Формирование толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 105.77 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика ребенка младшего  школьного возраста

1.2 Анализ понятия «толерантность»  в научной литературе

1.3 Направления воспитания  толерантности у младших школьников  в школе

Глава 2. Опытно-поисковая  работа по воспитанию толерантности  у младших школьников на примере  МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга

.1 Анализ деятельности  МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию  толерантности у младших школьников  в 168 школе

2.2 Диагностика уровня  толерантности у младших школьников

2.3 Комплекс мероприятий  по воспитанию толерантности  у младших школьников

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

За последние десятилетия  Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все  большее распространение в детской  среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение  детей, семью все чаще проникают  и в школу. При этом следует  учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Развитие толерантности  является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать  с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном  мире, способна смело разрабатывать  собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой  и обществом в целом. Толерантность  необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.

На сегодняшний день постановка проблемы развития толерантности в  условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную  и политическую значимость. Только толерантная личность, способная  конструктивно разрешать конфликты, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные  стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор  и нести за него ответственность. Практическая подготовленность ребенка  состоит в приобретении умений и  навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в  нравственном поведении, уверенности  в своих возможностях.

Начинать воспитание качеств  толерантной личности нужно как  можно раньше. Дети копируют поведение  близких им людей, в первую очередь  родителей. Именно в семье закладывается  такое качество, как толерантность  личности. При этом в общеобразовательном  учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.

Тема курсовой работы «Воспитание  толерантности у младших школьников в ОУ».

Объект исследования: процесс  воспитания толерантности у младших  школьников в ОУ.

Предмет исследования: содержание воспитания толерантности у младших  школьников в ОУ.

Цель исследования: разработать  комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

Задачи исследования:

) рассмотреть психолого-педагогическую  характеристику младших школьников;

) проанализировать понятие  «толерантность» в научной литературе;

) выделить направления  воспитания толерантности у младших  школьников в школе;

) проанализировать деятельность  МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию  толерантности у младших школьников;

) провести первичную диагностику  уровня толерантности у младших  школьников.

) частично апробировать  комплекс мероприятий по воспитанию  толерантности у младших школьников.

Методы исследования: теоретические  методы: анализ, синтез; эмпирические: анкетирование.

База исследования: экспериментальная  работа осуществлялась на базе МБОУ - СОШ  №168 г. Екатеринбурга.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников

 

.1 Психолого-педагогическая  характеристика ребенка младшего  школьного возраста

 

В современной системе  воспитания младший школьный возраст  охватывает период жизни ребенка  от 7 до 10 - 11 лет (I - IV классы школы).

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в школе[2,14].

Начало обучения в школе  ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом  и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими  людьми. Безусловный авторитет взрослого  постепенно утрачивается и к концу  младшего школьного возраста все  большее значение для ребенка  начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества[5].

Ведущей в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики  детей на данном возрастном этапе. В  рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает  того, что младший школьник активно  включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения[1,2].

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр  сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются  навыки переключения и распределения. К 9 - 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает  черты произвольности, становясь  сознательно регулируемой и опосредованной[7].

Неумение преодолеть возникающие  трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся младшего школьного  возраста начинают использовать различные  неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи  называют «обходными путями», к их числу  относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети младшего школьного возраста воспроизводят  текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся младшего школьного возраста с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д. Отмеченные особенности мыслительной деятельности, являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся младшего школьного возраста[1].

В этом возрасте происходит появление и другого важного  новообразования - произвольного поведения. Ребенок младшего школьного возраста становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения  лежат нравственные мотивы, формирующиеся  в этом возрасте. Ребенок младшего школьного возраста впитывает в  себя моральные ценности, старается  следовать определенным правилам и  законам. Часто это связано с  эгоистическими мотивами, и желаниями  быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так  или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием у младших  школьников произвольного поведения  тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия[1].

Ребенок младшего школьного  возраста способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов  и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим  образом. Появляется смысло-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок младшего школьного возраста способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах[1,5].

Младший школьник начинает активно  размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок  младшего школьно возраста не такой, как внутренне. Именно эти изменения  в личности ребенка младшего школьно  возраста часто приводят к выплескам  эмоций на взрослых, желаниям сделать  то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется  в первую очередь в нарушении  психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения[5,7].

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов  играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его  отношения с учениками. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни  ребенка младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи[9].

В сознании ребенка младшего школьного возраста закладываются  определенные нравственные идеалы, образцы  поведения. Ребенок младшего школьного  возраста начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы  становление личности ребенка младшего школьного возраста шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка младшего школьного возраста определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка младшего школьного возраста расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассникам[9].

Именно в этом возрасте ребенок младшего школьного возраста переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том  числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети младшего школьного возраста находят  новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в  этой группе, подчиняясь законам и  правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству  среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети младшего школьного  возраста учатся умению приобретать  друзей и находить общий язык с  разными детьми[1].

Дети младшего школьного  возраста стремятся к совершенствованию  навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся  в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

Способность к сопереживанию  получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок  младшего школьного возраста участвует  в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими  детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности  и качества[5].

Полноценное проживание этого  возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного  субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для  раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Основы многих психических  качеств личности закладываются  и культивируются в младшем школьном возрасте[7].

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной  системы. По данным физиологов, к 7 годам  кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.

Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие  школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем  школьном возрасте отмечается неравномерность  психофизиологического развития у  разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и  девочек: девочки по-прежнему опережают  мальчиков[9].

Информация о работе Формирование толерантности