Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:54, реферат
Цель нашей работы - показать близость сказок - повестей Василия Макаровича Шукшина и русских народных сказок. Основные выводы, изложенные в работе, были сделаны на основе сопоставления русских народных сказок и сказок-повестей Шукшина «До третьих петухов», «Точка зрения», «Энергичные люди» и краткого анализа данных произведений с точки зрения их структуры, особенностей сюжета, выразительных средств языка, свойственных этому жанру, идейно-нравственного содержания.
Шукшинские повести-сказки являются олицетворением современной жизни людей начала 60-70-х. Раскрывая образы своих персонажей, писатель затрагивает тему обывателей, приспособленцев, чья душа, по собственному определению Шукшина, «мечется и тоскует, если она не возликовала никогда, не вскрикнула в восторге, толкнув нас на подвиг, если не жила она никогда полной жизнью, не любила, не горела», это тема является актуальной и для нашего времени ( повесть «Энергичные люди»). Эту же тему мы можем наблюдать и в русских народных сказках (« Заколдованная королевна»), что ещё раз подчеркивает их сходство.
Наиболее часто употребляемым приёмом является использование устойчивых эпитетов. В русских народных сказках эпитеты согласуются посредством просторечий, литературных слов: чугунная доска, богатырские доспехи, великая жажда. У Шукшина сказочный и современный мир постоянно перекликаются, поэтому многие эпитеты составлены посредством современных слов, которые так же используются и в разговорной речи. Так в повести-сказки «До третьих петухов» мы видим такие эпитеты, как: канцелярский облик, талантливый парень, большая печка, русский дух, глупая голова, изба хорошая, очи черные, и так далее.
В повести-сказке «Точке зрения» : взъерошенный зять, свинцовые мерзости, волшебный мир и так далее.
В повести «Энергичные люди»: хорошие деньги, волшебные песенки, деловое письмо и так далее.
Таким образом, использование устойчивых эпитетов В. М. Шукшиным, добавили в его произведения некий колорит, окрашивающий ту или иную ситуацию в нужный цвет.
В русских народных сказках часто используется гипербола. Например, в русской народной сказке: «О молодильных яблоках и живой воде» Иван-Царевич в десять лет стал проситься у отца поездить по чужой стороне и, получив согласие, пошёл выбирать лошадей в конюшне.
И у Шукшина в «Точке зрения» Некто превращается в свирепого, разъярённого Малютку Скуратова. В «До третьих петухов» Иван грозится устроить такой лангет, что кому-то не поздоровиться.
-Я счас такой лангет покажу!.. - взорвался от страха Иван. - Такой лангет устрою, что кое-кому тут не поздоровиться.
К традиционным средствам волшебной сказки относится употребление: синонимов, антонимов. В русской народной сказке «Заколдованная королева»:
-Не бросай меня, товарищ, друг, не покинь».30
В «Точке зрения»
-Вы юрист?
-Я так сказать антиюрист.- Я филолог….
В «Энергичных людях»: … «Курносый всерьез заплакал и замотал головой.
-Полянки…Простор…земля…»31
Использование разнообразных сравнений. В русской народной сказке «Белая уточка»:
-Плыви ты, - говорит, белой уточкой!..32
-Что жизнь- болото….
парных объединений слов: «...всё новые и новые комбинации отчаяния и грусти…» («Точка зрения»).33
-Глядите на этого ангела!
-Прямо невеста… в свадебной марле. («Энергичные люди»)34
-Ты трус.
А ты - лодырь. Шулер. Развратник. Циник. («До третьих петухов»).35
Таким образом, благодаря использованию таких выразительных средств языка как: сравнения, синонимы, антонимы, гиперболы, мы наблюдаем двойственность некоторых героев, их основные внешние и внутренние черты.
Завершается сказка обычно концовкой, которая, как и присказка, ограничивает сказку от реальной жизни и возвращения слушателей к действительности.
Русские народные сказки заканчиваются победой добра над злом.
Для концовки обычно характерны слова: «…на той свадьбе и я был, мёд пил, по усам текло, во рту не было»,
Шукшинские повести-сказки имеют иную концовку.
Так в повести-сказке «До третьих петухов» счастливого финала явно нет. Отнюдь не торжествующим победителем возвращается Иван в библиотеку. А добытая печать оплачена дорогой нравственной ценой!»
-Зачем же ты всю-то… печать-то? - жалко спросил Мудрец. - Давай, я тебе справку выдам.
-Я сам теперь буду выдавать справки. всем подряд. - Иван пошёл к двери. - Прощайте!36
Бесчинствуют в монастыре черти, рушатся устоявшиеся нормы морали, а среди них и те, которые воплощал в себе герой русской сказки Иван-Дурак и сидящий с ним на одной полке Илья Муромец- представитель русского фольклора, могучий богатырь, воплощающий в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Главная задача, поставленная перед богатырём, это борьба за независимость родной земли, за укрепление единства и могущества. Это можно проследить в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник», в которой Илья свергает разбойника с его «трона», тем самым освобождает землю русскую, от нечисти. Шукшинский Илья Муромец продолжает служить добру, помогает Ивану-дураку.
Есть Ивану, отчего задуматься. Но хочется всё-таки за Иваном воскликнуть: « Нам бы не сидеть.…Не рассиживаться бы нам!»37
Не сидеть, не рассиживаться, не ждать, пока «энергичные», мудрецы, хамы и прочая….окончательно не заполнят наши души…
Шукшин говорил, что размышления героев его произведений имеют общественный смысл: в них заключен вопрос и о выборе своего места в жизни, который должен сделать каждый человек, и о духовном содержании человеческого «я», а значит, и о растущих требованиях времени. У Василия Макаровича в сказках-повестях сказочные герои действуют в реальной жизни, в частности показана жизнь 60-70-х годов ХХ века. Эти сказки актуальны и сейчас.
В повести-сказке «Точка зрения». Исчезли волшебная палочка и волшебный лист с веточки - и всё встало на свои места. Жизнь стала реальной, такой, какая она есть.
-Да ведь тут… как тут возразишь? - Отец Невесты засмеялся (нормально). - Кое- кто тут, надо полагать, раньше знаком. Что ж… просим к столу. Мы, правда, не готовились, но как-нибудь выйдем из положения.
- Прошу, дорогие гости, прошу, - сказала Мать Невесты.
-Э-э! - воскликнул Дед. - Так я ещё и на свадьбе погуляю.
Все засмеялись и стали садиться за стол.38
Таким образом, не принимая обе позиции (Оптимиста и Пессимиста), Шукшин доводит до читателя совершенно иную точку зрения на существование человека в современном мире без волшебника, то есть с точки зрения нормальных людей.
В повести «Энергичные люди». Несмотря на разные ловкие проделки друзей-спекулянтов, справедливость всё-таки восторжествовала.
-Милиция, - сказал один.- Просьба всем оставаться на местах и предъявить документы.
Один из трех, в милицейской форме (двое были в штатском), прошёл в коридор, и увидел покрышки.
-Вот они! - сказал он. - Даже не спрятали.
За столом сидели тихо, неподвижно.
Только Простой человек, повернувшись к зрительному залу, негромко, с искренним интересом спросил:
- А кто же тогда, граждане?.. А? Кто капнул-то?39
Конец произведения, как и в любой сказке, показывает полное поражение сил зла (что является также этическим идеалом сказки), в данном случае поражение спекулянтов и торжество справедливости.
Шукшина многие считали писателем комическим, «шутейным», этаким «специалистом по чудикам». Но с годами становились всё отчётливее поверхностность этого наблюдения, как впрочем, и другого - о «благодушной бесконфликтности» произведений Шукшина.
В доброте Шукшин видел способность чистого сердца к добру, и считал это самым дорогим богатством: «Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке».
1.Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография.-Л.: Худож. лит., 1983.-152 с.; стр. 5;
2. Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография.-Л.: Худож. лит., 1983.-152 с.; стр. 8;
3.Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография.-Л.: Худож. лит., 1983.-152 с.;стр. 30;
4.Современная русская Советская литература, часть 2. Литературный процесс 50-80-х годов.- М. просвещение, 1987 -256 с.: стр. 15;
5. Современная русская Советская литература, часть 1. Литературный процесс 50-80-х годов.- М. просвещение, 1987 -256 с.; стр. 17;
6.Повести и рассказы / сост., авт. вступ. ст. и примеч. А. Б. Есин.-М: Просвещение, 1986.-91.: ил.;стр. 87;
7. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 18;
8.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 78;
9. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 93;
10.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 150;
11.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 138;
12. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 148;
13. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 146;
14.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 168;
15.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 143;
16.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 169;
17. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 169;
18.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 156;
19.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 148;
20.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр167;
21.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.;
22.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 146;
23.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 78;
24.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 85;
25. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 74;
26.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 86;
27.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 150;
28.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 167;
29.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 159;
30.Русские народные сказки от А до Я/ Составление, послесловие В .Г. Соколовского; Худож. С. Р. Ковалёв. - М.: 1993.- 208 с.: ил. стр.7;
31. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 55;
32.Русские народные сказки от А до Я/ Составление, послесловие В .Г. Соколовского; Худож. С. Р. Ковалёв. - М.: 1993.- 208 с.: ил. стр. 17;
33.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; ;стр. 59;
34.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; ; стр. 98;
35. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 178;
36. Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 164;
37.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 169;
38.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 183;
39.Шукшин В. М. До третьих петухов: Повести. Рассказы. -М. Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998. - 800 с.; стр. 76;
Информация о работе Фольклорные основы сказок-повестей В. М. Шукшина