Географические символы в пьесах Чехова

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:02, доклад

Описание работы

Символика в произведениях может быть связана не только с образами природы или деталями. Символичным может стать название города или населенного пункта. Такие образы являются географическими символами.

Работа содержит 1 файл

Москва в трех сестрах.docx

— 15.19 Кб (Скачать)

4. Географические  символы в пьесах Чехова

Символика в  произведениях может быть связана  не только с образами природы или  деталями. Символичным может стать  название города или населенного  пункта. Такие образы являются географическими  символами.

4.1 Символ Москвы  как центральный образ пьесы  «Три сестры»

Символ Москвы в пьесе А.П. Чехова «Три сестры»  является одним из самых сложных. Он объединяет вокруг себя основных героев произведения – сестер Прозоровых, Вершинина. С этим символом мы встречаемся уже в самом начале пьесы:

«Ольга. Скорее в Москву» [535].

Фраза «В Москву»  звучит на протяжении всей пьесы. Именно с немотивированностью данного мотива связаны споры, разгоревшиеся вокруг пьесы, сразу после первой ее постановки на сцене Московского художественного театра.

Венгерский чеховед Золтан Хайнади обозначает Москву как «локус воспоминания о потерянном рае»[79]. Самые светлые воспоминания связывают сестер с этим городом, даже день отъезда в провинцию – солнечный:

«Ольга. Отец получил  бригаду и выехал с нами из Москвы одиннадцать лет назад, и, я отлично  помню, в начале мая, вот в эту  пору в Москве уже все в цвету, тепло, все залито солнцем» [534].

Кроме того, для  сестер Прозоровых Москва ассоциируется с конкретными местами (Старой Басманной улицей, Новодевичьим кладбищем):

«Ирина. Думаем, к осени уже будем там. Наш  родной город, мы родились там… На Старой Басманной улице…» [541];

«Ирина. Мама в  Москве погребена.

Ольга. В Ново-Девичьем…» [542].

Для Чехова важно  показать в самом начале пьесы, что  Москва – это реальный город, со своими улицами, кладбищами. Реальность города также подчеркивается упоминанием  Вершининым Немецкой улицы и Красных казарм. Эту Москву с восторгом вспоминают сестры.

Именно с Москвой  связывают Прозоровы и свои надежды на будущее. Сестры постоянно говорят об этом, страстно стремятся в Москву, но не едут туда, хотя ничто вроде их в этом не сдерживает. Автор же не дает никакого объяснения. Причина, сдерживающая сестер в провинции, не известна, и автор не пытается ее установить. Л.В. Выготский в своей книге «Психология искусства» расценивает пьесу «Три сестры» как «драму железнодорожного билета»[80].

Один из современных  Чехову критиков объяснение того, что  сестры не уезжают в Москву видит  в следующем: «ведь это не станция  Москва-пассажирская или Москва-товарная. Это – Москва-символическая... На такую станцию еще билетов не продают...»[81]. Золтан Хайнади развивает эту мысль: «Москва — центр не эмпирической Вселенной, куда стремятся сестры, а эстетической, о которой они мечтают. Москва в сознании героев вырисовывается не просто как прагматическая ценность (Wert), а как желанная ценность (Wunchenwert)»[82].

На протяжении все пьесы отношение сестер к  Москве как символу счастья меняется. В самом начале переезд в Москву для сестер – дело решенное («думаем, к осени уже будем там» [541]). Но по ходу пьесы атмосфера непринужденности начинает заменяться ощущением тревоги, скуки. Столица теперь для них  избавление – от тоски:

«Ирина (оставшись  одна, тоскует). В Москву! В Москву! В Москву!» [570].

В третьем действии усиливается ощущение безысходности. Ирина предполагает, что они никогда  не переедут в Москву: «Я вижу, что  не уедем» [580]. При этом, желание уехать жить в столицу крепнет.

В четвертом  действии Ольга становиться начальницей  гимназии: «Все делается не по-нашему. Я не хотела быть начальницей, и все-таки сделалась ею. В Москве, значит, не быть…» [597]. Ирина решила – «если  мне не суждено быть в Москве, то так тому и быть» [589] – принять  предложение Тузенбаха, и уехать, но барон погибает на дуэли, Ирина остается. Планы сестер рушатся. Но для сестер Москва остается символом всего светлого и радостного посреди обыденной жизни.

Совсем по-другому  воспринимает Москву подполковник, батарейный командир Александр Игнатьевич Вершинин. Для него Москва не представляет собой ничего особенного, он относится к ней так же, как и к другим городам.

Он жил на Старой Басманной, недалеко от Прозоровых, Потом переехал на Немецкую улицу, с Немецкой улицы хаживал в Красные казармы. Для Вершинина Москва не представляет собой ничего особенного: «Так же и вы, не будете замечать Москвы, когда будете жить в ней» [563].

Наоборот, высказывая свое отношение к Москве, Вершинин, в отличие от сестер, противопоставляет покой маленького городка столичной суете: «Там по пути угрюмый мост, под мостом вода шумит. Одинокому становится грустно на душе. (Пауза.) А здесь какая широкая, какая богатая река! Чудесная река!» [542].

Так, по мнению О. Подольской, «возникает противоречивое отношение героев к центру и провинции, в котором прослеживаются и взгляды  самого автора на эту проблему»[83]. Центр, столица – это духовный, культурный центр. Это возможность деятельности, реализации своих творческих возможностей. И такому пониманию центра противостоит скука, обыденность, серость провинциальной жизни. Для сестер Москва, очевидно, видится именно с позиций такого противопоставления.

Информация о работе Географические символы в пьесах Чехова