Формирование читательских умений учеников-читателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Очевидно, что усилия педагогов и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Все больше и больше современных методистов приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений школьника.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

 

 

Факультет филологический

 

Кафедра литературы

 

 

 

Тема:

«Формирование читательских умений учеников-читателей»

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки литературы становятся для них скучными?» – задается вопросом один из ведущих современных методистов М. И. Оморокова и совершенно точно определяет причины этого печального явления: «…общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения.

Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучению чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников».

Как же сделать так, чтобы  ребенок с помощью учителя  смог раскрыть для себя все богатства  литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждения от встречи с мудрыми и веселыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели – великие мыслители и гуманисты?

Очевидно, что усилия педагогов и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Все больше и больше современных методистов приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений школьника.

Термин «читательские  умения» используется методистами  в двух смыслах. Во-первых, в широком  смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника, как на уроках литературы, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного, речевые, а также библиографические умения. В узком смысле это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения. Именно в этом смысле мы и будем использовать термин «читательские умения».

Какие же специфические читательские умения необходимы для полноценной деятельности настоящего читателя?

Каждая программа по литературному образованию школьников заканчивается перечнем тех умений, которыми должен овладеть учащийся при работе с художественным текстом. При этом методисты зачастую не разграничивают общечитательские умения, необходимые для восприятия и понимания любого текста (научного, делового, публицистического и в том числе художественного), и специфические умения, которые нужны для полноценного восприятия художественного текста. В перечень умений включаются, например: умение различать жанры литературы, умение характеризовать персонажа, умение делить текст на части и пересказывать его и т.д. Все это затрудняет как работу педагога-практика, так процесс формирования квалифицированного читателя школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «читательские  умения» и их формирование у школьников в методической литературе

 

Читательские умения - это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Современное литературоведение  рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное, произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

Рассмотрим частные  читательские умения.

1. Умение воспринимать  изобразительно - выразительные средства  языка в соответствии с их  функцией в художественном произведении.

Основой для верного  восприятия и оценки изобразительно - выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

2. Умение воссоздавать  в воображении картины жизни,  изображенные писателем.

Данное умение впервые  было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.

3. Умение устанавливать  причинно - следственные связи, видеть  логику развития действия в  эпическом произведении, динамику  эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка  персонажей, порядок сообщения о  ходе событий, смена приемов повествования». Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами - вступлением, завязкой, развитием действия, заключением - и их ролью в раскрытии идеи.

4. Умение целостно  воспринимать образ - персонаж  в эпосе, образ - переживание  в лирике, характер в драме  как элементы, служащие для раскрытия  идеи.

В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого - либо вопроса.

5. Умение видеть авторскую  позицию во всех элементах художественного произведения.

Данное умение можно  рассматривать как составную  часть каждого из перечисленных  выше умений, но в учебных целях  его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой  ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.

6. Умение осваивать  художественную идею произведения.

Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено  тем, что освоение идеи - это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.

В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно  обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно - выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа - персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Овладение полноценным  навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Таким образом, читательские умения - это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых  приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются  одновременно при обращении к  каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы формирования читательских умений у школьников

 

Формироваться умения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определение авторской позиции, установление связи между всеми элементами произведения, определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения).

Мы использовали приём словесного рисования применительно к поэтическому произведению.

А. Твардовский

Лес осенью

Меж редеющих верхушек

И, хвостом мелькая, белка

Показалась синева.

Лёгкий делает прыжок.

Зашумела у опушек

Стала ель в лесу заметней -

Ярко-жёлтая листва.

Бережёт густую тень.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Подосиновик последний 

Обломившийся сучок,

Сдвинул шапку набекрень.

Словесное рисование  данного произведения направлено на построение композиции рисунка по следующим  вопросам:

1) Что нарисуем на  первом плане?

В данном случае на первом плане можно изобразить редеющий край леса, т.е. несколько деревьев в  ярко-жёлтой листве, над которыми виднеется  голубое небо.

2) Как об этом сказано  у автора?

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

3) Что нужно изобразить  неподалёку?

Можно изобразить небольшую  ель, стоящую рядом с деревьями. Она будет ещё больше подчёркивать осенний пейзаж.

Стала ель в лесу заметней -

Бережёт густую тень.

4) Что мы ещё не  нарисовали?

Белку, прыгающую с дерева на дерево, подосиновик под одним из деревьев.

Следующим этапом является подбор цветового решения. При этом очень важно уделить внимание не столько цвету каждого элемента картины, сколько её общему колориту, выражающему настроение поэта. В  иллюстрации к данному стихотворению нужно показать, с одной стороны, контраст ярко-жёлтой листвы с густой зеленью ели и синевой неба, и этим подчеркнуть красоту осеннего пейзажа, а с другой стороны - осеннюю тишину.

В заключение можно предложить для обсуждения следующие вопросы:

1) Каким увидел поэт  осенний лес?

2) С каким чувством  он описывает его?

3) Какие слова подсказывают  нам это? 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Развитие ученика-читателя  — ключевая проблема литературного  образования школьников, которая  тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя. Проблема изучения читателя закономерно рассматривается в методических и психологических работах (Л. Г. Жабицкая, Н. Д. Молдавская, В. Г. Маранцман, О. И. Никифорова, О. Ю. Богданова, Л. И. Коновалова, В. Ф. Чертов, Е. И. Целикова, Г. Л. Ачкасова и др.).

      В настоящее  время, благодаря концепции литературного  развития В. Г. Маранцмана и  его научной школы (Л. И. Коновалова, Г. Л. Ачкасова, Е. И. Целикова, Л. В. Шамрей и др.) многое известно о школьнике как читателе, о его читательской деятельности, о возрастных особенностях восприятия им произведений разных литературных родов и жанров.

Восприятие читателем-школьником художественного произведения - сложный творческий процесс, обусловленный жизненным, эстетическим и эмоциональным опытом ученика. Проблема восприятия не должна решаться изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к искусству, к действительности, формирования его личности, духовного мира. Читательские интересы в значительной мере определяют личность человека. Лишь зная духовные запросы и уровень эстетического восприятия художественного произведения школьниками разных возрастов, можно создать педагогически оправданную систему рекомендаций.

Информация о работе Формирование читательских умений учеников-читателей