Формирование интереса школьников к детской зарубежной литературе у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

школьников.
Целью нашего исследования является выявление и закрепление факторов возникновения интереса к чтению зарубежной литературы у детей младшего школьного возраста. В соответствии с выделенной целью ставим следующие задачи:
1. Выявить интерес школьников к зарубежной литературе, закрепить достигнутые результаты, приобщить ребенка к самостоятельному процессу познания посредством читательской деятельности.
2. Изучив особенности читателя младшего школьного возраста, выявить наличие читательского опыта ребенка на начальном этапе обучения.
3. Изучив формы работы опытных педагогов с детьми младшего возраста, выработать наиболее приемлемые формы и методы работы для выявления и закрепления читательского интереса ребенка к зарубежной литературе.
4. Выявить межпредметные связи в проведении уроков по литературному чтению; выявить взаимосвязь русской и зарубежной литературы, используя это для закрепления интереса учащихся к чтению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I
1.1. Интерес как форма проявления познавательной потребности младших школьников……………………………………………………………….…5
1.2. Возрастные психологические особенности ребенка как читателя………8
Глава II
2.1. Приобщение учащихся начальной школы к богатству мировой художественной литератур в начальном школьном курсе литературного чтения………………………………………………………………………………11
2.2. Взаимосвязь отечественной и зарубежной литератур в начальном школьном курсе обучения………………………………………………………...12
2.3. Межпредметные связи на уроках литературного чтения для формирования интереса к зарубежной литературе……………………………...15
2.4. Формы уроков, формирующие интерес учащихся к изучению зарубежной детской литературе…………………………………..………………17
Заключение………………………………………………………………………....21
Список использованной литературы……………………………………………...23
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Формирование интереса к детской зарубежной литературе у детей младшего школьного возраста.docx

— 80.59 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР

 

БОУ СПО УР «САРАПУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДЕТСКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Мерзлякова Мария Андреевна

                                                                                   

                                                   Специальность: 05146 «Преподавание в  начальных классах»

 

                                                                                                    Курс 3                  Группа 312

 

                                                                                                        Форма обучения: очная

                                     

                                                                              Руководство: Моисеева Надежда  Николаевна

 

 

 

 

 

 

2012г.

План

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I

    1. Интерес как форма проявления познавательной потребности младших школьников……………………………………………………………….…5

    1. Возрастные психологические особенности ребенка как читателя………8

Глава II

2.1.     Приобщение учащихся начальной  школы к богатству мировой  художественной литератур в начальном  школьном курсе литературного  чтения………………………………………………………………………………11

2.2.      Взаимосвязь отечественной и  зарубежной литератур в начальном  школьном курсе обучения………………………………………………………...12

2.3.       Межпредметные связи на уроках  литературного чтения для формирования  интереса к зарубежной литературе……………………………...15

2.4.      Формы уроков, формирующие интерес учащихся к изучению зарубежной детской литературе…………………………………..………………17

Заключение………………………………………………………………………....21

Список использованной литературы……………………………………………...23

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследования  последних лет свидетельствуют  о резком снижении интереса к чтению литературы в обществе в целом, и  у детей в частности.

Не зная отечественной литературы, невозможно вникнуть в суть зарубежной литературы, мы провели связь русской и  зарубежной детской литературы. Связующим  звеном в этой цепи, без сомнения, является слово. В данном исследовании мы представляем формы и методы работы с детьми младшего школьного возраста. По нашему мнению, литературный ринг, викторина  по зарубежной литературе, различные  работы, развивающие детское творчество, и станут теми превалирующими формами  в приобщении учащихся к Великому русскому слову (поскольку объединяющим началом в изучении отечественных  и зарубежных произведений является русская речь).

Перед учителем начальной школы, как никогда  раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к  нему вкус.

Современная школа переживает нелегкие времена. Развитие техники отнюдь не лучший помощник в литературном чтении. Но книга – это то, что является незыблемым, вечным.

Как сформировать интерес к чтению, как его поддерживать – задача современного учителя.

Ведь  именно учитель часто стоит у  истоков зарождения интереса к этому  виду деятельности. Защитить детское  чтение – значит одновременно поддержать и литературу, потому что, какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая изучается в  школе), если она не читается, она  теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной.

Данная  работа посвящена одной из важнейших  в современной школе проблем, проблеме воспитания интереса к зарубежной литературе у детей младшего возраста.

Актуальность  проблемы определяется тем, что от успешности реализации поставленных педагогических задач зависит успешность образовательной  деятельности, а в дальнейшем и  всей жизни ребенка. Каждый педагог  ответственен за поставленную перед  школой задачу – воспитание духовно  развитой личности. Высокая цель требует  соответствующего к себе отношения.

   Объектом исследования являются условия возникновения интереса у детей к чтению детских зарубежных произведений, особенности  читателя младшего школьного возраста и, в конечном итоге, выработка у них стойкого читательского интереса.

Предметом исследования являются методы и формы уроков, влияющие на развитие интереса к чтению зарубежной  детской литературы у младших школьников.

Целью нашего исследования является выявление и  закрепление факторов возникновения  интереса к чтению зарубежной литературы у детей младшего школьного возраста. В соответствии с выделенной целью  ставим следующие задачи:

  1. Выявить интерес школьников к зарубежной литературе, закрепить достигнутые результаты, приобщить ребенка к самостоятельному процессу познания посредством читательской деятельности.
  2. Изучив особенности читателя младшего школьного возраста, выявить наличие читательского опыта ребенка на начальном этапе обучения.
  3. Изучив формы работы опытных педагогов с детьми младшего возраста, выработать наиболее приемлемые формы и методы работы для выявления и закрепления читательского интереса ребенка к зарубежной литературе.
  4. Выявить межпредметные связи в проведении уроков по литературному чтению; выявить взаимосвязь русской и зарубежной литературы,  используя это для закрепления интереса учащихся к чтению.

 

Глава I.

    1. Интерес как форма проявления познавательной потребности младших школьников.

Интерес − форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более  полному и глубокому отражению  действительности. [17;45]

«Под  познавательным интересом различные  его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный  характер которой выражается в той  или иной предметной области» –  писал С.Л. Рубинштейн -  российский психолог и философ.[19;265]

Познавательный  интерес, с точки зрения Ф.Н. Гоноболина, отечественного психолога, есть «стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления».[19;266]

По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.[21;47]

И.Ф. Харламов (ученый в области педагогики) видит познавательный интерес как «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер».

  Разные ученые определяют познавательный интерес с различных позиций, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая. Каждый из них говорит о преобладании положительных эмоций к деятельности, о мотивации к ней, потребности познать предметы и явления окружающего мира.

Для более  глубокого изучения интереса как  формы проявления познавательной потребности  рассмотрим этапы формирования интереса к чтению, предоставив их в виде схемы.

 

Этапы формирования интереса к чтению

Любопытство – элементарная стадия познавательного  интереса. Оно обусловлено чисто  внешними обстоятельствами, привлекающими  внимание человека. На этой стадии отсутствует  подлинное стремление к познанию, но любопытство может быть его  начальным толчком. Человек при  этом является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство есть реакция  на изменение обстановки, на появление  нового в окружающем мире.

Интерес этого уровня – поверхностный, фрагментарный, ситуативный, связанный с переживанием своего отношения к предмету в  данный момент.

Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, когда вступающему  в жизнь человеку интересно все. Но интерес этот неглубок. В подростковом возрасте любопытство не исчезает совсем. Оно приобретает другую форму: поле его действия суживается, появляется более высокий уровень познавательного  интереса – любознательность.

Такой интерес  не угасает с окончанием той или  иной ситуации, он заставляет все глубже погружаться в интересующую деятельность. Привлекательной для ученика  становится сама деятельность. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей самостоятельной работы. Ученик становится субъектом деятельности. А познавательный интерес с уровня любознательности переходит на более высокий уровень собственного познавательного интереса.

Под самостоятельной  творческой поисковой деятельностью  понимают такой уровень познавательного  интереса, когда ученик стремится  осуществить самостоятельный поиск  произведений особой темы чтения. Это, в основном, узкий интерес к  определенной отрасли знаний, переходящий  в профессиональный интерес.

У младших  школьников познавательный интерес  имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям.

Познавательный  интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности – является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного  интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный  процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается  в постоянном стимулировании его  деятельности.

Интерес тесно связан с эмоциональной  жизнью человека. Невозможность удовлетворить  какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.

Развитие  познавательного интереса способствует росту сознательного отношения  к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно  их регулировать.

Задача  формирования познавательных интересов  младших школьников очень актуальна  для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить  ученику стремление к постоянному  пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии познавательного интереса − важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема формирования и развития познавательного интереса является необходимым компонентом разработки таких проблем, как совершенствование организации урока и внеклассных мероприятий, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.

Психологами и педагогами описаны общие закономерности возникновения и проявления интереса школьников в обучении:

1. Зависимость  интересов учеников от уровня  и качества знаний, сформированности  способов умственной деятельности. Понимать эту зависимость следует  так, что чем больше знаний  у ученика имеется по определенному  предмету, тем выше его интерес  к этому предмету, и наоборот.

2. Зависимость  интересов школьников от отношения  к учителям. С интересом учатся  у тех педагогов, которых любят  и уважают. Сначала интересным  становится педагог, а потом  его наука.

Следует отметить, что указанные закономерности специалистами обозначены именно как  общие, то есть относящиеся к различным  интересам учащихся.

Для создания, поддержания и развития познавательного  интереса младшего школьника принципиально  важно, чтобы на каждом уроке ребёнок  переживал радость открытия, чтобы  у него формировалась вера в свои силы. Познавательный интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка, а, значит, и качество работы учителя.

    1. Возрастные психологические особенности ребенка как читателя

Информация о работе Формирование интереса школьников к детской зарубежной литературе у детей младшего школьного возраста