Героини Достоевского в произведениях «Преступление и наказание» и « Идиот»

Автор: l**********@ya.ru, 25 Ноября 2011 в 11:42, реферат

Описание работы

Во все времена привлекали прозаиков и поэтов темы, не связанные с конкретным временем и социальными условиями. Среди них на первом месте тема любви и «милого идеала» - женщины. Идеал женщины для каждого писателя свой: для Петрарки - Лаура, для Шекспира - «смуглая леди», которую он любил не за красоту, а за естественность , искренность, чистоту души. Неизмеримых высот в любовной лирике достиг А.С. Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», создал возвышенно- прекрасные женские образы в своих поэтических шедеврах: «Я вас любил», «Мадонна», «Я помню чудное мгновение», и т.д.

Содержание

1.Введение (Поиски женского идеала)………………………………….3
2.Героини Достоевского…………………………………………………6
3.Героини в системе образов……………………………………………15
4.Красота в понимании Достоевского………………………………….21
5.Список литературы…………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

            Управление образования Дзержинского района

МОУ СОШ  №36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экзаменационная работа

(реферат)

                                       по литературе на тему:

  «Героини Достоевского  в произведениях                      «Преступление и  наказание» и « Идиот» » 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила: Высоцкая  Екатерина 

      ученица 11 «А» класса

                                                                            Проверила: Шустова Н.Н. 
 
 
 
 

                                     Новосибирск 2007 

                                           Содержание 

1.Введение (Поиски  женского идеала)………………………………….3

2.Героини Достоевского…………………………………………………6

3.Героини в  системе образов……………………………………………15

4.Красота в понимании Достоевского………………………………….21

5.Список литературы…………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение

Поиски  женского идеала

        Особое место в русской классической литературе играют, занимают, несут особую смысловую нагрузку женские образы. О вечно женственном в Росси говорил В.С. Соловьев. Вся наша литература явно указывает, что женские образы становятся выразителями очень важных черт российского национального характера.

       Во все времена привлекали прозаиков и поэтов темы, не связанные с конкретным временем и социальными условиями. Среди них на первом месте тема любви и «милого идеала» - женщины. Идеал женщины для каждого писателя свой: для Петрарки - Лаура, для Шекспира - «смуглая   леди», которую он любил не за красоту, а за  естественность , искренность, чистоту души. Неизмеримых высот в любовной лирике достиг А.С. Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», создал возвышенно- прекрасные женские образы в своих поэтических шедеврах: «Я вас любил», «Мадонна», «Я помню чудное мгновение», и т.д. В этих стихах запечатлены образы любимых женщин: Н.Н. Гончаровой, А. Керн. А.С. Пушкин боготворил свою жену, для него она Мадонна, «чистейшей прелести чистейший образец». С образом А. Керн  навсегда вошло в русскую литературу яркое, как солнце, определение «гений чистой красоты».С огромной нежностью и любовью Пушкин создает и др. женский образ Татьяны («Евгений Онегин»). Этот образ стал подлинным открытием А.С. Пушкина-художника. Это была первая истинно русская героиня, русская во всем. В образе Татьяны Пушкин воплотил лучшие черты русской женщины: умение преданно и беззаветно любить, сохранять верность данному слову. Татьяна- идеал женщины вместивший и частицу собственной души поэта « Я так люблю Татьяну милую мою». Победа Татьяны над Онегиным- победа идеала над действительностью. Таков нравственный урок романа, дающий широкую дорогу отечественной литературе. Незабываемы женские образы Л.Н. Толстого. И среди них - образ Наташи Ростовой- любимой писателя.  Этот образ имеет реальный прототип Татьяну Андреевну Берс_ Кузьминскую. Наташа- самовоплощение жизни, вот в чем секрет очарования этого женского образа. Образ Наташи отражает своеобразие облика и черт русской женщины, наделенной такими чертами, как женственность натуры, преданность, сила и задатки к подвигу. Наслаждение жизнью- природой, охотой, играми, любовью- всегда составляло естественную потребность великого художника. В романе он дарит это мировосприятия своей любимице. Лев Толстой был влюблен во все самобытно-русское, несущее черты народности. И этой любовью он щедро наградил свою героиню. Поэтому образ Наташи ярко выражает этический и эстетический идеал автора. Насколько тогда дерзновенна смелость Ф.М. Достоевского, заявившего обществу, что идеалом женщины для него является «вечная Сонечка», девушка легкого поведения, вынужденная  торговать своим телом и воплощая в себе все «человеческое страдание». Этого автора всегда занимала проблема красоты. Но красоты трагической, надломленной жизнью. И, естественно, подобный мотив получает отражение именно в женских образах. Про персонажей Достоевского мы знаем очень мало, они выступают для нас из мрака лишь некоторыми своими чертами, как люди без прошлого, скрывая и недоговаривая многое важное и существенное. Отсюда возникло издавна бытующее представление о тайне, которую хранят в себе многие персонажи Достоевского.

«Человек  есть тайна. Надо разгадать её», - писал Достоевский в 1838 году, когда ему было семнадцать лет, и, по существу, ту же задачу он продолжил решать до конца творческого пути, когда писал, что в искусстве основное – «найти человека в человеке».

Именно  своей смелостью и привлек  меня Достоевский, и это обусловило выбор темы.

          Материалами исследования  послужили  романы Федора Михайловича:                      

«Преступление и наказание» (1866год)

«Идиот» (1868год) 

            Из первого романа я выделила  трех героинь - Мармеладова Катерина  Ивановна, Сонечка и Дуня.

      Из  второго выделили двух героинь - Настасью Филипповну и        Аглаю Епанчину. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Героини Достоевского 

        «Достоевского интересовал не определенный человек, индивидуальность, а лишь тот тип человека, которого можно назвать человеком Достоевского». Принадлежность к этому типу объединяет всех его героев, поэтому их общей чертой является своеобразное подобие. То же подобие можно выделить и при анализе женских образов в романах Достоевского. Но женские образы имеют и другую важную функцию: помогают раскрытию мужских образов, «людей энергии», людей, по словам автора, с «бешенной засевшей внутри энергией» поэтому важны отношения героинь к любви и, следовательно, необходимо проследить взаимоотношения их с героями и между собой.

          В романе «Преступление и наказание» не только два преступления, но и «два вида гуманизма». Один, ложный, заложен в основе теории Раскольникова, другой, истинный, писатель «вкладывает в образ» Сони. Эта молодая женщина понимает Родиона лучше его самого.

         «Не то, не то!» - догадывается она.  «Совсем, совсем, совсем тут другие причины!» - с мучением, почти в бреду, подтверждает Раскольников. Вся жизнь Сони – самопожертвование.  Своей верой в светлые идеалы, готовностью принять страдание ради спасения других она возвышает героя до себя. Она – «блудница», но она и святая, гуманных, христианских принципов, которые были так дороги Достоевскому.

         И не случайно именно Соня  всего одной своей фразой камня  на камне не оставляет от  «умной» теории Раскольникова.

         «Это человек – то вошь!» - восклицает она. В этом «вопле» все: и любовь к человеку и дикая, нестерпимая и беспомощная боль за него!

         Автор показывает, что для женщины возможны несколько путей в жизни, но ни один из них, по его мнению, не ведет к счастью. Судьбы Дуни Раскольника, Сони Мармеладовой, ее матери Катерины Ивановны – своеобразное обобщение судьбы женщины, которой грозит брак с нелюбимым человеком, насилие или проституция, даже брак по любви, вызывавшим много надежд, в условиях нищенской жизни приводит к болезни, а затем и смерти. Наиболее важен в романе образ Сони Мармеладовой. Можно сказать, что в ней воплощен  нравственный идеал автора. Соня готова страдать, только бы не отказаться от идеи  «всеобщего счастья». Эта девушка противопоставляет рассуждениям Раскольникова о сильной личности ощущение общей виновности людей за творимое в мире зло. Она проповедует идеи смирения, всепрощения, считает, что единственный путь к счастью и покою – страдание.

          Достоевский писал: «Красота спасет  мир», может быть, именно желание того, чтобы красоты было больше в этом жестоком мире, чтобы она была защищена, заставляла его так пронзительно писать о поруганной красоте.  В романе «Идиот» автор показывает два типа прекрасного, воплощенные, в первую очередь, в образах Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной. Аглая Епанчина воплощает идеал красоты спокойной, мирной, тихой. Настасья Филипповна – олицетворение «поруганной красоты».

         Образ Настасьи Филипповны раскрывается  в ее отношениях к добросердечному Мышкину, болезненно ревнивому Рогожину и жадному карьеристу Иволгину. Образ Настасьи Филипповны – трагический образ потрясающей силы. В детстве она воспитывалась у барина Афанасия Ивановича Тоцкого, который сделал ее свой любовницей. Желая затем отделаться от нее, когда он решил жениться на богатой невесте, Тоцкий хочет выдать ее за Ганечку Иволгина, дав ему денег, зная, что этим может заставить его согласиться на этот брак. Но Настасью Филипповну страстно любит купец Рогожин, человек дикий, бешенный, мстительный. Он готов купить Настасью Филипповну и дает ей пачку денег в сто тысяч рублей, перевязанную грубой и грязной веревкой. Герои Достоевского любят испытывать себя, а еще чаще- других. Таким испытанием становиться фантазия Настасьи Филипповны- бросить пачку денег в огонь, чтобы на Ганину дуду в последний раз посмотреть. «В желаниях своих Настасья Филипповна была всегда неудержима и беспощадна»- пишет Достоевский.  Эта сцена великолепно характеризует героев романа: презрение к деньгам самой Настасьи Филипповны, дикую страсть Рогожина, бескорыстие Мышкина и жадность Иволгина, которого Настасья Филипповна заставляет выхватывать из огня.

         Писатель говорит о своей героине:  «С такой красотой можно мир  перевернуть». Но красота Настасьи  Филипповны оказывается для нее роковой. Гордая и нравственно чистая, она становится жертвой страстей жестоких и грубых людей, которые видят в ней только предмет наслаждения. Она поругана, унижена, оскорблена. Тогда в ней вспыхивает бунт против унижения и подлости, против грязи и пошлости. Бросая деньги в огонь, она этим подчеркивает, что красота не продается.

      Настасья  Филипповна – олицетворение прекрасного, призванного украсить и осветить человеческую жизнь. Но судьба ее трагична. Именно Мышкин, человек тонко чувствующий, рассматривая ее портрет, замечает «странное и невыносимое» сочетание страдания и гордости. Это страдание, по мнению автора, порождено «хаосом» и «безобразием» окружающей действительности. Соблазнитель героини. Афанасий Иванович Тоцкий, совершенно искренне считает себя ее благодетелем, ведь он поступил с ней благородно : подыскал вместе с генералом Епанчиным «порядочного жениха» и обеспечил достаточным приданым. Не только Тоцкий , но и Епанчин, и Ганя Иволгин считают, что поступают с Настасьей Филипповной «благородно». С их точки зрения, неблагородно и неблагодарно поступает она сама, не желая смириться с положением содержанки, отказаться от нелепых претензий героиня же сознает свое нравственное превосходство, она презирает мнимую порядочность людей «из общества», мечтает начать новую жизнь. Но тот обман, жертвой которого она стала в ранней юности, надломил ее душу. В героине живет постоянное сомнение в искренности людей. В этом образе ярко раскрывается и еще одно противоречие психологии «униженных и оскорбленных». Хотя князь Мышкин и говорит, что она «не виновата» в своей судьбе, но Настасья Филипповна убеждена в другом. Она потеряла веру в себя и «всею совестью своею верит, напротив, что она … виновна». В душе героини борются сознание своей нравственной чистоты и восприятие себя как существо погибшее, «самое порочное». Отсюда и насмешка над собственными страданиями. Настасья Филипповна отталкивает протянутую ей князем Мышкиным руку помощи, хотя и понимает, что он в нее «с одного взгляда поверил».  Принять предложение князя – для героини, значит, поверить не только в себя, но и в то, что в мире есть подлинная доброта, душевная красота, которых она ранее не встречала.  Боясь новых разочарований, Настасья Филипповна не находит в себе сил для этого. Отказывая Мышкину, героиня понимает, что его благородная жертва бессмысленна, что это не изменит ее судьбу. Она уходит с Рогожиным и … трагически погибает. Ф.М.Достоевский в образах князя Мышкина и Настасьи Филипповны противопоставляет друг другу два качества человеческой натуры, показывает борьбу гордости и смирения. По мысли автора, несчастье героини в том, что она «горда». Именно гордость мешает ей довериться князю, забыть свое прошлое, найти путь к новой жизни, «лучшему человеку». Все эти человеческие качества и создают обаятельный образ Настасьи Филипповны.

          Социальное положение героинь разное. «Некуда идти» Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое  для её честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью и бедной, нищенской настоящей. С этой героиней связана идея - вернее болезненная мания – самоутверждения. Чем безнадежнее её положение, тем безудержнее эта мания.

           Соня вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и её малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает её до символа всего страдания человеческого. Для Ф.М. Достоевского страдание сливается с любовью. Соня олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила её жизнь. 

          Дуня – Молодая провинциалка, которая тоже продает себя, разница лишь в том, что делает это под предлогом свадьбы (ради брата). Великую силу, высоту души Дуни показывает нам Достоевский. В эпизоде, когда Сведригайлов сначала уговаривает, потом умоляет, а под конец просто ее шантажирует. В ответ на его угрозу она достает револьвер, но не стреляет, а выбрасывает его. Героиня Достоевского, героиня русской литературы –русская женщина жертвой может стать, а палачом - нет.

            Настасья Филипповна хоть и живет в богатстве, но также продает себя Рогожину за сто тысяч. В романе все виноваты друг перед другом и подвергаются нравственному суду.

     Отмечена  некоторая закономерность в однообразии  зрительных образов Достоевского. Тоже однообразие отмечено в портретах героинь.

     В портретах героинь не отражается вся их сущность, а дается описание лишь первого впечатления, характерных  основных черт. У красавиц обычно сверкающие глаза. У Катерины Ивановны большие черные горящие глаза на бледном лице. Особо подчеркиваются глаза Сони и Дуни. У Настасьи Филипповны глаза «сверкали на толпу как раскаленные угли», у Аглаи глаза «сверкали ярким и сухим блеском».

           Описание Катерины Ивановны построено  на контрасте: «Ужасно похудевшая  женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными   темно-русыми волосами и… с раскрасневшимися до пятен щеками… с запекшимися губами…». Соня любит Катерину Ивановну! Именно Соня открывает ее лучшие качества: великодушие, нравственную чистоту, стремление к справедливости, бескорыстие, жертвенную любовь к детям, тонкий вкус и чувство красоты.

Информация о работе Героини Достоевского в произведениях «Преступление и наказание» и « Идиот»