Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа
Французский романтизм, возникший на родине буржуазной революции конца XVIII века, был, естественно, более отчетливо связан с политической борьбой эпохи, чем романтическое движение других стран. Деятели французского романтизма проявляли разные политические симпатии и примыкали либо к лагерю уходящего в прошлое дворянства, либо к прогрессивным идеям своего времени, но все они не принимали нового буржуазного общества, чутко ощущали его враждебность полноценной человеческой личности и противопоставляли его бездуховной меркантильности идеал красоты и свободы духа, для которого не было места в действительности.
Французский романтизм, возникший на родине буржуазной революции конца XVIII века, был, естественно, более отчетливо связан с политической борьбой эпохи, чем романтическое движение других стран. Деятели французского романтизма проявляли разные политические симпатии и примыкали либо к лагерю уходящего в прошлое дворянства, либо к прогрессивным идеям своего времени, но все они не принимали нового буржуазного общества, чутко ощущали его враждебность полноценной человеческой личности и противопоставляли его бездуховной меркантильности идеал красоты и свободы духа, для которого не было места в действительности.
Французский романтизм развивался в первое тридцатилетие XIX века. Первый этап его совпал с периодом Консульства и Первой империи (приблизительно 1801 —1815 годы); в это время романтическая эстетика только формировалась, выступили первые писатели нового направления: Шатобриан, Жермена де Сталь, Бенжамен Констан.
Второй этап начался в период Реставрации (1815—1830), когда рухнула наполеоновская империя и во Францию, в обозе иностранных интервентов, вернулись короли династии Бурбонов, родственники свергнутого революцией Людовика XVI. В этот период окончательно складывается романтическая школа, появляются главные эстетические манифесты романтизма и происходит бурный расцвет романтической литературы всех жанров: лирики, исторического романа, драмы, выступают крупнейшие писатели- романтики, такие, как Ламартин, Нерваль, Виньи, Гюго.
Третий этап падает на годы Июльской монархии (1830—1848), когда окончательно утвердилось господство финансовой буржуазии, происходят первые республиканские восстания и первые выступления рабочих в Лионе и Париже, распространяются идеи утопического социализма. В это время перед романтиками: Виктором Гюго, Жорж Санд — встают новые социальные вопросы, как и перед творившими в те же годы великими реалистами, Стендалем и Бальзаком, и наряду с романтической поэзией возникает новый жанр романтического, социального романа.
Во Франции,
как и в Англии, романтизм не был единым
направлением: в самом начале XIX века выступили
реакционные романтики, объявившие поход
против революции и просветителей; несколько
позже, перед Июльской революцией, в литературную
борьбу вступили представители прогрессивного
романтизма, нанесшие в эти годы сокрушительный
удар реакционному искусству эпохи Реставрации.
Исторические события во
Франции этих лет были очень бурными и
напряженными. Только что закончилась
первая французская буржуазная революция.
Новый общественно-политический строй
в основном уже сложился, но яростное сопротивление
вра-гов революции далеко еще не было сломлено.
Борьба передовых и консервативных
сил французского общества нашла яркое
отражение в литературной жизни страны.
В первые же годы XIX века во Франции начинает
свою деятельность ряд публицистов, философов,
писателей, задача которых сводилась к
ниспровержению идей революции и Просвещения.
Эти философы и писатели последовательно
отрицали все идеи просветителей. Они
считали разум источником всяческого
зла, предлагали восстановить в правах
веру, религию, церковь, отвергали идеи
веротерпимости и свободы совести, за
которые боролись просветители, требовали
восстановления единой католической церкви
с ее главой — папой. Наконец, они отвергли
принцип народовластия, призывая к возвращению
феодальной монархии.
Исторические потрясения всеевропейского масштаба, произошедшие на глазах одного поколения, естественно приковывали внимание французских романтиков к истории и наталкивали на исторические обобщения и сопоставления с современностью. В прошлом искали ключ к сегодняшнему дню. В период Реставрации происходит бурный расцвет всех исторических жанров. Появляется больше ста исторических романов, одна за другой выходят исторические драмы, образы прошлого и размышления на исторические темы проникают в поэзию, в живопись («Смерть Сарданапала» Э. Делакруа, 1827), в музыку (оперы Россини и Мейербера). Выступает ряд ученых историков (Огюстен Тьерри, Франсуа Гизо и др.), которые выдвигают в своих трудах идею непрерывного развития человечества.
В отличие от просветителей
историки времен Реставрации опирались
не на неподвижные понятия добра
и зла, а на идею исторической закономерности.
Исторический процесс для них
имеет нравственный смысл, состоящий
в постепенном
Решающее влияние на историческую мысль во Франции оказало творчество Вальтера Скотта, которое стало известно здесь с 1816 года. Главное открытие английского романиста состояло в установлении зависимости человека от породившей и окружающей его социально-исторической среды. По словам Белинского, «Вальтер Скотт своими романами решил задачу связи исторической жизни с частного». Это оказалось чрезвычайно плодотворно для французской литературы, так как открывало пути сочетания художественного вымысла с правдой истории. В центре произведений французских романтиков стоят обычно рядом с историческими лицами вымышленные герои, на которых сосредоточен главный интерес, и наряду с подлинными историческими событиями изображаются события жизни вымышленных персонажей, которая, однако, всегда связана с общенациональной жизнью. Новым по сравнению с Вальтером Скоттом было то, что в исторических романах французских романтиков существенную роль играла романтическая любовная страсть.
От Вальтера Скотта
восприняли французские романтики
понятие эпохи как некоего
социально-политического и
В исторических сочинениях романтиков эпоха представала не в статике, а в борьбе, движении, они стремились разобраться В существе исторических конфликтов — причинах этого движения. Недавние бурные события делали для них совершенно ясным, что активной силой истории являются народные массы; история в их понимании и есть жизнь народа, а не отдельных выдающихся деятелей. Народные персонажи, массовые народные сцены имеются почти в каждом историческом романе, а в драмах присутствие народа, хотя бы и за кулисами, нередко определяет развязку (как в драме В. Гюго «Мария Тюдор», 1833).
Виктор Мари Гюго (1802-1885) «Мушкетёры» (1845) «Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции» (1831)
Александр Дюма (1802-1870) «Генрих III и его двор» (1829) «Антони» (1831), «Нельская башня» (1832)
Франсуа-Рене де Шатобриан (1768—1848) Литературная известность Шатобриана основывается на двух небольших повестях «Атала» (1801) и «Рене» (отдельное издание, 1805)
Бенжамен Констан(1767—1830) «Адольф»
Альфредом де Мюссе (1810— 1857) «Исповедь сына века»
Жермена де Сталь (1767— 1816) «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия» (1807)
Альфреда де Виньи (1797—1863) «Сен-Мар» (1826)
Аврора Дюдеван (1804—1876), известная всему миру под именем Жорж Санд «Индиана» (1832)