Герой нашего времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:21, реферат

Описание работы

Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя"одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе "героя времени". Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина ( в первых трех повестях ) к их мотивам ( в 4 и 5 повестях ), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.
Автор использует принцип хронологической инверсии ( отказ от последовательного изображения ). Такая разочарованная позиция в точности соответствует "разочарованной", противоречивой личности человека.

Работа содержит 1 файл

Герой.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический  роман. Лирический потому, что у автора и героя"одна душа, одни и те же муки". Психологический потому, что  идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его  духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе "героя времени". Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей. 
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина ( в первых трех повестях ) к их мотивам ( в 4 и 5 повестях ), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология. 
Автор использует принцип хронологической инверсии ( отказ от последовательного изображения ). Такая разочарованная позиция в точности соответствует "разочарованной", противоречивой личности человека.

В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань") представлены лишь поступки героя. Лермонтов  демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контрабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является власть и эгоизм:"какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих 

Но не все так  просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В"Княжне Мери" звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии:"Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его." А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо:"Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы..." На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья:"Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость." Казалось бы, умный Печорин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична? 
Ответом на этот вопрос является последняя повесть"Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.

Повесть начинается с философского спора Печорина с  Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом:"Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?" Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно было с чем".

с одной стороны  он иронизирует над их наивной  верой в светила небесные, с  другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что  любая вера - благо. Но, отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся"над всем на свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.

Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу  личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой:" Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам". Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: "я давно уже живу не сердцем, а головой".

Однако Печорин  не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в руках судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман - это  гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог"угадать своего высокого назначения". 

Главное действующее  лицо романа «Герой нашего времени» (1840) М, Ю. Лермонтова (1814—1841), воплощение общественного типа, характерного, по мнению автора, для его времени, когда глубокие, сильные люди не могли найти для себя достойного способа самореализации.: Критик В. Г. Белинский писал об этом герое последекабристского безвременья, что для него характерно «противоречие между глубокостию натуры и жалкостию действий».

Имя нарицательное  для русского романтического героя  байронического типа, для которого характерны неудовлетворенность жизнью, скепсис, поиск себя в этой жизни, страдание от непонимания со стороны  окружающих и одновременно презрение к ним (ирон.).

Отсюда «печоринство»  — стремление подражать Печорину, «интересничать», играть роль загадочной, роковой личности (ирон.). Слово «печоринство»  было пущено в оборот писателем-сатириком  Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным (1826—1889) в его «Губернских очерках» (1856—1857). 
 

Безумно люблю это произведение, и фильм встретила с большой радостью. Мне понравилось, хотя возможно виной тому отсутствие большой рекламной кампании. Тогда бы наверняка я нашла поводы для придирок. Опять же — я ничего не смыслю в режиссуре и работе оператора или сценариста, но у меня возникло ощущение качественного продукта. Единственное, внешность Печорина вызвала сомнения. Но дело ведь даже не в красоте, а в притягательности натуры главного героя, а это как раз передать удалось. И, так же как и в книге, мое отношение к Печорину дифференцируется от симпатии, близкой к жалости и сочувствию, до почти ненависти за его жестокие игры с человеческими душами.  
Музыка в фильме просто потрясающая.  
Ставлю высший бал.
 
 
Полезный  отзыв? Да / Нет 5 / 1
 
 
 
[...сохранение...]
  
 
 

РИВЗоманка

отзывы (21) | оценки

9 июня 2007 | 10:56
 
 
«Герой  нашего времени„- моё одно из самых любимых произведений. Поэтому я с большим удовольствием принялась за просмотр сериала «Печорин“». Меня этот сериал не разочаровал, а даже, наоборот, порадовал. Мне очень понравилась игра Игоря Петренко (он является моим любимым актёром) и благодаря ему я ещё больше полюбила Печорина. Этого литературного героя.  
 
Понравились актрисы, игравшие Мери, Веру, Бэлу. Не могу сказать, что они очень красивые, но это и  не главное. Актриса, исполнявшая Мери, очень милая. Хорошо «влилась» в образ княжны. 
Что касается порядка частей сериала, то мне не совсем понравилось включение в часть «Княжна Мери» части «Фаталист» 
 
9 из 10.
 
прямая ссылка код для блога
Полезный  отзыв? Да / Нет 5 / 2
 
 
 
[...сохранение...]
  
 
 

Oldman57

отзывы (1)

9 июня 2007 | 16:13
 
 
Свершилось… Печорин. Сразу прошу прощения у тех, кому фильм понравился, но не могу не высказать своего мнения.  
 
На мой взгляд, совершенно не передан дух произведения. Видимо, невнимательно читали авторы сценария первоисточник. Кто читал — поймет, о чем речь — начиная с главного героя и заканчивая массовкой — все мимо. Петренко хороший актер, но его принадлежность к 2007 году так и не была им преодолена. Если уж говорить об актерских работах, то самая хорошая роль, на мой взгляд — Максим Максимыч, и, быть может, как это не странно звучит — роль княжны Мери. 
 
Далее. Не будем забывать о том, что «Герой нашего времени» — все же историческое произведение, с вытекающими отсюда последствиями. То есть, необходимо соблюдать множество моментов, если это не условный театр «Кабуки».  
 
По порядку. 
 
Подбор актеров. 
С удивлением обнаружил, что среди русских офицеров 19 века — очень  
мало русских офицеров. Это я о внешности. Я все понимаю — и специфику этой отрасли искусства (кино), и пр., и пр. Однако если мы снимаем, к примеру, фильм об индейцах, не надо снимать афроамериканцах в их роли. 
 
Лично мне маленькие несоответствия в числе прочих, могут испортить впечатление. И дело не в том, что я чересчур привередлив. Просто все складывается из мелочей. «Да ладно, и так сойдет!», или «Да никто не заметит!» — это то, из за чего мы имеем нынешнее наше кино (за редкими исключениями), нашу попсу (за такими же редкими исключениями) и т. д. 
 
Находки сценариста и режиссера.  
Складывается впечатление, после просмотра — на Кавказ ссылали тех, кто не умел куртуазно и гламурно проводить время. А уж бал-маскарад — так совсем вершина творчества Квирикадзе. Браво! Дикие горцы разбегались от одного только вида танцующих и флиртующих. Кому интересно — почитайте, это была тяжелейшая война. Ну, да ладно. 
 
Костюмы.  
Как это не прискорбно — хроническая болезнь почти всех фильмов российского производства имела место и в этом фильме. Согласен, офицеры старательно следили за своей внешностью и на Кавказе. Но! Не слишком ли все лощеные и чистенькие, особенно во время различных военных действий. Офицеры проводили очень много времени, мягко говоря, на свежем воздухе. При этом лица, почему-то у всех без следов загара. Побудьте хотя бы месяц на солнце каждый день, у вас не будет вопросов. 
 
Бела.  
Совершенно плоский персонаж. Заранее оговорюсь: если мне скажут: «Что у Лермонтова было, то и сняли». Позвольте — там, где ему хотелось, сценарист столько отсебятины написал, что за Лермонтова невольно обидно становится. Так что не принимается. 
 
Казбич.  
Если кто помнит — он вообще-то черкес, а говорит непонятно на каком языке. Если кто-то скажет: «какая разница?», объясню — во-первых, этот фильм смотрят и представители этих народов в числе остальных. Во-вторых, посмотрите старый фильм и все поймете. Режиссеры старой школы не позволяли себе таких неточностей. Пример из недалекого прошлого: фильм «Блокпост» — чеченцы говорят на адыгском языке. Не правда ли, неприятно, когда в голливудском фильме «русские» говорят на марсианском языке? Ну да ладно, будем надеяться, что профессионализм все же вернется в наше кино. 
 
С уважением, всегда Ваш…
 
 
 
 
 

         Еще А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин»  подметил, что  
среди современной ему молодежи распространилась мода на «байронизм  
» - разочарованность, презрение к светским условностям,  
равнодушие и скучающую манеру держаться. Молодые люди стремились  
походить на Байрона и его романтических героев. Татьяна  
Ларина, ознакомившись с книжной полкой Онегина, задумывается:  
«Уж не пародия ли он?» Пушкин иронично называет героя романа  
«москвич в Гарольдовом плаще». Однако причины жизненной драмы  
Онегина глубже и серьезнее, чем просто подражание моде. Той же  
«болезнью» - скукой, хандрой - болен Печорин, центральная фигура  
романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».  
   Печорин удивляет окружающих странным поведением. Простодушный  
Максим Максимыч не может понять, откуда в молодом человеке  
разочарование в жизни. Он интересуется у повествователя, как ведут  
себя другие молодые люди в Петербурге, все ли жалуются на скуку.  
   Повествователь объясняет, «что есть много людей, говорящих то же  
самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем,  
разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось  
к низшим... и что нынче те, которые больше всех и в самом  
деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок». К первой  
категории - скучающих на самом деле - относится и Печорин,  
а ко второй - носящих маску байронического героя - Грушницкий.  
   Попытаемся убедиться в этом, сравнив героев.  
   Грушницкий дается в романе глазами Печорина, который довольно  
иронично относится к «приятелю». Оба героя являются участниками  
военных действий на Кавказе. Они встречаются в Пятигорске, куда  
их направили из действующего отряда на отдых и лечение. Печорин  
немного старше Грушницкого, но его чувство превосходства над  
приятелем продиктовано не возрастом и даже не офицерским чином,  
о котором мечтает Грушницкий. Во-первых, Печорин на всех  
посматривает свысока и никто не может серьезно противостоять ему,  
а во-вторых, Грушницкий действительно заслуживает насмешки. Проницательный  
Печорин сразу видит все его мелкие слабости: боязнь  
показаться слишком юным, вычурность речи, страсть к готовым  
пышным фразам «на все случаи жизни». Таких людей «просто  
прекрасное не трогает», и они «важно драпируются в необыкновенные  
чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».  
   И все-таки может показаться странным заявление Печорина: «...мы  
когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас  
несдобровать». Почему какой-то смешной позер Грушницкий вызывает  
у Печорина резкое чувство антипатии? Наверное, потому, что  
Печорин видит в Грушницком карикатуру на самого себя. То, что  
говорит Грушницкий, по-настоящему переживает Печорин. Грушницкий  
притворяется разочарованным и скучающим, потому что это  
модно, а Печорин действительно разочарован и не может избавиться  
от смертельной скуки. Для него хандра не поза, а несчастье всей  
жизни. Печорин честно признается в этом Максиму Максимычу:  
«В первой моей молодости... я стал наслаждаться бешено всеми  
удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется,  
удовольствия эти мне опротивели...скоро общество мне также надоело...  
   науки также надоели...» Перевод на Кавказ не повлиял на состояние  
души Печорина. Ни опасность, ни увлечение Бэлой не смогла  
победить скуки. Почему же другие дворяне не мучаются от светского  
образа жизни, а Печорина он не устраивает?  
Как и Онегин, Печорин способен на большее, чем то, что предлагает  
его среда. Печорин умен, вынослив, красив, проницателен,  
у него железная воля, которой никто не может противиться. Но все эти  
силы и способности он вынужден тратить на любовные интриги: светское  
общество не может предложить ему большего. Конечно, Печорин  
сознает и свою вину: он мог бы выбрать цель вне светских интересов,  
но инерция среды оказалась сильнее. Перед дуэлью с Грушницким  
Печорин подводит горестный итог своей жизни: «... я увлекся приманками  
страстей пустых и неблагодарных... утратил навеки пыл  
благородных стремлений - лучший цвет жизни».  
   Печорин далее радуется, когда между ним и Грушницким возникает  
конфликт: его это немного развлечет. Он без труда завоевывает  
сердце княжны Мери, просто для того, чтобы, как вампир, «подпи-  
тывается» ее чувствами. Недалекий Грушницкий безуспешно пытается  
соперничать с ним. Печорин уничтожает его в глазах Мери  
несколькими насмешками. Оказавшись в роли отвергнутого поклонника,  
Грушницкий проявляет низменные стороны души: зависть,  
лживость, подлость. Дуэль между героями становится неизбежной,  
но Печорин до последнего момента дает Грушницкому возможность  
проявить себя с лучшей стороны: отказаться от клеветы и извиниться.  
   Печорин ставит опасный эксперимент над человеческой душой. Он  
рискует жизнью, чтобы проверить глубину низости Грушницкого.  
   Волею судьбы Печорин остается жив. А Грушницкий погибает, став  
жертвой собственного коварства.  
   Итак, Печорин и Грушницкий обладают только внешним сходством.  
   В действительности Грушницкий является пошляком, маскирующимся  
в одежды романтического героя, и при первом серьезном  
жизненном испытании ведет себя недостойно. Печорин страдает  
от сознания бессмысленности собственной жизни, но не может вырваться  
из привычных рамок и тратит недюжинные силы впустую.  
   Возможно, в глубине души Печорин понимает, что при всем своем  
уме и сильном характере на деле он мало чем отличается от пошляка  
Грушницкого.
 
 
 

30-е годы прошлого  века. Завоевание Кавказа, знавшее  при Алексее Петровиче Ермолове  куда более «бурные дни», близится  к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «край вольности святой», и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтоб перекрыть Военно-Грузинскую дорогу. На ней-то и встречается автор, офицер русских колониальных войск, с ветераном Кавказской войны штабс-капитаном Максимом Максимычем. До Владикавказа, куда держат путь наши армейцы, не так уж и далеко, но гололед и внезапный буран вынуждают их дважды останавливаться на ночлег. Под чаек из чугунного чайника Максим Максимыч и рассказывает любознательному, как все пишущие и записывающие люди, попутчику действительное происшествие из своей жизни.

Это сейчас пятидесятилетний штабс-капитан числится кем-то вроде  интенданта, а пять лет назад был он ещё строевым офицером — комендантом сторожевой крепости и стоял со своею ротой в только что замиренной Чечне. Случается, конечно, всякое — «каждый день опасность» («народ кругом дикий»), — но в общем с замиренными «дикарями» замирители живут по-соседски, пока в «скучной» крепости не появляется Григорий Александрович Печорин, блестящий гвардеец, переведенный в армию и полусосланный на Кавказ за какую-то скандально-светскую провинность. Прослужив под началом у Максима Максимыча около года, двадцатипятилетний прапорщик, с виду такой тоненький да беленький, успевает: положить глаз на прехорошенькую дочку местного «мирного» князя, с помощью младшего брата Бэлы — Азамата — умыкнуть её из отчего дома, приручить, влюбить в себя до страсти, а месяца через четыре сообразить: любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни. Уж на что прост Максим Максимыч, а понимает: затеянное Печориным (от скуки!) романтическое предприятие добром не кончится. Кончается и впрямь худо: переделом краденого. Дело в том, что Печорин расплачивается с Азаматом не своим золотом, а чужим — бесценным — конем, единственным достоянием удальца Казбича. Казбич, в отместку, похищает Бэлу и, поняв, что от погони не уйти, закалывает её.

Рассказанная  штабс-капитаном «историйка» так  и осталась бы путевым эпизодом в «Записках о Грузии», над которыми работает автор, если б не дорожный сюрприз: задержавшись во Владикавказе, он становится очевидцем нечаянной встречи Максима Максимыча с Печориным, вышедшим в отставку и направляющимся в Персию.

Понаблюдав за бывшим подчиненным штабс-капитана, автор, замечательный физиономист, убежденный, что по чертам лица можно судить о характере человека, приходит к выводу: Печорин — лицо типическое, может быть, даже портрет героя времени, самой жизнью составленный из пороков бесплодного поколения. Короче: тянет на суперсовременный, психологический роман, ничуть не менее любопытный, чем «история целого народа». Вдобавок он получает в полное свое распоряжение уникальный документ. Осерчав на Григория Александровича, Максим Максимыч сгоряча передает попутчику «печоринские бумаги» — дневник, забытый им в крепости при спешном отъезде за хребет — в Грузию. Извлечения из этих бумаг — центральная часть «Героя нашего времени» («Журнал Печорина»).

Информация о работе Герой нашего времени