Бертольд Брехт (Ойген Бертольд Фридрих Брехт) (1898-1956)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:25, курсовая работа

Описание работы

Вот уже шестое десятилетие, как универсальный гений Брехта – драматурга, поэта и прозаика, режиссера и теоретика театра – завоевал всемирное признание. Утвердившись в репертуаре театров множества стран еще в 50-е годы, пьесы Брехта по сей день владеют подмостками Берлина и Гамбурга, Москвы и Нью-Йорка, Парижа и Варшавы, Токио и Лондона, Праги и Будапешта, Милана и Афин… Когда Брехт умер, известный западногерманский публицист Себастиан Хаффнер писал в английской газете «Обсервер»: «В лице Бертольда Брехта Германия и мир потеряли творческого гения первой велечины.

Содержание

1. Введение 1 стр.
2. Бертольд Брехт 2 – 8 стр.
3. Годы эмиграции 9 – 16 стр.
4. Анализ произведения «Матушка Кураж и ее дети» 16 – 19 стр.
5. Апология Брехта. «Мамаша Кураж и ее дети» на сцене
Большого драматического театра имени Г.А.Товстаногова 20 – 22 стр.
6. Список литературы 23 стр.

Работа содержит 1 файл

Зарубежная литература КР курс 2.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

    Брехт устами Галилея недвусмысленно осуждает учёного, способного поступиться научной  истиной из-за чего бы ни было; писатель видит в этом предательство не только перспектив науки и интересов  социального будущего человечества.

    Окончательная редакция пьесы появилась в Америке как раз в то время, когда там только что были изготовлены и тут же сброшены на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы (6 и 9 августа 1945 года).

    Брехт выносил своей пьесой бескомпромиссный приговор её создателям. «Атомная бомба, как техническая и общественное явление – конечный результат научных достижений и общественной несостоятельности Галилея», - писал Брехт.

    В пьесе незримо присутствует Джордано Бруно. Он был сожжён заживо, но палачи не добились то него ни единой уступки  церковному мракобесию. Именно Джордано Бруно Брехт видит идеал учёного, до конца верного правде и науке.

    В одной из сцен, ещё до того, как  Галилей предстаёт перед судом  инквизиции, маленький монах спрашивает его: «А ни думаете ли Вы, что истина – если это истина – выйдет наружу и без нас?» и слышит в ответ: «нет, нет и нет! Наружу выходит столько истины, сколько мы выводим. Победа разума может быть только победой разумных.»

    Эти слова могли бы стать эпиграфом  ко всему творчеству Бертольда Брехта. Он не уставал утверждать эту мысль каждым своим произведением. Все его пьесы – призыв к разуму, не к прозаическому рассудку, или к узкой расчетливости, а к тому страстному разуму, который движет человечество вперёд и каждой из пьес Брехт ведёт разговор о диалектике доброго и злого в человеке, о его социальной зависимости и о необходимости для человека подняться над этой зависимостью и осознать свою ответственность за состояние мира, за его сегодня и завтра.

    Пьесы «Добрый человек из Сычуани»(1938-40гг.) Брехт написал по мотивам китайской сказки. Это пьеса-притча, то есть произведение, которое в иносказательном виде предлагает читателю поучение. Заголовок указывает на основную проблему – проблему доброты человека. Автор ставит своей пьесой вопросы: что такое добрый человек? Может ли человек быть добрым в существующих социальных обстоятельствах? Что нужно делать, чтобы человек был добрым?

    Три бога, заспорив о том, добр или зол  человек, решают спуститься на Землю  и проверить меру доброты людей. Это похоже на пролог из «Фауста» Гёте, только объектом проверки становится не старый учёный, а простая бедная девушка. Оказавшись в некоем городе, боги стучат во все двери, ища приют, но никто из богачей им не открывает, и только у Шен Те (у которой нет ничего и которой приходится торговать собой, чтобы прокормиться), приняв богов за бедняков, лишенных права, впускает их в свой жилище. Боги награждают Шен Те за доброту, дают ей деньги, и она открывает табачную лавку, надеясь, что теперь будет жить безбедно и помогать другим. Лавку отзывчивой Шен Те сразу же начинают осаждать знакомые и незнакомые ей бедняки; все их она вначале принимает, кормит, но вдруг обнаруживает, что от денег почти ничего не осталось.

    Шен Те становится ясно, что если она  и дальше хочет помогать кому бы то ни было, она должна принять срочные меры к сохранению лавки. Она переодевается в мужское платье, выдаёт себя за своего двоюродного брата Шун Та и безжалостно выставляет из лавки всех нахлебников. Только так ей удаётся скопить денег, чтобы снова иметь возможность кому-нибудь помогать.

      Брехт показывает, что одной только  отзывчивости мало, чтобы быть  добрым о обществе социального  неравенства, так как это общество  выворачивает нормальные человеческие  отношения на изнанку. Чтобы  быть добрым, человек должен быть  и злым – такой парадокс вырастает из самой природы социальных отношений.

    Испытав свою героиню на отзывчивость, Брехт  подвергает её далее испытаниям любовью, а затем и материнством. Он строит сюжет пьесы как серию экспериментов: сталкивает естественные человеческие чувства с законами эксплуататорского общества и наглядно показывает их несовместимость.

    Шин Те встречает в парке безработного лётчика, который  уже завязывает петлю, чтобы повеситься: зачем жить, если без взятки нельзя получить работу, а у него нет денег! Девушка удерживает его от самоубийства, дарит свою любовь. Лётчик тоже любит Шен Те, но ему прежде всего нужны деньги, чтобы получить работу, и он требует их у Шен Те; без денег лётчик не согласен на свадьбу. Любовь, как видим, тоже не выдерживает испытание несправедливыми социальными законами.

    Не  выдерживает его и чувство  материнства. Готовясь стать матерью, Шен Те видит, что для того чтобы  быть доброй матерью своему ребёнку, она должна стать тигрицей по отношению  к другим детям. Она вновь одевает  костюм Шун Та и ведёт дело в табачной лавке, жестоко эксплуатируя рабочих и используя несостоявшегося лётчика, своего бывшего жениха, в качестве надсмотрщика.

    Чем выше по своей человеческой значимости испытываемые героиней чувства, тем  дальше заходит её обесчеловечивание. В конце концов Шен Те совсем было отказывается от самой себя – её совершенно вытесняет Шуи Та. «Он» становится табачным королём и больше не позволяет «Ей» появляться. Вещи Шен Те «Он» связывает в узел и забрасывает под стол, но власти начинают разыскивать Шен Те, находят её вещи и привлекают Шун Та к суду за убийство двоюродной сестры.

    В этот момент снова появляются боги, они решили проведать Шен Те, уверенные, что деньги сделали её счастливой, не исказив её натуры. Им, однако, приходиться  убедиться, что это далеко не так. Шен Те сбрасывает одежду и маску Шун Та, так что все видят, что он и она – одно и тоже лицо. Следует зонг, исполняемый Шен Те:

    Ваш единственный приказ – 

    Быть  хорошей и тем не менее жить – 

    Как молния рассёк меня на две половины.

    Не  знаю почему, но я не могла

    Быть  одновременно доброй к себе и другим.

    Помогать  себе и другим было слишком трудно.

    Ах, ваш мир жесток! Слишком много  нужды.

    Слишком много отчаяния!

    Пожимаешь руку бедняку, а он вырывает её!

    Помогаешь пропащему человеку и пропадаешь сам!

    Кто не ест мяса – умирает. Как же я могла

    Не  стать злой.  

Один  и тот же человек оказывается  одновременно и добрым и злым; добрый от природы, он становиться злым под  воздействием социальных условий. Как  разрешить это противоречие? Шен  Те ждёт помощи от богов. Но боги бессильны против социальных законов. Они открещиваются от своей подопечной и удаляются на небеса.

    Шен Те в отчаянии. И тут на авансцену  выходит Актёр. В пьесах Брехта нередки  подобные персонажи, действующие вне  фабулы и вступающие в непосредственный конфликт со зрителем.

    О публика почтенная моя!

    Коней – неважный. Это знаю я.

    В руках у нас прекрасная сказка

    Вдруг получила скверную развязку.

    Опущен  занавес, и мы стоим в смущенье – 

    Не  обрели вопросы разрешенья.                                                        

Актёр приглашает зрителя к раздумьям  о том, как их разрешить. Сам он не формулирует ответов, но предлагает их варианты и призывает зрителей самим выбирать единственно верный ответ:

      Ведь должен быть какой-то верный  выход?

    …………………………………….

    Другой  герой? А если мир – другой?

    А, может, здесь нужны другие боги?

    Иль вовсе без богов?

                                       Молчу в тревоге.

    Так помогите нам! Беду поправьте!

    И мысль и разум сюда свой направьте.

    Попробуйте  для доброго найти

    К хорошему хорошие пути.

    Плохой  конец – заранее отброшен.

    Он  должен,

                       Должен,

                                      Должен быть хорошим!

 Так  кончается эта замечательная пьеса о том, добр или зол человек. Брехт отказывается от абстрактного решения этого вопроса: он не может согласиться ни с теми, кто утверждает, что природная доброта человека способна сама по себе противостоять социальному злу(в это верили немецкие экспрессионисты), ни с теми, кто полагает, будто природа человека изначально эгоистична и её нужно подавлять запретами(мнение австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда, идеи которого имели на Западе немалое влияние). Брехт показывает, что добро и зло, зависят от социальных обстоятельств, но при этом он не снимает с человека ответственности ни за себя самого, ни за состояние мира.

    Ещё в комедии «Трёхгрошовая опера», написанной Брехтом в 1929году, прозвучал  зонг о зависимости воли человека, от социальных обстоятельств:

    Стать добрым! Кто не хочет добрым стать?

    Раздать бы бедным всё добро своё!

    Какая бы настала благодать,

    Какое было б райское житьё!

    Стать добрым! Кто не хочет добрым стать?

    Но  вот беда на нашей злой планете

    Хлеб  слишком дорог, а сердца черствы.

    Мы  рады жить в согласье и совете,

    Да  обстоятельства не таковы.

Этот  зонг исполняет богач Пичем, основатель фирмы «Друг нищего», дающею ему  немалую прибыль. Его жена и дочь вторят ему:

    Он  прав – кто возразить бы мог?

    Зол человек, и мир убог

Но в  устах Пичема эти слова – чистая демагогия, которой он оправдывает  свои предпринимательские действия. В «Добром человеке из Сычуани», похоже, этой логикой руководствуются  в сущности добрая девушка.

    Но  Брехт не останавливается на подобных логических выкладках. Он не согласен с тем, что человек – только продукт социальных обстоятельств. Человеку дано изменить их так, чтобы расцвело добро, и сделать это человек должен сам, не надеясь на богов. Таков вывод предлагаемой пьесой Брехта, вывод Брехта-революционера. 

    «Матушка  Кураж и её дети» 

    Среди наиболее знаменитых пьес эмиграции  – «Матушка Кураж и её дети» (1939). Это историческая драма и одновременно иносказание о немецком народе, который дважды на протяжении жизни одного поколения дал увлечь себя милитаристской пропагандой.

    Пьеса создавалась осенью 1939 года – в  дни, непосредственно предшествовавшие началу второй Мировой Войны, - как  предупреждение о надвигавшейся  опасности.

    Литературным  источником пьесы была повесть немецкого  писателя      17 века Гриммельсгаузена «Диковинное жизнеописание прожженной обманщицы и побродяжки Кураж». Брехт использовал отдельные мотивы повести, но создал своё, совершенно иное произведение. Уже сравнение заголовков указывает на это: Гримельсгаузен писал о плутовских похождениях Маркитантки. Брехт – о вене и трагедии матери, о заблуждения и трагической судьбе народа.

    Действие  пьесы происходит в эпоху Тридцатилетней войны, события которой не раз  становились предметом изображения  в немецкой литературе. Новизна подхода  к этой теме появилась прежде всего в акценте на судьбах простых людей, а не на устремлениях и распряг князей и полководцев. Она появилась также в критическом подходе Брехта к позиции «Среднего немца», того самого, чьи слепота и попустительство в 20 веке, как и в 17, оказались наруку сторонникам войны.

    Героиня пьесы Брехта как бы не участвует  в войне, она – мать троих детей, человек мирной профессии и всего  лишь торгует разными мелочами: поясными ремнями, пряжками для них, пуговицами и др. Но она следуется со своим возком, с этой лавкой на колёсах, за войсками, её два сына и дочь родились во время военных походов от разных отцов, её покупатели – солдаты, доходы Матушки Купаж (настоящее имя героини - Анна Фирлинг) зависят от хода военных дел. Она, конечно же участвует в войне, потому что кормится за её счёт. Всё, что она имеет, дала война, она не хочет понять, насколько эти дары ненадёжны.

    Образ Анны Фирлинг наиболее интересен. Смекалистая, энергичная, живая, острая на язык, не зря  прозванная Кураж «по-франц.: смелость, отвага). Героиня Брехта верит, что она вполне обеспечила себя, что она крепко стоит на земле. Однако война наносит удар за ударом.

    Брехт и в этом произведении строит сюжет, нагнетая испытания героини и  сталкивая в каждом из них общечеловеческое и социальное. Но теперь социальное зло не только давит на героиню из вне – с самого начала оно укореняется и в ней самой, а она упрямо не хочет понять этого.

Информация о работе Бертольд Брехт (Ойген Бертольд Фридрих Брехт) (1898-1956)