Библейские мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 15:11, доклад

Описание работы

С реформами Петра I из русской культуры фактически уходит рели гиозная тематика. Отдельные художники, музыканты и писатели обращаются к христианству, но оно перестает быть доминирующим направ лением, как это было в ранние периоды развития культуры. Творчество Ф. М. Достоевского, по сути, возрождает эту идею в русской литературе второй половины XIX века.

Работа содержит 1 файл

Библейские мотивы в романе Достоевского.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

  Библейские  мотивы в романе Достоевского «Преступление и  наказание». 

  С реформами Петра I из русской культуры фактически уходит рели гиозная тематика. Отдельные художники, музыканты и писатели обращаются к христианству, но оно перестает быть доминирующим направ лением, как это было в ранние периоды развития культуры. Творчество Ф. М. Достоевского, по сути, возрождает эту идею в русской литературе второй половины XIX века.

  Будучи  глубоко верующим человеком, Федор  Михайлович надеялся, что спасение России — в религиозном смирении, постижении и безоговорочном и добровольном принятии людьми учения Христа. Нарушение же божеских законов — гибельный путь. Очень убедительно это доказано в романе «Преступление и наказание».

  Главный герой произведения — Родион Романович Раскольников. Уже имя его настраивает читателей на то, что они встретятся с бунтарем, вставшим на пагубный путь противостояния всему: общественным законам, человеческой морали, совести. Раскольников ставит себя выше окружающих людей, пытается доказать, что он неординарная, выдающаяся личность, при этом способ выбирает самый варварский. Родион Романович решает «лишь убить никчемную» старушонку-процентщицу, вредную для общества. «Я ведь только вошь убил... бесполезную, гадкую, зловредную». К этой чудовищной мысли Раскольников приходит после долгих отвлеченных размышлений. Писатель подчеркивает антигуманную теорию своего героя, он «хотел наполеоном сделаться, оттого и убил». Под бременем неимоверной   бедности,   бытовой   неустроенности   герой   полностью порывает связь с окружающим миром. В душе Раскольникова царит разлад, который герой пытается преодолеть странным способом - убийством. Нарушив основной постулат христианства «не убий», Родион Романович мучается и страдает, сердится на свою «слабость» и отдаляется от людей еще более.

  Случайное знакомство Раскольникова с Соней  Мармеладовой, живущей «по желтому билету», но глубоко религиозной, постепенно возрождает героя, возвращает его к жизни и обществу. Соня ступила на гибельный путь, чтобы спасти от голодной смерти своих приемных братьев и сестер. «...Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает... часу в шестом Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... Катерина Ивановна, так же ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела...»

  Именно  ее самоотверженность заставляет Раскольникова  задуматься о совершенном им убийстве. Отдаляясь от самых близких: матери, сестры, приятеля Разумихина,— Родион Романович ищет поддержки у Сони. Чем же она может ему помочь? Они духовно близки — оба изгои общества, вычеркнувшие себя из людской среды. Раскольников не сразу понимает, почему он тянется к Соне, что привлекает его в этой простой душе. Читая вместе Евангелие, герои обретают покой, пусть временно, на короткий миг, но в этом автор видит их путь к спасению. Достоевский приводит подробное описание бесед Родиона Романовича с Соней, ее страдание за него. Соня первая говорит Раскольникову, как обрести душевный покой: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонясь, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизнь пошлет... Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».

  Родион  Романович начинает понимать истинную трагедию совершившегося, пытается оправдаться тем, что «дьявол его смущал». Но потом находит в себе мужество признаться, что доказывал теорию: «Хотел узнать... Тварь ли я дрожащая или право имею». От разговора с Соней начинается постепенное возрождение героя. Он еще упорно сопротивляется самому себе, сердится на Соню, не хочет идти на каторгу, да и потом, после суда, не понимает, что страдания его не слабость, а сила, доказывающая человечность. И только любовь, терпение и преданность Сони помогают герою обрести покой, надежду на будущее счастье.

  Внешне  Соня Мармеладова слаба и беззащитна, но ее дух, опирающийся на христианскую веру, непоколебим. Она не страшится земных лишений и тягот, с кротостью, но решительно отправляется за  Раскольниковым в Сибирь, чтобы поддержать его, еще не обретшего истинной веры.

  В финале романа писатель показывает возрождение  Раскольникова, которому открылась высшая истина. «Под подушкой его лежало Евангелие». Родион Романович вспомнил, как Соня читала ему «о воскресении Лазаря».

Информация о работе Библейские мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание»