"Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя

Дата добавления: 28 Февраля 2013 в 21:03
Автор: a**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (111.83 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Документ Microsoft Office Word (2).docx

  —  114.25 Кб

Несмотря на лечение за границей, болезненное состояние  не  оставляло Гоголя. В мае 1845 года Гоголь просил графа А. П. Толсто го отслужить молебен в Париже о его выздоровлении: “Прошу нас  просить нашего доброго священника в Париже отправить молебен о  моем выздоровлении. Отправьте также  молебен о вашем выздоровлении” (т. 9, с. 326-327).Трудно точно сказать, в  чем состояла тогда болезнь Гоголя. Он чувствовал слабость, “обмирания”, “нервические припадки”. Зиму 1840 - 1841 годов Гоголь  проводил в Риме, где жил на via Sistina на одной квартире с В. И. Пановым, который был для  него по воспоминаниям Ф. И. Буслаева, и радушным хозяином, и заботливой нянькой, и, в случае необходимости, секретарем. В. И. Панов с редкой чуткостью  понимал состояние Гоголя, о котором  писал С. Т. Аксакову: “Его физическое состояние действует, конечно, на силы душевные; поэтому он им черезвычайно дорожит, и поэтому он ужасно мнителен. Все эти причины, действуя совокупно, приводят иногда его в такое состояние, в котором он истинно несчастнейший  человек, и эти тяжкие минуты, в  которые вы его видели, мне кажется, были здесь с ним чаще, продолжительнее  и сильнее, чем в России”44. Без сомнения, болезнь Гоголя отражалась на его душевном состоянии, одно было связано с другим. В частности, возможность или невозможность творить сильно влияла на здоровье писателя. Так, в статье “Исторический живописец Иванов” Гоголь писал о себе: “Когда, послушавшись совета одного неразумного человека, вздумал было заставить себя насильно написать кое-какие статейки для журнала, это было мне в такой степени трудно, что ныла моя голова, болели все чувства, я марал и раздирал страницы, и после двух, трех месяцев таковой пытки так расстроил здоровье, которое и без того было плохо, что слег в постель…”(т. 6, с.115). в продолжении этого времени он чувствовал зависимость от своего физического состояния, к нему приходили мысли о смерти (“… Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой..." (т. 6, с.18.).

Однако Гоголь пытался  отыскать смысл в своей болезни. 0 се бе он писал в статье "Значение болезней": "...Самое здоровье, которое  беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими,  заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей" (т.6, с.18). Отыскать этот смысл  посланных Богом страданий он желал и своему  другу Н. И. Языкову  в письме от 15 февраля 1844 года: “Спрашивает  ли кто-нибудь из нас, что значат сии  случающиеся препятствия и  несчастья, для чего они случаются?... Часто  мы должны бы просить не об отвращении от нас несчастий, но о прозрении, о проразумении тайного их смысла и о просветлении очей наших" (т.9, с.223) . Гоголю помогали в уразумении смысла его скорбей и болезней тво рения святых отцов Православной Церкви, которые он читал и пере писывал. В его выписках, найденных после смерти, мы находим слова  св. Иоанна Златоуста: “Тленное дано нам тело не удя того, чтобы мы страданиями его увлекались к нечестию, напротив, для того,  чтобы мы пользовались им ко благочестию. Эта тленность, эта смертность тела послужит для нас, если мы только поведем себя  внимательно, источником славы и сообщит нам в оный день великое дерзновение, впрочем, не только в оный день, но и в настоящей  жизни" (т.8, с.512), и еще: “Бедствия посылаются за грех челове ку" (т.8, с.553).

Несмотря на все страдания, в письмах Гоголя этого периода  звучит глубокая преданность воле Божией. В 1846 году Гоголь пи сал графу А. П. Толстому: “Я худев, вяну и слабею и  с тем вместе слышу, что есть что-то во мне, которое по одному мановению  высшей воли выбросит из меня недуги все  вдруг, хотя бы и смерть  летала надо мной. Да будет же во всем святая воля над нами Создавшего нас, да обратится  в нас все на вечную хвалу Ему: в болезни,  и недуги, и все  существованье наше, да обратится  в неумолкаемуюпеснь Ему !”45 Гоголь увидел благодаря своей, болезни возможности.  дальнейшего совершенствования: “Не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть"(т. 6, с 10).

Ю. Барабаш в книге "Гоголь. Загадка "Прощальной повести"...  указывает и на другую причину, побуждавшую  Гоголя с благодарностью переносить болезни – "для Гоголя значение болезней ‹…› заключается еще и в том, что перенесенные страдания и наступающее вслед за ними духовное просветление становятся мощным твор ческим импульсом"46. Гоголь писал в статье о том, что "ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самых страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно луч шие прежних... " (т.6, с.18).

Все это давало Гоголю возможность  видеть в своих болезнях  милость  Божию и за все благодарить  Творца. Поэтому в конце статьи  это настроение и вылилось ь радостные  строки: “Слыша все это смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить небесного  Промыслителя за мою болезнь" (т.6, с.18).

§ .3. "Исторический живописец Иванов". 

Двадцать третья глава "Выбранных  мест из переписки с друзьями" посвящена художнику Александру Андреевичу Иванову. В основе этой статьи лежат два письма: первое - письмо к А.А.Иванову от 9 января 1845 года н.ст., написанное из Франкфурта, второе - к графу Матвею Юрьевичу Виельгорскому, вице-президенту Общества поощрения  художников, в котором автор просил о назначении содержания художнику. Гоголь сразу напечатал его в  книге, потому что, как он обёяснял в  письме к графу М.Ю.Виельгорскому в июле 1847 года, "у нас по тех пор никакие хлопоты не возымеют надлежащего действия, пока общий крик и общий голос не станут за того человека, о котором хлопочут"(т.9,с.394).

Письмо Гоголя самому художнику (от 9 января 1845 года) еще в то время, когда картина не была закончена, тоже связано с недостатком денег (" А насчет ваших смущений по поводу денежных недостатков скажу вам  только то, что у меня никогда  не было денег в то время, когда  я об них думал" (т.9,с.3О1), далее  он пишет о картине так, что  есть основания считать это письмо основанием целой статьи из "Выбранных  мест.." Гоголь написал об Иванове  так, что в "Выбранных местах.." отразился своеобразный "идеал  художника", каким представлял  его себе сам автор. Художник в  понимании Гоголя - аскет, отдавший всего себя своему труду "как монах  монастырю" (т.6,c.117), который "даже давно уже умер для всего в  мире, кроме своей работы (т.6,с.11О) и " позабыл даже, существует ли на свете какое-нибудь наслаждение, кроме  работы" (т.6,с.111). Такой образ встречается  еще в сравнительно ранней повести "Портрет" (1842). Гоголь писал о  мастере, надолго уехавшем для своей  работы в Рим:" Там, как отшельник, погрузился он в труд и в не развлекаемые ничем занятия", "всем пренебрегал  он, все отдал искусству" (т.3,с.87). А во время написания "Выбранных  мест.." Гоголь, скорее всего, сам  обладал уже теми чертами, которые  отличают истинного художника-творца, так как в процессе работы над "Мертвыми душами" Гоголь осознал, насколько тесно связано создание произведения с духовным совершенствованием автора. Собственный путь духовного развития, пройденный Гоголем, дал ему возможность понять другого художника - А.А. Иванова, которому посвящена статья. Иванов писал картину в течение восьми лет, и Гоголь обьясняет причину медленности работы, поскольку и "капля времени у художника не пропала даром". (т.6, с.111).

Так Гоголь пишет:" С производством  этой картины связалось собственное  душевное дело художника, - явленье  слишком редкое в мире, явленье, в  котором вовсе не участвует произвол человека, по воле Того, Кто повыше человека" (т.6,c.111). Подобное было и с писателем, о чем он писал в письме к  П.А.Пестневу в октябре 1843 года. "Сочиненья  мои так связаны тесно с  духовным образованием меня самого". А также, даме, в этой же статье: " Мои сочиненья тоже связались  чудным образом с моей душой моим внутренним воспитанием. В продолжении  более шести лет я ничего не мог работать для света". (т.6,с.114). Так, в 1845 году он писал А.И. Иванову:" Работа ваша соединена с вашим  душевным делом". Как о " душевном деле" Гоголь говорил в "Авторской  исповеди" о книге "Выбранные  места...."

Часть статьи Гоголь посвятил непосредственно предмету картины. Картина "Явление Мессии" изображает первое явление Христа народу во временя  крещения Иоанном в Иордане. Он описал всю группу лиц, помещенную на картине, и назвал главной ее задачей - ход  обращения человека ко Христу. Глубокое проникновение в замысл художника  было связано с тем, что Гоголь ставил и себе подобную задачу. Поэму "Мертвые души" он предполагал закончить обращением на путь христианской жизни Чичикова и других героев, то есть вся поэма должна была бы изображать постепенное обращение человека к Богу. Автор пишет о тех трудах и подвигах, которые нес художник во время своей работы:"Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить Им же внушенную мысль;‹...› просил у Бога, чтобы огнем благодати испепелил в нем ту холодную черствость, которую теперь страждут многие наилучшие и наидобрейшие люди,и вдохновил бы его так изобразить это обращение, чтобы умилился и нехристианин, взглянувши на его картину".(т.6,c. 113).

В статье выражена и главная  мысль, обьясняющая многое в последнем  периоде творчества Гоголя :" ...пока в самом художнике не произошло  истинное обращение к Христу, не изобразить ему того на полотне” (т. 6, с. 113). Об этом он писал в своем  письме.  Иванову от 9 января 1845 года н.ст. :" Пока с вами или, лучше в  вас самих не произойдет того внутреннего  события, какое силитесь вы изобразить на вашей картине в лице подвигнутых  и обращенных словом Иоанна Крестителя, поверьте, что до тех пор не будет  кончена ваша картина". (т.9, c.3О9). Гоголь пишет о том, что невозможно было Иванову отозваться от такого труда, который "по вllNоле Бога, обратился  в его душевное дело" и, далее  рассказывает о своей болезни, случившейся по причине того, что пытался заставить себя написать статьи для журнала.

Обьясняя положение художника, нуждавшегося в помощи в то время, когда он, обращаясь к Богу и  живя в Боге, творил свое произведение, изображая лишь то, что стало в  его душе плодом долгих молитв и  трудов, Гоголь указывает на невозможность  обьяснить это переходное душевное состояние людям. (" Недумайте, чтобы  легко было изьясниться с людьми во время переходного состояния  душевного, когда, по воле Бога начнется переработка в собственной природе  человека. Я это знаю и отчасти  даже испытал сам".(т.6, c.11О).Автор  сумел так изобразить то, что творилось  в душе Иванова потому, что сам  он прошел этот путь во время работы над "Мертвыми душами", о чем  он и написал в статье.

Все письмо содержит горячую  просьбу об оказании денежной помощи художнику, автор пишет о той  пользе для русского общества, с  которой Иванов может употребить данную ему сумму, хотя бы она и  составляла миллион, однако конец письма достаточно неожиданный:" Не давайте  ему большого содержания: дайте ему  бедное и нищенское даже, и не сооблазняйте его соблазнами света. Есть люди, которые должны век остаться нищими. Нищенство есть блаженство, которого еще не расскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его  сладость, и кто уже возлюбил истинно  свою нищенскую сумку, тот не продает  ее ни за какие сокровища мира". (т.6, с.118). Здесь Гоголь, говоря о нищете, или нестяжании, одном из монашеских обетов, еще раз указывает на высоту подвига Иванова, оставившего мысль "не только об удовольствиях и пирушках, но даже мысль завестись когда-нибудь женою и семейством, или каким-нибудь хозяйством".(т.6,c.118), трудившегося день и ночь, непрестанно молясь. В глазах Гоголя труд художника и делание монаха очень близки между собой. Так, в письме А.А.Иванову в 1851 году Гоголь писал:"Все, что ни есть в мире, так ниже того, что творится в уединенной келье художника, что я сам не гляжу ни на что и мир кажется вовсе ни для меня".(т.9,с.5О7-5О8).

То нищенство, о котором  писал Гоголь в статье, было ему  самому хорошо знакомо. В письме к  сестре Елисавете от 14 июля 1851 года он пишет:" Говорю тебе, что если я  умру, то не на что будет, может быть похоронить меня, вот какого рода мои  обстоятельства.(....). Денежные обстоятельства мои плохи. Видно, Богу угодно, чтобы  мы оставались в бедности". (т.9,с.5О1). Последние годы жизни Гоголь провел в доме графа А.П. Толстого, не имея собственных средств к существованию. Но он видел смысл бедности средств  в большей свободе духа, не привязанного ни к каким земным вещам. Так, в  письме к В.И. Быкову ( от 14 июля 1851) , жениху его сестры, он советует: "Ради Бога, не оставляйте такой жизни  никогда, но, напротив, полюбите более, чем когда-либо прежде, бедность и  поведите жену свою таким образом  с первых же дней замужества". (т.9, с.500). В письме от того же числа к  сестре Елисавете он снова пишет  о бедности (... Полная бедность гораздо  лучше средственного состояния  ‹...›."Милая сестра моя, люби бедность. Тайна великая скрыта в этом слове. Кто полюбит бедность, тот уже не беден, тот богат. Истину говорю тебе, и чем далее живу, тем более ее чувствую. Недаром Бог не хочет, чтобы иные люди были богаты: трудно богатому спастись". (т.9,с.5О2), заставляя вспомнить слова Христа " Аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное". (Мф.19, ст.23).

§ .4. " О России".

Несколько статей и писем  книги Гоголя "Выбранные места..." ("Нужно любить Россию", " Нужно  проездиться по России", "Страхи и ужасы России", "Близорукому  приятелю", "Занимающему важное место") посвящены проблеме России, места ее среди других народов  и назначения русского человека. О  том, насколько важна была для  Гоголя эта тема, насколько глубоко  он интересовался ее, говорит сам  замысел "Мертвых душ", о котором  Гоголь писал в "Авторской исповеди" - "не случайно следует мне взять  характеры, какие попадуться, но избрать  одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши." (т.6,с.2123), а  также многочисленные записи о крестьянском быте, заметки о жизни и обычаях  русских, выписанные из разных источников, сохранившихся в черновиках и  записных книжках писателя.

Письмо "Нужно любить Россию" адресовано графу А.П.Толстому. В  нем Гоголь любовь к России изображает как определенную ступень к любви  к ближним и к Богу ("Но как  полюбить братьев, как полюбить людей ? (..). Для русского теперь открывается этот путь , и этот путь еть сама Россия" (т.6. с.84). В письме многие мысли находят опору в Священном Писании. Так, слова Гоголя :"Один Христос принес и возвестил нам тайну, что в любви к братьям получаем любовь к Богу". (т.6, c.84). можно соотнести со словами Первого Соборного Послания Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова "Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любят брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любить". (гл.4, cn.2О). Более подробное толкование того, как, любя Россию, можно обрести любовь к Богу, мы находим в гоголевской выписке из частного письма протоиерея Сабинина "О почитании святых" - "Еще более относится это к святым нашим собратьям, совершеннейшим, нежели мы, которые наша Православная Церковь признает к тому же нашими посредниками между Богом и нами". (т.8, с.556).

Это письмо не было пропущено  цензурой. Гоголь понимал, почему оно  могло быть запрещено, так как 22 февраля 1847 года н.ст. он писал А.О.Смирновой: ".... знаю только то, что цензор был  кажется в руках людей так  называемого европейского взглядя, одолеваемых духом всякого рода преобразований, которым было неприятно  появление моей книги ". (т.9, с.368). Автор хорошо понимал вред, исходящий  от европейского взгляда на Россию. В письме "Близорукому приятелю" он прямо обличает суждения о России, основанные только на знании европейских  законов развития истории и государства:"Мысли  твои о финансах основаны на чтенье иностранных книг да на английских журналах, а потому суть мертвые мысли". (т.6,с.127). "Россия не Франция; элементы французские не русские " (т.6, с.127). В письме "Страхи и ужасы России", обращенном к Л.К. Виельгорской, он также пишет о том, что русским незачем во всем подражать Европе. "В Европе заваривается теперь повсюду такие сумятицы, что не поможет никакое человеческое средство, когда они вскроются, и перед ними будет ничтожная вещь те страхи, которые вам видятся теперь в России. В Росии еще брезжит свет, есть еще пути и дороги к спасению ..."(т.6. c. 124). Критика западных принципов и нововведений присутствует и в произведениях Гоголя. Так, страсть к приобретению денег он высмеивает в образе немца Шиллера из "Невского проспекта" - "Он положил себе в течение десяти лет составить капитал ‹...› и уже это было так верно и неотразимо, как судьба ..." (т.3, с.34). Система европейского делопроизводства сатирически изображена во втором томе "Мертвых душ" - Гоголь показал хозяйство полковника Кошкорева, состоящее из множества контор и комитетов, контролирующих один другого, а на деле не выполняющих ничего. Однако, Гоголь не считаль необходимым отвергать все европейские достижения и отвернуться от всего, что происходит в мире. Он писал в "Авторской исповеди": "Не менее сстранно также из того, что я выставил ярко на вид наши русские элементы, делать вывод, будто я отвергаю потребность просвещения европейского и считаю ненужным для русского знать весь трудный путь совершенствования человеческого. И прежде и теперь мне казалось, что русский гражданин должен знать дела Европы ". (т.6,с.2О7). Гоголь очень высоко ставил значение прежде всего своей родины:" И прежде и теперь я был уверен в том, что нужно очень хорошо и очень глубоко знать свою русскую природу и что только с помощью этого знанья можно почувтсвовать, что именно следует нам брать и заимствовать из Европы, которая сама не говорит ". (т.6,с.2О7-2О8).

Описание работы
Тема "автобиографическое начало" очень важна в творчестве любого писателя. Ее раскрытие предполагает указать, как отразились пережитые автором события, собственные воспоминания и личные впечатления в произведениях писателя. Для творчества Гоголя ля большое значение имеет также встречи с близкими ему людьми и его личная переписка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… с. 3
ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” …………………………………………… с.
ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ………………………………… с
ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” …………………………………………………………… с.
§ 1 “Женщина в свете” ……………………………………… с.
§ 2 “О значении болезней” …………………………………… с.
§ 3 “Исторический живописец Иванов”……………………… с.
§4 О России……………………………………………………………с.
§ 5 О поэзии…………………………………………………………… с.
§ 6 “О театре…”……………………………………………………… с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… с.
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………с.