Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:24, биография
Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925, "Поэма Горы", "Поэма Конца", обе — 1926). Трагедии ("Федра", 1928).
Цветаева
Марина Ивановна
(1892
— 1941)
Русская
поэтесса. Дочь ученого, специалиста
в области античной истории, эпиграфики
и искусства, Ивана Владимировича
Цветаева. Романтический максимализм,
мотивы одиночества, трагической обреченности
любви, неприятие повседневного бытия
(сборники "Версты", 1921, "Ремесло",
1923, "После России", 1928; сатирическая
поэма "Крысолов", 1925, "Поэма Горы",
"Поэма Конца", обе — 1926). Трагедии
("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая
экспрессивность, парадоксальная метафоричность.
Эссеистская проза ("Мой Пушкин",
1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове,
М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В
1922 — 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
Биография
Родилась
26 сентября (8 октября н.с.) в Москве
в высококультурной семье. Отец, Иван
Владимирович, профессор Московского
университета, известный филолог и искусствовед,
стал в дальнейшем директором Румянцевского
музея и основателем Музея изящных искусств
(ныне Государственный музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила
из обрусевшей польско-немецкой семьи,
была талантливой пианисткой. Умерла в
1906, оставив двух дочерей на попечение
отца.
Детские
годы Цветаевой прошли в Москве и
на даче в Тарусе. Начав образование
в Москве, она продолжила его в пансионах
Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет
совершила самостоятельную поездку в
Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий
курс истории старофранцузской литературы.
Стихи
начала писать с шести лет (не только
по-русски, но и по-французски и по-немецки),
печататься с шестнадцати, а два года спустя
тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний
альбом», который заметили и одобрили
такие взыскательные критики, как Брюсов,
Гумилев и Волошин. С первой встречи с
Волошиным и беседы о поэзии началась
их дружба, несмотря на значительную разницу
в возрасте. Она много раз была в гостях
у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов
следовали один за другим, неизменно привлекая
внимание своей творческой самобытностью
и оригинальностью. Она не примкнула ни
к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за
Сергея Эфрона, который стал не
только ее мужем, но и самым
близким другом.
Годы
Первой мировой войны, революции
и гражданской войны были временем
стремительного творческого роста Цветаевой.
Она жила в Москве, много писала, но почти
не публиковалась. Октябрьскую революцию
она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских
сил». В литературном мире М. Цветаева
по-прежнему держалась особняком.
В
мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили
уехать за границу — к мужу, который, пережив
разгром Деникина, будучи белым офицером,
теперь стал студентом Пражского университета.
Сначала Цветаева с дочерью недолго жили
в Берлине, затем три года в предместьях
Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына
семья перебралась в Париж. Жизнь была
эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах
было не по средствам, приходилось селиться
в пригородах или ближайших деревнях.
Творческая
энергия Цветаевой, невзирая ни на что,
не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве
«Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая
высокую оценку критики. В 1924, в пражский
период — поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца».
В 1926 закончила поэму «Крысолов», начатую
еще в Чехии, работала над поэмами «С моря»,
«Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др.
Большинство из созданного осталось неопубликованным:
если поначалу русская эмиграция приняла
Цветаеву как свою, то очень скоро ее независимость,
ее бескомпромиссность, ее одержимость
поэзией определяют ее полное одиночество.
Она не принимала участия ни в каких поэтических
или политических направлениях. Ей «некому
прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться»,
«одна всю жизнь, без книг, без читателей,
без друзей...». Последний прижизненный
сборник вышел в Париже в 1928 — «После России»,
включивший стихотворения, написанные
в 1922 — 1925.
К
1930-м годам Цветаевой