Белинский и Добролюбов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:33, биография

Описание работы

Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (30 мая (11 июня) 1811, крепость Свеаборг, Великое княжество Финляндское — 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург) — русский писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.

Сотрудничал с журналами «Отечественные записки» (1839—1846) и «Современник» (с 1846).

Работа содержит 1 файл

Бели́нский и Добролюбов.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

[править]

Белинский и  религия 

Религиозные убеждения  молодости уступают место настроениям  явно атеистическим. В 1845 Белинский пишет Герцену, что «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут».

[править]

Последние годы

 

 В.Г. Белинский  26 мая (7 июня) 1848 года 

Кроме ежегодных  обозрений текущей литературы, в  которых взгляды Белинского высказывались с особенной полнотой и последовательностью, кроме статей о театре и массы библиографических и политических заметок, Белинский поместил в «Отечественных Записках» 1840—1846 гг. статьи о Державине, Лермонтове, Майкове, Полежаеве, Марлинском, о русской народной поэзии и ряд больших статей о Пушкине (1844), составивших целый том и представляющих, в сущности, историю русской литературы от Ломоносова до смерти Пушкина. 

Между тем здоровье Белинского, изнуряемое спешной журнальной работой, становилось всё хуже и  хуже: у него уже развивалась чахотка. 

Герцен так  описал Белинского в тот период: «Без возражений, без раздражения  он не хорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвлённым, когда касались до его дорогих убеждений, когда  у него начинали дрожать мышцы  щёк и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль. Спор оканчивался очень часто кровью, которая у больного лилась из горла; бледный, задыхающийся, с глазами, остановленными на том, с кем говорил, он дрожащей рукой поднимал платок ко рту и останавливался, глубоко огорчённый, уничтоженный своей физической слабостью». 

Осенью 1845 года он выдержал сильную болезнь, грозившую опасностью его жизни; срочная работа становилась ему невыносима; отношения с редакцией «Отечественных Записок» стали расстраиваться, и в начале 1846 года Белинский совсем оставил журнал. Лето и осень этого года он провёл вместе с артистом Щепкиным на юге России, а по возвращении в Петербург сделался постоянным сотрудником нового журнала «Современник», издание которого взяли на себя Н. А. Некрасов и И. И. Панаев, собравшие вокруг себя лучшие литературные силы того времени. Но дни Белинского были уже сочтены. Не считая мелких библиографических заметок, ему удалось напечатать в «Современнике» только одну большую статью: «Обозрение литературы 1847 года». 

Усилившаяся болезнь  заставила его предпринять поездку  за границу (с мая по ноябрь 1847 г.), но эта поездка не принесла ожидаемого облегчения; Белинский медленно угасал и скончался 26 мая (7 июня) 1848 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

[править]

Адреса в Санкт-Петербурге

12.1839 года —  Галерная улица, 25;

05. — 07.11.1840 года  — доходный дом Алексеева —  6-я линия, 53;

01.06.1841 — 11.1842 года — доходный дом Бутаровой  — Средний проспект, 22;

11.1842 — 04.1846 —  дом И. Ф. Лопатина — Невский  проспект, 68;

10.1846 — 05.1847 —  доходный дом Фёдорова — набережная  реки Фонтанки, 17.

[править]

Оценки и значение 

Значение Белинского и его влияние в русской  литературе было громадно и чувствуется  до сих пор. Он не только указал тот  путь, по которому должна идти литература, чтобы стать общественной силой, но явился учителем и руководителем молодого поколения писателей, — плеяды 40-х годов, все представители которой прежде всего и больше всего обязаны идейной стороной своих произведений именно Белинскому. С восторгом приветствуя всякое вновь появляющееся дарование, Белинский почти всегда безошибочно угадывал будущий путь развития и своей искренней, увлекательной и страстной проповедью неотразимо влиял на направление молодых деятелей литературы. Выработанные им теоретические положения сделались общим достоянием и в большинстве сохраняют свою силу до настоящего времени; а благородное и неустанное искание истины и высокий взгляд на просветительное и освободительное значение литературы останется навсегда дорогим заветом для новых литературных поколений. 

Плеханов считал Белинского «самым глубокомысленным из наших критиков», обладавшим «чутьём  гениального социолога»[1]. 

Достоевский в  «Дневнике писателя» дал оценку Белинскому: Белинский был по преимуществу не рефлективная личность, а именно беззаветно восторженная, всегда, во всю его жизнь. (…) Выше всего ценя разум, науку и реализм, он в то же время понимал глубже всех, что одни разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную „гармонию“, в которой бы можно было ужиться человеку. Он знал, что основа всему — начала нравственные. В новые нравственные основы социализма (который, однако, не указал до сих пор ни единой, кроме гнусных извращений природы и здравого смысла) он верил до безумия и безо всякой рефлексии; тут был один лишь восторг. Но, как социалисту, ему прежде всего следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинать с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества. Семейство, собственность, нравственную ответственность личности он отрицал радикально. Без сомнения, он понимал, что, отрицая нравственную ответственность личности, он тем самым отрицает и свободу её; но он верил всем существом своим (гораздо слепее Герцена, который, кажется, под конец усомнился), что социализм не только не разрушает свободу личности, а, напротив, восстановляет её в неслыханном величии, но на новых и уже адамантовых основаниях.  

[править]

Увековечение  памяти

 

Почтовая марка  СССР, 1957 год

В 1918 году железнодорожная  станция в городе Каменка Пензенской области названа станцией Белинская.

В 1948 году город  Чембар Пензенской области был переименован в город Белинский. Он является административным центром Белинского района Пензенской области. В 1938 году в этом городе был открыт единственный в России литературно-мемориальный музей В. Г. Белинского, а впоследствии был установлен памятник критику.

Имя В. Г. Белинского присвоено Пензенскому государственному педагогическому университету, классической гимназии № 1 г Пензы, средней школе в г. Белинский, центральной городской библиотеке Пензы, одному из городских скверов Пензы и Центральному парку культуры и отдыха г. Пензы (ЦПКиО пензенцы обычно называют кратко — «Парк Белинского»).

В городе Пенза созданы четыре памятника В. Г. Белинскому:

в сквере Белинского, расположенном в центре города, перед  областным драматическим театром (скульптор — Евгений Вучетич; арх. Поляков Л.М.). Этот памятник является объектом культурного наследия федерального значения;

перед главным  корпусом Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского (будущий критик изображён  в юные годы, в студенческой форме XIX века);

Бюст на входе  в Центральный парк культуры и  отдыха им. Белинского;

Бюст на улице Белинского.

Улицы Белинского также есть во многих городах России и других стран СНГ: Липецке, Кишинёве, Одессе, Минске, Алма-Ате, Харькове, Екатеринбурге, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Старом Осколе, Санкт-Петербурге (также  названы площадь и мост), Нижнем Новгороде, Перми, Торжке.

Много населённых пунктов Пензенской области имеют  топонимы, связанные с именем Белинского, они есть в Пензе, Кузнецке, Каменке, Никольске, Колышлее и других населённых пунктах области.

Библиотеки имени  В. Г. Белинского существуют в Пензе (библиотека основана в 1895 году, имя Белинского носит с 1898), Екатеринбурге (основана и носит имя Белинского с 1899 года), Калуге, Ленинск—Кузнецком и Краснодаре.

Работы

Дмитрий Калинин (1830—1832).

Литературные  мечтания. Элегия в прозе (1834).

О русской повести  и повестях г. Гоголя («Арабески» и  «Миргород») (1835).

Ничто о ничём (1835).

Стихотворения В. Бенедиктова (1835).

Основания русской  грамматики (1837).

Гамлет. Драма  Шекспира. Мочалов в роли Гамлета (1838, цикл статей).

Сочинения в стихах и прозе Д. Давыдова.

«Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова (1840).

Русская литература в 1840 году (1841).

Стихотворения М. Лермонтова (1841).

Русская литература в 1841 году (1842).

Русская литература в 1842 году (1843).

Русская литература в 1845 году (1846).

Взгляд на русскую  литературу 1846 года (1846).

Николай Алексеевич Полевой (1846).

Письмо Н. В. Гоголю (1847).

Взгляд на русскую  литературу 1847 года (1848). 
 

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород — 17 ноября (30 ноября) 1861, Санкт-Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.Содержание [убрать]

1 Начало биографии

2 Публицистика

3 Философия

4 Поэзия

5 Педагогические  идеи

6 Мифологизация  и критика Добролюбова

7 Музеи, памятники,  названия в честь Добролюбова

8 Библиография

9 Примечания

10 Ссылки 

Начало биографии

 

 Доходный  дом и флигель усадьбы Добролюбовых, где Николай Александрович провёл детство. Арх. Кизеветтер 

Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно  обвенчал Мельникова-Печерского). Дом  № 5 по улице Пожарского, где родился  Николай, снесён в начале XXI века. С детства много читал, писал стихи. С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.

Публицистика 

Короткая жизнь  Добролюбова (он умер от туберкулёза  в 25 лет, за год до смерти лечился  за границей и много ездил по Европе) сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий. Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.

 

 Студент Николай  Добролюбов с отцом Александром  Ивановичем, священником Никольской Верхнепосадской церкви. 1854 год. Фото И. Ф. Александровского. 

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто  литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений  из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. По оценке Дмитрия Святополка-Мирского

Хотя всё, что  он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.[1] 

Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне» под  названием «Когда же придёт настоящий  день?» содержала минимально прикрытые  призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов — статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской, Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.

Информация о работе Белинский и Добролюбов