Бернард Шоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

Творчество Бернарда Шоу — выдающегося английского драматурга, одного из основателей реалистической драмы XX в., талантливого сатирика, юмориста, остроумнейшего парадоксалиста — пользуется у нас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. В этих чувствах советских людей есть оттенок особой теплоты: мы никогда не забудем, что Б. Шоу был искренним другом Советского Союза, постоянным его защитником от любых клеветнических выпадов, нашим гостем, заплатившим за радушное гостеприимство только добром; что он был до конца своей долгой жизни борцом за мир и счастье человечества. [3., С. 3].

Работа содержит 1 файл

бернард шоу - реферат мне.docx

— 37.57 Кб (Скачать)

Введение

 

Творчество  Бернарда Шоу — выдающегося английского  драматурга, одного из основателей  реалистической драмы XX в., талантливого сатирика, юмориста, остроумнейшего парадоксалиста — пользуется у нас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. В этих чувствах советских людей есть оттенок особой теплоты: мы никогда не забудем, что Б. Шоу был искренним другом Советского Союза, постоянным его защитником от любых клеветнических выпадов, нашим гостем, заплатившим за радушное гостеприимство только добром; что он был до конца своей долгой жизни борцом за мир и счастье человечества. [3., С. 3].

Пьеса "Пигмалион" была написана в 1912-1913 гг. Работа над  ее постановкой ознаменовалась увлечением Шоу, оставившим заметный след в его  жизни и творчестве. Главная роль предназначалась для знаменитой артистки Стэллы Патрик Кемпбелл. Беседуя  с ней о роли, посещая ее дом, Шоу все больше влюблялся в  эту женщину. [3., С. 101].

Роль  Элизы Дулиттл оказалась для  мисс Патрик Кемпбелл ее сценической  вершиной.

Непосредственная  задача Шоу, как он всячески старался подчеркнуть в предисловии,—  пропаганда лингвистики и в первую очередь фонетики. Он всегда с величайшим интересом относился к этим наукам.

Но пропаганда научной фонетики — только одна из сторон интересной, многогранной пьесы. Это в то же время пьеса большого социального, демократического звучания — пьеса о природном равенстве  людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа. Это и психологическая драма  о любви, которая по ряду причин почти  превращается в ненависть. И, наконец, это пьеса гуманистическая, показывающая, как бережно и осторожно нужно  подходить к живому человеку, как  страшен и недопустим над человеком  холодный эксперимент.

 

Творчество  Бернарда Шоу 

   Джордж Бернард Шоу - выдающийся английский драматург, критик, романист и гражданский деятель, был еще одним представителем "новой драмы" в конце XIX - первой половины XX столетия. Вдохновленный новаторством Г.Ибсена, он создал собственную, целиком оригинальную театральную эстетику - интеллектуальный проблемный реалистический театр. Одним из любимых средств влияния Шоу на сознание своих читателей и зрителей был парадокс. Таким образом он отнюдь не старался заработать дешевую популярность. Писатель имел целью совсем иначе - заставить человека по-новому беспристрастно взглянуть на традиционные ценности, освободить ее от власти устаревших стереотипов. Именно по этим причинам Шоу отдавал предпочтение "открытым", незавершенным окончаниям, которые не отстраняло проблем, которые рассматривались в пьесах, а наоборот, ставили новые. Драматург призывал современников пойти трудным и опасным путем Свободы, не только политической или экономической, а прежде всего духовной.

Корни такого оригинального мировоззрения  писателя следует искать в его  детстве и юности. Джордж Бернард  Шоу родился в 1856 году в Дублине, столицы Ирландии, которая тогда  была одной из британских колоний. Отец Шоу был коммерсантом-неудачником, который, к тому же, очень пил. Мать была одаренной женщиной, имела неплохой голос, но ощущала себя несчастливой с таким мужчиной. Жизнь семьи  сопровождали материальные нужды, неблагоприятный  моральный климат (его Шоу потом  воссоздал в своей трагикомедии "Дом, где разбиваются сердца"): родители часто ссорились и не уделяли надлежащего внимания своим  детям (кроме Бернарда, они имели  еще две дочери). Будущий драматург  ощущал себя покинутым и одиноким. Школы, где он учился, были плохими, и мальчик большей частью добывал  знания самостоятельно. Он много читал, увлекался музыкой. Постепенно мать нашла выход из семейной драмы - она  начала изучать музыку, которая потом  дала ей возможность поселиться в  Лондоне, где она зарабатывала на жизнь частными уроками пения. А Бернард Шоу которому тогда исполнилось лишь 15 лет, остался с глазу на глаз с больным отцом и вынужден был заботиться о куске хлеба. Он покинул школу и начал работать, сначала клерком, а потом главным кассиром в земельной конторе. Безусловно, такая "карьера" совсем не устраивала талантливого юношу, который мечтал о музыке и сочинительстве. Однако те первые года самостоятельной жизни воспитали независимость его духа, умение выдерживать удары судьбы. Еще одна черта мировоззрения Шоу берет начало в детстве - религиозное вольнодумство. Он воспитывался в семье, равнодушной к религии. Его мать никогда не забывала демонстрировать свой атеизм, атеистами были и другие родственники. Шоу и его сестры даже не отбывали конфирмации.

Новые возможности для развития независимого духа встали перед Шоу  с 1876 года, после переезда в Лондон, который навсегда стал местожительством большого драматурга. Здесь он продолжил  самообразование. Его душа и ум открываются  всем интеллектуальным и эстетичным влиянием "конца века". Его друг и меценат У. Арчер вспоминает, как он в первое увидел Шоу в  библиотеке Британского музея. Перед  ним лежали "Капитал" К.Маркса и партитура оперы "Золотая  Рейна" Р.Вагнера. Он поочередно читал  оба произведения. Этот эпизод очень  типичный для Шоу, который всегда обогащался разнообразнейшими достижениями в науке, философии, искусстве. Привлекала его и политическая и общественная деятельность. Еще в детстве, а  также со времен работы клерком в  Дублине Шоу столкнулся с несправедливостями современного мира. Лондон только значительно  углубил его чувства негодования  несовершенным общественным порядком. У него сформировалась откровенно антибуржуазная позиция, которой он был верный до конца. Ему казалось, что он отыскал  пути улучшения ситуации. Свои надежды  он возлагал на модный тогда социализм, но не революционный, а реформаторский. В 1884 году Шоу стал членом Фабианского  общества, целью которого было содействие нереволюционному преобразованию капиталистического общества на социалистическое. Вступив к Фабианского общества, Шоу обнаружил непересекающиеся способности митингового оратора и пропагандиста. В словесных баталиях с оппонентами он оттачивал свое грозное оружие - придирчивые шутки. Воспитывал он в себе и умение взглянуть на обычное под нетрадиционным парадоксальным углом зрения - качество, без которого его интеллектуального проблемного театра просто бы не существовало.

Еще один фактор имел большое значение для формирования его мировоззрения  и эстетики: Шоу был ирландцем  по национальности, а не англичанином. Он принадлежит к группе так называемых англо-ирландских писателей (представители  литературы Великобритании, которые  родилось в Ирландии и считали  себя ирландцами). Почти все они  были смелыми новаторами в околице  искусства слова. Здесь следует  вспомнить хотя бы такие имена, как  О.Уайльд, У.Б.Итс, Д.Джойс, без которых  просто невозможно вообразить историю  мирового модернизма XX ст. Кажется, что  сложное положение этих художников внутри британской культуры предопределяло их своеобразное художественное мировоззрение. Им было тесно в провинциальном Дублине  и не очень уютно в Лондоне, где они всегда оставались чужеземцами  и имели своеобразный комплекс "изгнанников". Это отчуждения ирландских деятелей культуры в Лондоне ощущалось  в особенности остро на фоне той  отчаянной борьбы, которая развернулась в конце XIX - начала XX ст. вокруг "ирландского  вопроса" - борьбы Ирландии за свою независимость, которая была неотрывна от религиозных  расхождений между этими частями  Большой Британии. По этим причинам именно англо-ирландские писатели одними из первых в XX ст. на собственной судьбе ощутили те коллизии, которые определяют самочувствие современного человека, и сумели найти адекватный художественный язык, чтобы раскрыть в своих произведениях  всю масштабность этой трагедии.

Конечно, Шоу был далекий от тех  настроений, которые потом назвали  модернистскими и которыми восхищались  другие представители англо-ирландской литературы. Сквозь всю жизнь пронес Шоу веру в могущество человеческого  ума, постоянно делал акцент на общественном назначении искусства. Но вопреки всему  во многом он был ирландцем. "Англия завоевала Ирландию. Что мне делать? Завоевать Англию", - шутил он. А друг Шоу, писатель и публицист  Честертон, прибавил: "Бернард Шоу  открыл Англию как чужеземец, как  захватчик, как победитель. Одно слово  как ирландец". Сугубо ирландским есть смех писателя - иронический, безжалостный, рациональный. Своеобразным вызовом  британской имперской идеологии  была и его моральная поддержка  борьбы его соотечественников за независимость. Вот в чем Шоу  также был "чужеземцем" в "старой доброй Англии". А это означало, в частности, и то, что он смотрел  на ее проблемы свежим глазом, будто  на расстоянии, которое давало ему  возможность замечать разногласия  и парадоксы английской действительности там, где обычные англичане их просто не видели.

Бернард Шоу вошел в литературу зрелым человеком. Его первыми произведениями были газетные статьи, критические  работы по вопросам музыки, которые  он подписывал псевдонимом Corno di Bassetto, а также театральные рецензии, что выходили под инициалами G. B. S. - Джордж Бернард Шоу. На ниве изящной  словесности он дебютировал пятью  романами, которые, однако, не принесли нему успеха. Значительным событием в  истории театрального искусства  Англии и всей Европы было издание  критического очерка "Квинтэссенция  ибсенизма". Это означало, что "нарушитель покоя", "социалист" и "марксист" Шоу включился в борьбу за "новую  драму".

Как вытекает из названия очерка, его  центральная тема - суть театральной  революции Г.Ибсена. Выбор такой  темы не был случайной. Шоу сознательно  старался привлечь внимание к фигуре норвежского художника, лишь бы оказывать  содействие радикальному обновлению английского  театра, где преобладали водевили, дешевые мелодрамы или развлекательные "хорошо сделанные" пьесы В.Сарду или Э.Скрибы. Шоу верил, что настало время для новой проблемной драматургии, основоположником которой был автор "Кукольного дома" и "Строительного Сольнеса".

Шоу был одним из наивеличайших  европейских интеллектуалов, который  испытал сложную идейную эволюцию. Он был свидетелем таких исторических событий, как первая и вторая мировые  войны, Октябрьский переворот в  Росси, приход к власти Гитлера, и  любая из них имела быстрый  отклик не только в театральном творчестве Шоу, а и в выступлениях, статьях, интервью. Он всегда оставался политическим бойцом. Творчество Шоу - развернутая  и всеобъемлющая панорама интеллектуальной и политической жизни Западной Европы и мира на протяжении первой половины ХХ ст. начиная с 1900г. и к 30-х лет  он был наивлиятельнейшим драматургом  Великобритании. Вследствие его деятельности английский театр пошел совсем другим путем и снова, как и во времена  Шекспира, стал одним из решающих факторов развития мирового театрального искусства. Шоу был патриотом своей земли.

В 1950 году Джордж Бернард Шоу умер.

 

«Пигмалион»

"Пигмалион" - комедия Бернарда  Шоу (1913), один из первых текстов  европейского неомифологизма, хотя  еще несколько наивно и поверхностно  понятого. Известно, что Шоу схватывал  на лету идеи, носившиеся в  воздухе. И миф о Пигмалионе - не главное, что для нас  важно в этой пьесе. О главном  мы скажем ниже. Начнем с мифа.

В древнегреческой мифологии Пигмалион - легендарный царь Кипра, который  был известен тем, что чурался  женщин и жил одиноко. В своем  уединении Пигмалион сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины  и влюбился в нее. Он обратился  с мольбой к Афродите, чтобы  богиня вдохнула в статую жизнь. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона по имени Галатея и родила ему дочь.

А теперь напомним сюжет комедии  Шоу. Профессор фонетики Хиггинс  стоял с записной книжкой на одной  из улиц Лондона и каждому человеку, который к нему обращался (человек  с записной книжкой - подозрительная личность!), чрезвычайно точно говорил, из какого района Англии он родом или  даже в каком районе Лондона живет.

Случайно на этом же месте оказался полковник Пикеринг, ученый-индолог, разыскивавший Хиггинса. Хиггинс  приглашает Пикеринга к себе, чтобы  показать свою фонетическую аппаратуру.

При разговоре присутствует цветочница Элиза Дулиттл, по поводу вульгарной речи которой Генри Хиггинс делает несколько едких замечаний. Вначале  цветочница оскорблена, но потом она  соображает, что, если чудак-ученый научит ее говорить "по-образованному", она  сможет изменить свой социальный статус и стать владелицей цветочного магазина. Она приезжает к Хиггинсу и  требует, чтобы он давал ей уроки. Сперва профессор с возмущением  отказывает - у него ведь обучаются  провинциальные миллионеры. Но поведение  девушки столь эксцентрично и  забавно, что Хиггинс заключает  с Пикерингом пари: он берется за полгода обучить Элизу литературному  языку так, что она сможет выйти  замуж за знатного джентльмена.

Вначале эксперимент удается лишь отчасти. Элиза оказывается способной. Ей делают "генеральную репетицию" на приеме у матери Хиггинса. Но Элизу  забыли научить самому главному - речевой  прагматике, то есть навыкам светского  разговора. Заговаривая о погоде, Элиза сбивается на манеру диктора, читающего метеосводку, а потом  и вовсе начинает на привычном  жаргоне рассказывать истории из свой жизни "в народе", что, впрочем, сходит за "новый стиль", который  кажется очаровательным молодому Фредди, так же как и сама Элиза.

Однако девушка оказывается  способной не только в плане овладения  литературной речью, она преображается  как личность, влюбляется в Хиггинса и пеняет ему на то, что он обращается с ней как со своей игрушкой. Хиггинс с удивлением обнаруживает, что перед ним прекрасная женщина. Финал - открытый, хотя Шоу в "Послесловии" и уверяет, что Элиза вышла  замуж за Фредди. Параллельно отец Элизы из мусорщика становится богачом  и переходит в средний класс - а все оттого, что Хиггинс  находит у него ораторские способности.

Теперь о главном. Сознательно  или бессознательно, чуткий Бернард  Шоу показал в начале ХХ в., что  человек - это то, что он говорит, человек - это его язык, его речевая  деятельность. Такое смещение с социальных проблем на эстетические в широком  смысле было характерно для начала ХХ в. в целом, но в пьесе Шоу  слышатся явно неслучайные переклички с зарождающейся новой идеологией - аналитической философией: рядом  с Лондоном преподают основатели этой новой философии Бертран  Рассел и Джордж Эдвард Мур. Первоначальный вариант аналитической философии - логический позитивизм  все проблемы сводил к проблемам языка. В частности, одной из его сверхзадач было построение идеального научного языка.

Информация о работе Бернард Шоу