Библейские мотивы в произведениях Л.Андреева

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – рассмотреть евангельские рассказы Л.Н. Андреева через призму таких поэтических особенностей как заглавие, персонаж, пространственно-временная организация текста. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
1. Познакомиться с личностью, судьбой и творческим наследием Л.Н. Андреева.
2. Проанализировать научно-критическую литературу по творчеству Л.Н. Андреева.
3. Установить различия и сходство между текстами андреевских рассказов и евангельскими текстами.
4. Раскрыть такие литературоведческие понятия, как заглавие, персонаж, пространство и время.

Работа содержит 1 файл

андреееев.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

В поисках разгадки бытия человека и мира, Леонид Николаевич обращается к Библии. Но в своих  евангельских рассказах он переосмысляет  и трансформирует традиционный сюжет, тем самым выражает свою точку зрения на события, происходившие 2000 лет назад. Позиция автора новаторская и во многом противоположная религиозному учению. Для ее выражения Андреев очень умело выбирает поэтические приемы. Их очень много, но для анализа мы выбрали лишь несколько. К ним относятся: заглавие, персонаж, пространство и время.

В данной дипломной работе раскрывается значение этих литературоведческих  понятий. Заглавие - первая графически выделенная строка текста, содержащая «имя» произведения, оно является одной из сильных позиций текста и сообщает о главной теме, идеи, проблеме, нравственном конфликте произведения, действующих лицах, сюжете, времени и месте действия, в нем может содержаться эмоциональная оценка героев и описываемых событий.. Персонаж – субъект действия и носитель речи. Он имеет как бы двоякую природу. Во-первых, он является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Во-вторых, он выступает как носитель стабильных и устойчивых свойств, черт, качеств. Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков, а также форм поведения и общения (ибо значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом себя ведет), черт наружности и близкого окружения (в частности – принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений. Художественное пространство – это континуум, в котором реализуются персонажи и совершаются действия. Художественное время – явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и философское его понимание писателем.

В цикл рассказов, написанных на библейские сюжеты, входят такие произведения как «Иуда  Искариот», «Елеазар», «Бен-Товит». Если в рассказе «Иуда Искариот» главный  герой предстает перед нами как ранимый человек, способный переживать и сострадать ближнему, готовый ради искренней и высокой любви даже на гнусное преступление, то в образе Елеазара – смерть в абсолюте. На раскрытие этой мысли и внутреннего мира главных героев «работают» такие художественные приемы как подбор имени, описание портрета, поведения и речи персонажа, художественные детали, символика цвета, пространственно-временная организация текста.

Иуда означает «Бог да будет восславлен». Уже имя предателя подчеркивает высокую миссию героя. Самопожертвование Иисуса Христа было предопределено. Иуда сознательно совершает преступление по прямому повелению Иисуса, чтобы люди, распяв Бога на земле, поняли, до какой степени они жестоки и безнравственны. Портрет Иуды подчеркивает двойственность и неоднозначность его натуры. Им движет обиженная любовь и осознание своей миссии, именно это определяет поведение предателя. Его отзывы о людях злы, колючи, язвительны, но с другой стороны, его замечания, характеристики и реплики точны, остроумны, проницательны, глубоки по смыслу. Они обличают мудрость главного героя. Пространство и время не только организуют сюжет в произведении, но и являются средством раскрытия внутреннего мира Иуды и Иисуса, которые с одной стороны, считаются оппонентами друг друга, а с другой стороны - единомышленниками, так как их поступками правит одно желание: возродить человечество. Для раскрытия психологического состояния главного героя Андреев использует символику красного цвета – цвета страдания и боли.

Елеазар означает «бог помог». Господь вернул его к жизни, но надо ли было возвращать «жалкий остаток, недоеденный смертью» на землю, где царит радость и любовь к жизни. В портрете главного героя немаловажную роль играет символика золотого цвета – цвета полноты и радости жизни, которой Елеазар навсегда лишился, и красного – цвета боли и страдания, на которые его обрек Господь, вернув из царства мертвых. В поведении Елеазара ужасает его привычка целый день сидеть под раскаленным солнцем, а на закате идти за ним в неизвестность, а также безмолвие главного героя. Пространственно-временная организация текста, во-первых, раскрывает внутренний мир главного героя, где властвует пустыня (пустота), солнце – убийца всего живого песок – символ разрушения и ветер – символ перемен, а во-вторых, подчеркивает всеохват и вечность смерти.

Последний рассмотренный  нами рассказ называется «Бен-Товит», но Л.Н. Андреев не дает нам портретной зарисовки этого героя, а все  его чувства, мысли и действия определяет зубная боль, очень красочно и ярко описанная в произведении. Таким образом, можно сделать вывод: главный герой произведения не «Бен-Товит», а зубная боль – совесть, внутренняя, добрая и светлая натура человека, в которую верит писатель. Как замечали многие критики, для всего творчества Андреева отправной и конечной точкой является человек, он - главный объект его исследования. Именно поэтому, на наш взгляд, Леонид Николаевич называл свой рассказ именем героя, а не абстрактным понятием. Как и в других проанализированных нами произведениях, красный цвет – цвет страдания и боли имеет место и в этом рассказе. При описании заката Л.Н. Андреев использует прием усиления, чтобы заострить внимание читателя на том, что все в мире стенает и мучается от боли и горя, вызванного убийством Иисуса, мир как надорванная струна, готовая в любой момент порваться и перестать существовать без Бога. Пространственно-временная организация текста вновь и вновь возвращает героев и вместе с ними читателя к месту совершения всемирной трагедии. Для читателя это имеет назидательное значение, автор напоминает нам о случившемся в надежде на то, что впредь это никогда не повториться.

Уже в рассказе «Иуда Искариот» возникает противостояние света и тьмы, как противопоставление внутреннего мира Иуды и Иисуса. Наиболее ярко оно проявилось в «Елеазаре», когда солнце подобно тьме становится убийцей всего живого. Но даже это не дает ему возможность победить мрак. В финальной сцене «Бен-Товита» «из глубоких ущелий поднтмается черная ночь». Это противостояние, на наш взгляд, определяется трагическим мировосприятием Андреева, которое не раз подчеркивали многие исследователи.

 

Библиография

 

1. Андреев, Л.Н. Иуда Искариот. Повести и рассказы. – М., 2007. – 654 с.

2. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1– М., 1990. – 638 с.

3. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2– М., 1990. – 558 с.

4. Библия. Н. З. Евангелие  от Матфея, Евангелие от Марка,  Евангелие от Луки, Евангелие  от Иоанна. Послание римлянам. Псалтирь / Славян, библейский фонд. – СПб.,1997. – 159 с.

5. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе // philologos.narod.ru /.../hronm ain. Html

6. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. – 423 с.

7. Баранов, В. Андреев при жизни и сегодня // Андреев Л.Н. Избранное. – Горький, 1984. – 295-301 с.

8. Басинский. Леонид Андреев // Л.Н. Андреев. Проза и публицистика - М., 1998. – 5-12 с.

9. Богданов, В.А. Писатель  редкого таланта и мужества // Андреев Л.Н. Избранное – М., 1988. – 3-18 с.

10. Бугров, Б. Ему было  жаль человека // Дневник сатаны: Романы. Повести и рассказы. Письма. Воспоминания современников. – М., 1994. – 5-28 с.

11. Бугров, Б. С. Леонид  Андреев. Проза и драматургия. – МГУ, 2000. - 111 с.

12. Введение в литературоведение.  Литературное произведение: основные  понятия и термины // под ред.  Л.В. Чернец. – М., 2000.- 245-308с.

13. Волошин, М. «Елеазар»  рассказ Л. Андреева. Лики творчества. - Л., 1988. – 646-655 с. 

14. Воровский,  В.В. Из истории новейшего романа //Л.Н. Андреев. Проза и публицистика  – М., 1998. – 646-655 с. 

15. Гаврилов, А. Т. В поисках разгадки бытия // Андреев Л.Н. Избранное. – М., 1996. – 3-14 с.

16. Гачев, Г.Д. Содержательность  художественных форм. Эпос. Лирика. Драма. - М., 1968. – 303 с.

17. Добин, Е.С. Искусство  детали. Наблюдение и анализ. –  Л.,1975. - 192 с.

18. Дунаев М.М. Православие и русская литература в 5 т. Т. 2. – М.,1996

19. Есин, А.Б. Принципы  и приемы анализа литературного  произведения. Учебное пособие. –  М., 2005. – 245 с.

20. Евса Т.И. Заглавия  как первый знак системы целого  текста //Системные характеристики  лингвистических единиц разных уровней. Сб. ст. Куйбышев, 1986

21. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева 1892 – 1906 – Л.,1976 - 239 с.

22. Иуда Искариот // sir 35/ narod/pages/P.704 htm

23. Кулешов, Ф. И.  О прозе Л. Андреева // Красный  смех: Избр. рассказы и повести. – Минск.,1981. – 5-20 с.

24. Кривушина, Е.С. Полифункциональность  заглавия // Поэтика заглавия художественного  произведения. Сб. ст. - Ул., 1991. – 3-18 с.

25. Ланщиков, А. Леонид  Николаевич Андреев. // Андреев Л.Н.  Избранное – М., 1982. – 5-18 с.

26. Леонид Андреев.  Тема греха и покаяния в  повести «Иуда Искариот» //

27. Литературное наследство. Горький и Леонид Андреев. Т  72. – М,1965

28. Литературная энциклопедия  терминов и понятий // А. Н.  Николюкин – М, 2001. – 176, 849 с.

29. Литературный энциклопедический словарь // под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева, - М, 1987.

30. Лихачев Д. С. Избранные  работы: В 3 т. – Л,1987. Т.1 – 352 с.

31. Лотман Ю. М В  школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь – М, 1988. –  252-290 с.

32. Львов-Рогачевский. Новейшая русская литература. 2-е изд. - М.,1924 – 392 с.

33. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. - М., 1994. –136 с.

34. Михайлов О. Леонид Андреев. Рассказы. – М.,1977. – 5-17 с.

35. Особенности осмысления  библейской проблемы борьбы добра со злом в творчестве Леонида Андреева

36. Ренан Э.Ж. Жизнь  Иисуса – М., 1991. – 397 с.

37. Скиталец. Повести и  рассказы. Воспоминания. - М., 1960. – 444 с.

38. Смирнова Л.А. Русская  литература конца XIX – начала XX века – М, 1993 – 189-214 с.

39. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. - Саратов, 1973. Ч. 1

40. Теория литературы  в 2-х томах // под ред. Н.Д.  Томарченко. Т.1. – М.,2004 – 179-183, 242-261 с.

41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности – М., 1994 -447 с.

42. Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа – М.,1990 – 340 с.

43. Хализев, В.С. Теория  литературы. – М.: Высшая школа, 2000. – 373 с.

44. Чуваков, В.  О творчестве Леонида Андреева. Путь обретений и утрат. // Земля:  повести, рассказы, фельетоны. –  Тула, 1982. - 345-365 с.

45. Чуковский К. И.  Из воспоминаний – М., 1958. –  364 с. 

46. Штраус Д.В. Жизнь  Иисуса – М.,1992. – 527 с.

47. ru/wikipedia/org/wki/Иуда Искариот

48. vseimena.com/info.php

 

1 Скиталец. Повести и рассказы. Воспоминания. - М. Московский рабочий, 1960. - С. 444

1 Львов-рогачевский. Новейшая русская литература. 2-е изд. М.: Изд-во Л.Д. Френкель. 1924, - С. 224

2 Гаврилов, А. Т. В поисках разгадки бытия // Андреев Л.Н. Избранное. – М., Профиздат, 1996. – С.10

3 Бугров, Б. Ему было жаль человека. // Дневник сатаны: Романы. Повести и рассказы. Письма. Воспоминания современников. – М.,1994. - С. 8

1 Басинский. Л.Н.Андреев. / /Л.Н. Андреев. Проза и публицистика – М.,1998. – С.9.

1 Бугров, Б. Ему было жаль человека. // Дневник сатаны: Романы. Повести и рассказы. Письма. Воспоминания современников. – М.,1994. - С. 26

1 Чуковский К. И. Из воспоминаний – М., 1958. – С. 258

1 Литературное наследство. Горький и Леонид Андреев. Т 72. – М, 1965. – С. 351

2 Гаврилов, А. Т. В поисках разгадки бытия // Андреев Л.Н. Избранное. – М., Профиздат, 1996. – С.12

1 Баранов, В. Андреев при жизни и сегодня // Андреев Л.Н. Избранное. – Горький: Волго-Вят. кн. изд.,1984. – С. 300

2 Ланщиков, А. Леонид Николаевич Андреев. // Андреев Л.Н. Избранное – М: Современник, 1982. – С.10

1 Михайлов О. Леонид Андреев. Рассказы. – М: Сов. Россия, 1977. – С.7

2 Кулешов, Ф. И. О прозе Л. Андреева. // Красный смех: Избр. рассказы и повести. – Минск: Изд. БГУ,1981. - С.15

3 Чуваков, В. О творчестве Леонида Андреева. Путь обретений и утрат. // Земля: повести, рассказы, фельетоны. – Тула, 1982. – С. 349

4 Богданов, В.А. Писатель редкого таланта и мужества. // Андреев Л.Н. Избранное – М.: Сов. Россия, 1988. – С.17

5 Воровский, В.В. Из истории новейшего романа. // Л.Н. Андреев. Проза и публицистика – М., 1998, - С. 122

6 Иезуитова Л.А. Творчество Л.Н. Андреева. 1892-1906 – Л, 1976

1 Бугров Б.С. Леонид Андреев. Проза и драматургия. – МГУ,2000

1 Евса Т.И. Заглавия как первый знак системы целого текста // Системные характеристики лингвистических единиц разных уровней. Сб. ст. Куйбышев, 1986

2 Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Драма. - М., 1968. - С. 82

3 Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Драма. - М., 1968. - С. 82

1 Поэтика заглавия художественного произведения. - Ул., 1991, - С..3-8

1 Литературный энциклопедический словарь// под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева – М, 1987 – С.253

1 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - С. 200.

1 См.: Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994

2 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.М.: Искуство,1979. - С. 138.

1 Хализев, В.С. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000. – С.159-169

1 Хализев, В.С. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000. – С.181

2 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Флинта», 2005 – С.76-79

1 Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. - Саратов, 1973. Ч. 1. - С.4

2 Добин Е.С. Искусство детали. Наблюдение и анализ – Л., 1975 – С.14

3 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Флинта», 2005 – С.75-76

Информация о работе Библейские мотивы в произведениях Л.Андреева