Герменевтика заглавия в романе Евгения Гришковца «Асфальт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Целью исследования является прояснение смыслового потенциала заглавия, выявление смысловых связей заглавия с текстом.

Содержание

Введение
§ 1. Жизнь сквозь призму «системы»
§ 2. Образ дороги
§ 3. Образ города в противопоставлении образу провинции
§ 4. «Дорога» и дом
Заключение
Цитируемая литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 28.50 Кб (Скачать)

 Введение

 

   Творчество Евгения Валерьевича Гришковца популярно, однако  малоисследованно, в данной работе объектом исследования будет являться роман «Асфальт». В качестве предмета исследования выступает семантика заглавия. Выбор темы обусловлен тем, что заглавие, являясь первым смысловым компонентом текста, с которым сталкивается читатель, нуждается во внимательном изучении. Но его осмысление в литературном аспекте отстает от изученности в лингвистическом плане, то есть изучается как феномен текста, а не смысла. Заглавие необходимо рассмотреть в ракурсе герменефтики.

   Целью исследования является прояснение смылового потенциала заглавия, выявление смысловых связей заглавия с текстом.

   Заглавие – это текст о тексте, то есть искусство, направленное на искусство. Таким образом, само художественное произведение становится предметом озаглавливания.

   Название произведения  формирует горизонт читательского ожидания, оно нас интересует в аспекте рецептивном. Само заглавие является интерпритацией текста, это фактически единственное слово принадлежащее автору, взгляд автора, лежащий на поверхности художественного произведения. Автор, как писал Б.О. Корман, «носитель концепции всего художественного целого» [Корман 1986: 64], самая авторитетная смысловая инстанция, всепонимающий ум, творческая энергия, творец художественной формы. Но, создавая форму, он проводит границу между собой и формой, автор не может «войти» в художественное произведение, в технике озаглавливания мы имеем возможность наблюдать непосредственное выражение авторской позиции. Мы имеем дело с художестенно переработанным  материалом. Заглавие контекстуально, наполняется смыслом всего произведения. В художественном произведении конкретное индивидуальное возводится в ранг всеобщего, наполняется смыслом всего произведения, то есть каждый художественный образ контекстуален.

   Заглавие указывает  на авторский выбор. Образ «асфальта»  выдвигается на первый план. Наша  задача состоит в том, чтобы  выяснить, почему выбор Евгения  Гришковеца  пал именно на это слово, как этот выбор проявился в тексте, нужно выяснить авторские установки, увидеть, как развивается образ, проследить, как наполняется смыслом всего романа.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….. 1

§ 1. Жизнь сквозь призму «системы»…………………………………………………... 2

§ 2. Образ дороги……………………………………………………………………………3

§ 3. Образ города в противопоставлении образу провинции………………………..4

§ 4. «Дорога» и дом…………………………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………………………………………..6

Цитируемая литература……………………………………………………………………7

 

§1.Жизнь сквозь призму «системы».

 

   Сам асфальт представляется нам в качестве жесткой структуры, имеющей свой порядок, свои правила, свою систему. Главный герой также старается всю свою жизнь подогнать под систему, под некие правила, которые он сам для себя вывел. Воплощением такой ровной, четкой и правильной жизни для него является Европа, европейские люди, сам роман начинается именно с рассуждения о том, что «с какого-то момента его стали больше устраивать и даже радовать те люди, которые просто умели себя хорошо вести», «очень редкие у нас люди». Герой обсуждал со своими друзьями  летний отдых, который он предпочитал проводить отдыхая от людей среди людей, умеющих «хорошо себя вести». Там все так, «как надо». Он добился того, чтобы в его жизни было все «как надо», то есть жена, дети, друзья, работа.

   Для главного героя важна также как и «логическая точка дня» логическая точка явления, события, жизни, ему некомфортно без понимания причин того или иного явления, во всех событиях своей жизни стремится установить причинно-следственную взаимосвязь, невозможность объяснения, познания причин, вселяет в главного героя «ужас». Самоубийство близкого человека вызывает именно «душное ощущение горя и ужаса». Ценностно-определяющими понятиями в жизни героя являются - рациональность, ясность.

   Поступок Юли не мог найти место в системе, жизненной системе, от чего он ощущал беспокойство, становясь «растерянным и испуганным», теряя спокойствие и рациональность», потеря чувства надежности, его пугало ощущение тревоги. Это событие лишило его «гордого» спокойствия и «жизненной основы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Образ дороги.

   Жизнь героя непосредственно связанна с дорогой. Главный герой по имени Михаил занимается производством дорожных знаков, «делает такие серьезные и важные, федерального уровня, вещи, как организация условий безопасного дорожного движения». Он директор фирмы, все его время уходит на благо любимого  дела. Свою некогда любимую женщину он также встретил на приеме в мэрии Москвы, где собрали тех, «кто занимался столичными дорогами». Подарки, что дарили ему (например, запонки, подаренные Светланой), которые дарил он (придуманный им новый знак  «Бесконечности»), являлись частью его дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. «Дорога» и дом.

   В данном художественном произведении наблюдается противопоставление «дороги» и дома, работы и семьи. Главный герой очень мало времени и внимания уделяет своей семье, для него семья является тем, «что должно быть», мы не встретим в тексте описания веселых, гармоничных, по-настоящему семейных минут (он нехотя берется порисовать с дочерью, отвлекаясь на свои проблемы). Все его мысли заняты любимой работой, даже шалость в компании друзей имеет отношение к его работе, он придумал сам особенный знак, которым очень гордился (дарил всем в качестве подарка).

   Завершается роман тем, что герой начинает понимать, насколько важна в его жизни семья. Смерть близкой подруги в качестве встряски устоявшейся системы, натолкнула его на  переосмысление собственной жизненной позиции, жизни в целом. Не должно все подчиняться жестким правилам, не поддаются мир и люди, события такой «правильной системности», шаблону. Лишь в конце произведения происходит описание семейной жизни, домашнего уюта («дома было тепло, тихо и пахло его домом»), совместно с дочерью нарисованную лошадь решил поместить в кабинет на стену вместо знака «Бесконечность», что можно рассматривать как «символичный» итог всех потрясений – осознание важности дома, семьи наряду с рабочими проблемами и всего, что с ней может быть связано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Образ города в противопоставлении образу провинции.

   В произведении можно проследить противопоставление города и провинции: вспоминая о том, что он, «Миша из Архангельска…из Архангельска( повторяет он еще раз в своих рассуждениях)… И вот с ним работают серьезные мужики-чиновники, большие дядьки с большими званиями…жмут ему руку и сотрудничают с ним», что у него прекрасная жена, двое детей, удобная квартира и т. п. Он с удивлением думал: «И это он, Миша из Архангельска». Он боялся забыть о том, откуда он родом, иначе «радости будет меньше, а то и вовсе не будет». Вместе с тем, Архангельск был для него чем-то, что было уже давним и почти не настоящим.

   Юля в жизни главного героя сначала была «самым столичным явлением», затем с ее же помощью открыл для себя новую Москву, в которой жизнь может течь так же, как и в других городах, например в Архангельске, раньше ему казалось, что Москва – это то место, где непременно каждый день должно происходить что-то новое, то есть не то, что было на его родине, он не мог предположить раньше, что уже знакомая ему жизнь может протекать и в столице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   В художественном произведении Евгения Валерьевича Гришковца заглавие в качестве художественного образа наполняется смыслом всего художественного произведения. Жесткая структура асфальта соотносима с образом жизни главного героя, стремящегося систематизировать и подчинить правилам собственную жизнь в целом. Образ развивается последовательно, через роль дороги в жизни героя, противопоставление дома и дороги, города и провинции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список цитируемой литературы:

Корман, Б. О. Практикум по изучению текста литературного произведения / Б. О. Корман – М., 1986.

 

 

 

 

 

 

Герменевтика заглавия в  романе Евгения Гришковца «Асфальт»

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Герменевтика заглавия в романе Евгения Гришковца «Асфальт»