Базаров и его мнимые единомышленники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 18:22, сочинение

Описание работы

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя — разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники.

Работа содержит 1 файл

Базаров и его мнимые единомышленники.doc

— 29.50 Кб (Скачать)

Базаров и  его мнимые единомышленники.

 Нас не так мало, как вы полагаете.

Базаров Е.В

  Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя — разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники.

     Один из них — его друг Аркадий Кирсанов, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову. Из-за этого у него даже возникает конфликт с отцом. Но позже различия между отцом и сыном сглаживаются. А.К. становится все более похожим на своего отца. Он готов вступать в компромиссы с жизнью. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга.

     Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. Нигилизм позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. Ситников — сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Ситникову свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает: «Ситниковы нам необходимы... мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать» Несмотря на это он говорит, что обязан Базарову своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий. Услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова — путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Кукшиной.

    Кукшина Авдотья Никитишна– эмансипированная помещица и псевдонигилистка. В нигилизме она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич — «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, — но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания.

   Базаров  к Ситникову и Кукшиной относиться чисто потребительски:. Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы».

   В тургеневском  романе Базаров концентрирует  в себе как лучшие, так и  худшие черты русской революционной  молодежи конца 50-х — начала 60-х годов XIX века — самого  кануна эпохи Великих реформ.Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь. 
 
 

Информация о работе Базаров и его мнимые единомышленники