Борис Пастернак

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

Будущий поэт родился в Москве в творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак, переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989).

Работа содержит 1 файл

Борис Пастернак.docx

— 188.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ Республики Казахстан

Высшая Техническая Школа, г. Щучинск

 

 

 

 

 

 

Реферат

По предмету русская литература

На тему:

Борис Пастернак



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кутимская В.

Группа У-11

Проверила: Трещёва О.А

Борис Пастернак (29 января 1890, Москва  — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) — русский поэт, писатель, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Жизнь и творчество

Будущий поэт родился в Москве в  творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств  Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак  и мать — пианистка Розалия  Исидоровна Пастернак, переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989).

Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели. В 1900 году во время второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Рильке. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано).

В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Шурой учился Владимир Маяковский. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург» и автобиографической повести «Охранная грамота». В 1912 году вместе с родителями и сёстрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени.

После поездки в Марбург Пастернак  отказался и от того, чтобы в  дальнейшем сосредоточиться на философских  занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в  литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 года Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» — Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е годы, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке — 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 году половина стихотворений «Близнеца  в тучах» и три стихотворения  из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора»  и сильно переработаны (некоторые  фактически переписаны полностью); остальные  ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак  стал осознавать себя профессиональным литератором.

В 1916 году вышел сборник «Поверх  барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак  провёл на Урале, под городом Александровском  Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в  конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь. В этом же году поэт побывал на Березниковском содовом заводе на Каме. В письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. (на следующий день после отъезда из дома во Всеволодо-Вильве) Борис называет содовый завод «Любимов, Сольвэ и К» и поселок европейского образца при нём «маленькой промышленной Бельгией».

Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с  ними и русскими эмиграционными кругами  вообще, в частности, с Мариной  Цветаевой. В 1926 году началась переписка с Р.-М. Рильке.

В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой  проводит в гостях у родителей  в Берлине вторую половину года и  всю зиму 1922—1923 годов. В том же 1922 году выходит программная книга  поэта «Сестра моя — жизнь», большинство стихотворений которой  были написаны ещё летом 1917 года. В  следующем 1923 году, 23 сентября, в семье  Пастернаков рождается сын Евгений.

В 20-е годы созданы также сборник  «Темы и вариации» (1923), роман в  стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.

Познакомившись с Зинаидой Николаевной  Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897—1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию, где знакомится с поэтами Т. Табидзе, П. Яшвили. Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение» — попытка Пастернака влиться в дух того времени. В ночь на 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид.

В 1935 году Пастернак участвует в  работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный  срыв (последняя его поездка за границу). В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобожденных  из тюрем после писем Сталину  Пастернака и Ахматовой. В декабре 1935 года Пастернак шлет в подарок  Сталину книгу переводов Грузинские лирики и в сопроводительном письме благодарит за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой».

В январе 1936 года Пастернак публикует  два стихотворения, обращенные со словами  восхищения к И. В. Сталину. Однако уже  к середине 1936 года отношение властей  к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем  эпохе», и безоговорочно требуют  тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной  литературы. По мере ослабевающего  интереса к советской власти, стихи  Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.

В 1937 году проявляет огромное гражданское  мужество — отказывается подписать  письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка.

В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца  жизни. С 1939 по 1960 год живёт на даче.

К концу 30-х годов он обращается к прозе и переводам, которые  в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот  период Пастернаком создаются ставшие  классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.

1942—1943 годы провёл в эвакуации  в Чистополе. Помогал денежно  многим людям, в том числе  дочери Марины Цветаевой — Ариадне Эфрон.

В 1943 году выходит книга стихотворений  «На ранних поездах», включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.

В 1946 году Пастернак познакомился с О. В. Ивинской и она стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.

В 1952 году у Пастернака произошёл  первый инфаркт, описанный в стихотворении  «В больнице», полном глубокого религиозного чувства.

Роман «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман  являет собой широкое полотно  жизни российской интеллигенции  на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной  войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя  — Юрия Андреевича Живаго. Во время  написания романа Пастернак не раз  менял его название. Роман мог  называться «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».

Роман, затрагивающий сокровенные  вопросы человеческого существования  — тайны жизни и смерти, вопросы  истории, христианства, еврейства, был  резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к  октябрьскому перевороту и последующим  изменениям в жизни страны.

Нобелевская премия.

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской  премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

Присуждение премии воспринималось советской  пропагандой как повод усилить  травлю. Так, «Литературная газета» 25 октября 1958 года писала: «Пастернак получил  „тридцать серебреников“, для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение».

В писательской среде Нобелевская  премия Пастернаку тоже была воспринята негативно. Сергей Михалков откликнулся  на присуждение Пастернаку премии басней про «некий злак, который звался Пастернак».

29 октября 1958 на Пленуме ЦК  ВЛКСМ Владимир Семичастный, в  то время — первый секретарь  ЦК комсомола, заявил (как он  впоследствии утверждал — по указанию Хрущёва):

«…как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится  паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который  выступил со своим клеветническим так  называемым „произведением“. <…> если сравнить Пастернака со свиньей, то свинья не сделает того, что он сделал. <…> А почему бы этому внутреннему эмигранту не изведать воздуха капиталистического, по которому он так соскучился, о котором он в своем произведении высказался. Я уверен, что наша общественность приветствовала бы это».

Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!». Обличительные митинги  проходили на рабочих местах, в  институтах, заводах, чиновных организациях, творческих союзах, где составлялись коллективные оскорбительные письма с  требованием кары опального поэта.

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение  традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских  властей она должна была надолго  запомниться только как прочно связанная  с романом «Доктор Живаго», антисоветская  сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными  критиками, лекторами общества «Знание» и т. д. В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Сергеевичем Хрущевым, но всё оказалось тщетно, хотя, конечно, писатель не был ни расстрелян, ни посажен в тюрьму.

Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в своём письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».

Из-за опубликованного на Западе стихотворения  «Нобелевская премия» Пастернак  в феврале 1959 года был вызван к  Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 «Измена Родине», однако никаких  последствий для него это событие  не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.

Летом 1959 года Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой  пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние  месяцы жизни приковывает его к постели.

Дмитрий Быков, написавший художественную биографию Пастернака, считает, что  болезнь развилась на нервной  почве во время травли, и возлагает  на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.

Кончина и память

Пастернак умер от рака лёгкого 30 мая 1960 в Переделкине. Сообщение о  его смерти было напечатано только в «Литературной газете» (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня).

Информация о работе Борис Пастернак