответственно  осуждающие  контрреволюционную  роль  Америки, нынешним, скандальным  символом которой  является  война  во Вьетнаме. Зазвучали  новые  голоса, критикующие  социальные и  экономические  болезни  общества, вскрывающие  еще  более изощренные  формы  обмана, которые  могут  привести  общество к  саморазрушению. [4, c. 95-98]

       2.4.4: Книга о людях.

          «Путешествие  в  революцию»  посвящено  главным  образом  первым  дням  правительства   Ленина.  В  книге  ничего  нет  про сталинские  чистки, концентрационные  лагеря, бюрократизм  молодой   и  подвижной   революционной  армии, которая  была вынуждена  принять  на  себя  удар  со  стороны  могущественных сил  мира. Это  личные  заметки, с  часто  меняющимися  характеристиками  человека, который  не  боялся  непопулярных  мер. Вы  можете  читать  книгу, не  отождествляя  ее с лозунгами того времени или фракционными  диспутами, которые проходили везде и даже  в самом начале. В основном  это книга о людях и их  поступках на  объятом войной  крае  мира. Но  тогда, как и сейчас, «чувствовать  себя  человеком — это  полезная  форма политической  подрывной  деятельности».

          Однако  о  ценности  «Путешествия  в  революцию»  нельзя судить  по  ее  уклону  или   идеологии,  ее  взгляду  на  мир  —   скорее  по  ее  отношению   к  пережитому  опыту, по  силе   ее  экзистенциального  убеждения  и, прежде  всего, по  силе  ее  конкретного  воздействия. Это  не  программа, хотя  она  могла  бы служить  настольной  книгой  пилигрима. Ее  даже  можно  читать  как  предупреждение  некоторым  нынешним  юношам, которые  в  боевом  кличе выкрикивают имена Че  Гевары, Мао, Малькольма  X  и в Берлине Розы  Люксембург, однако  не  настолько уверены в себе, чтобы призывать Ленина. Ибо революционный процесс в целом, как он  понимается  в западном мире, — есть  основа, человеческое  предназначение, стойкое неприятие  угнетенных  против  угнетателей. Это  и  представляет  собой  живое  наследие  Карла  Маркса  —  в  Праге, в  Москве  и  даже  в  Соединенных  Штатах. [3, c. 260-264]

       Рис  Вильямс  сказал  то, что  хотел  сказать, и, как оказалось по  прошествии  в высшей  степени противоречивых  и разрушительных  исторических  событий, он  был дальновиднее  всех нас 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

       В заключении мне бы хотелось привести слова мисс Хербст: «Рис  Вильямс  голосом  уэльского  барда декламировал  из  Ницше: «Человек  —  это  гибельный  приход, гибельное  путешествие, опасный  взгляд  назад, опасное  дрожание  и  спокойствие... Что  есть  великого  в  человеке, так  это то, что  он  —  мост, а  не  цель». Я  не  думаю, что мы  когда-либо  говорили  о политике во  время тех долгих прогулок, хотя  все, что говорил Рис, равным  образом относилось  к его основной  теме. Это был некий объединяющий принцип в нем, который, казалось, исходил из  инстинктивного  темперамента  и  который  его  открытия  в  качестве  исследователя  социализма  лишь  усиливали. И  если  мне  позже был  антипатичен  его  «долгий  взгляд  на  историю», когда  он пытался  перепрыгнуть  через  тиранию  Сталина  к  более  светлым  дням, то  он  терпимо  относился  к  моим  противоположным  убеждениям. Более  того, он  поощрял  их, повторял  собственное  мнение  без  злобы, что  позволило  нам  остаться друзьями. В последние  годы  он  отпускал  ироничные  шпильки  по  поводу  тем  или  предметов, к  которым  питал  глубокое уважение. К  примеру, когда  я  увидела  его  в  Оссининге, куда прибыли  преданные  пилигримы  —  большевики  раннею  ленинского  типа, он  прошептал  мне, чтобы  я  «пожала  руку, пожимавшую  руку  Ленина».

     Мы  познакомились с творчеством  американского писателя и публициста Альберта Риса Вильямса. Через анализ его произведений мы выяснили его  отношение к России, Гражданской  войне и большевикам. Альберт  Рис Вильям. Со всем энтузиазмом принял идеи и сам дух русской революции и идеи большевиков. До конца жизни он был большим другом Советского Союза, активным борцом за мир, свободу и социальную справедливость. 
 
 

       Литература.

  1. Великая Октябрьская социалистическая революция и мировая литература.- М.: Наука, 1970.- с. 517-524
  2. Великая Октябрьская социалистическая революция в зарубежной художественной литературе и публицистике: Библиогр. указ./ Всесоюз. гос. б-ка иностр. Лит.- М.: Книга, 1967. –с 37-39.
  3. Я. Засурский. Октябрь и мировая литература // Великий Октябрь и мировая литература: Сб. статей.- М.: Худ. литература, 1967.- с.258-292
  4. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- с 90-118.
  5. История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз и лит.»/ В.И. Богословский, З.Т. Гражданская, А.Ф. Головенченко и др.; Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1990.- с. 221-223
  6. Основные произведения иностранной художественной литературы: Лит.- библиогр. справочник/ Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит.; Отв. ред. Л.А. Гвишиани.- 5-е изд.- М.: Книга, 1983.-с. 410-463
  7. Вильямс А. Р. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. 1917-1918.- М.: Центрполиграф, 2006.- 101 с.
  8. Вильямс А.Р. «О Ленине и Октябрьской революции».- М.: Госполитиздат, 1960. – с 5-19, 29-68.
  9. Альберт Рис Вильямс, биография. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/VIL%27YAMS_Al%27bert_Ris/_Vil%27yams_A._R..html
  10. Вильямс А. Р. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. 1917-1918. (Journey into Revolution: Petrograd, 1917-1918) [Электронныйресурс] / Режим доступа: http://readr.ru/albert-ris-vilyams-puteshestvie-v-revolyuciyu-rossiya-v-ogne-graghdanskoy-voyni-1917-1918.html
  11. Вильям А. Р. «Русская страна» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.sarrest.ru/cultura/pers/19/ivl11.html
  12. Albert Rhys Williams «Through the Russian Revolution» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gwpda.org/memoir/RusRev/RR TC.htm
  13. Albert Rhys Williams «Lenin, the Man and His Work » [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.archive.org/stream/leninthema nandhi005761mbp/leninthemanandhi005761mbp_djvu.txt

Информация о работе Гражданская война 1917-1921 гг. глазами А.Р.Вильямса