Анализ текста научного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:09, лабораторная работа

Описание работы

Для разбора я взяла текст из научно- популярной статьи. Этот текст относится к научному стилю, к научно-популярному подстилу. И сейчас я это постараюсь доказать. Сперва узнаем что из себя представляет научный стиль. Научный стиль- один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий научную сферу человеческой деятельности и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль неоднороден. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках нескольких подстилей и многочисленных жанров. К подстилям относятся: собственно научный, учебно-научный, научно-информативный и научно- популярный. Так как этот текст является именно научно- популярным, узнаем чем оно отличается от остальных. Научно-популярный стиль адресован не специалисту, а широкому кругу читателей, поэтому научные данные излагаются в доступной и занимательной форме.

Работа содержит 1 файл

Сапаргали Аглес экономика 1 курс.docx

— 20.06 Кб (Скачать)

 

 Гидрофобные поверхности: украсть  идею у лотоса 
 
Что это? Заседание президиума Российской академии наук. Серьезные академики, официальная обстановка… И тут трогательное название доклада: «Эффект лотоса». Речь шла о материалах, способных отталкивать воду. «Этот эффект проявляется в том, что при контакте с таким материалом капля воды принимает форму, близкую к шарообразной, и при небольшом наклоне материала по отношению к горизонту капля с поверхности скатывается, захватывая при движении все загрязнения поверхности… Лист лотоса является лишь наиболее изученным и широко упоминаемым объектом. Хотя эффект лотоса в природе наблюдался давно, систематическое исследование этого явления учеными началось не более десяти лет назад, а получать самые разные материалы, обладающие супергидрофобностью, стало возможным лишь в связи с получением наноматериалов и развитием нано- и микротехнологий», — говорилось в докладе члена-корреспондента РАН Людмилы Бойнович. 
 
Что можно делать? Очки, бинокли, ветровые стекла, лабораторную посуду, корпуса мобильных телефонов или даже одежду — хорошо иметь ткань, которая и не мокнет, и не пачкается. Более того, на гидрофобных ступеньках не накапливается влага и, следовательно, не образуется наледь. Дворникам и врачам-травматологам зимой работы может поубавиться. 
 
Кстати, российские ученые в деле спасения линий электропередачи больше надеются именно на эффект лотоса, а не на сверхпроводимость: «Очень важное направление применения супергидрофобности в электроэнергетике — борьба с налипанием снега и льда на электрические провода. Хорошо известно из средств массовой информации, что каждые три-четыре года на значительной территории России обледенение проводов вызывает их обрыв, и света и тепла иногда на многие часы лишаются десятки тысяч человек». 
 
А что сейчас? В марте 2012 года компания General Electric объявила о том, что создала прототип покрытия, текстура которого на микроуровне повторяет фактуру лепестков лотоса. Такие материалы предназначены для авиации, где борьба с наледью более чем актуальна. О сроках выхода на рынок, впрочем, не сообщается: сначала надо решить ряд проблем, связанных с долговечностью материала.

 

Для разбора я взяла текст из научно- популярной статьи. Этот текст относится к научному стилю, к научно-популярному подстилу. И сейчас я это постараюсь доказать. Сперва узнаем что из себя представляет научный стиль. Научный стиль- один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий научную сферу человеческой деятельности и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль неоднороден. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках нескольких подстилей и многочисленных жанров. К подстилям относятся: собственно научный, учебно-научный, научно-информативный и научно- популярный. Так как этот текст является именно научно- популярным, узнаем чем оно отличается от остальных. Научно-популярный стиль адресован не специалисту, а широкому кругу читателей, поэтому научные данные излагаются в доступной и занимательной форме.

Представим отличительные  черты научного стиля и научно-популярного  подстиля в виде таблицы.

 

^ Научный стиль

 

Научно-популярный подстиль

- объективность и отвлеченность  от конкретного и случайного; 
 
- логическая доказательность и последовательность изложения; 
 
- точность и ясность, лаконичность. 
 
Взвешенность оценок: научная статья отличается сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности

- предназначен для читателя, интересующегося вопросами науки; 
 
- терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах;  
 
- научные понятия вводятся с опорой на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии


 

 

 

 

Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля  и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него.

Языковые средства, характерные научному  
 
стилю: 
 
▪ научная лексика (терминология); 
 
▪ повторение ключевых слов; 
 
▪ абстрактные понятия (отглагольные существительные); 
 
▪ конкретная лексика - для обозначения общих понятий; 
 
▪ словосочетание «существительное + 
 
существительное в родительном падеже»; 
 
▪ сложные предложения; 
 
▪ прямой порядок слов. 
 
Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность

Языковые средства, делающие текст популярным: 
 
▪ примеры для иллюстрации отдельных научных положений; 
 
▪ сравнение; 
 
▪ перифраза; 
 
▪ вводные слова; 
 
▪ модальные частицы; 
 
▪ риторические восклицания. 
 
Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме


 

 

 

 

Теперь я попытаюсь  проследить языковые особенности данного текста:

  1. Употребление нейтральных слов в прямом значении ( заседание, серьезный, название, доклад, вода, лотос, бинокли, ветровые стекла, лабораторная посуда, дворник, врач…)
  2. Широкое употребление терминов (супергидрофобность, наноматериал, микротехнология, корреспондент, электропередача, микроуровень, электроэнергетика)
  3. Употребление общенаучной лексики ( академия, обстановка, материал, систематический, эффект, контакт, форма, объект, исследование, корпус, линия)
  4. Употребление сложных предложений с четкими связями (Хотя эффект лотоса в природе наблюдался давно, систематическое исследование этого явления учеными началось не более десяти лет назад, а получать самые разные материалы, обладающие супергидрофобностью, стало возможным лишь в связи с получением наноматериалов и развитием нано- и микротехнологий», — говорилось в докладе члена-корреспондента РАН Людмилы Бойнович; Такие материалы предназначены для авиации, где борьба с наледью более чем актуальна. О сроках выхода на рынок, впрочем, не сообщается: сначала надо решить ряд проблем, связанных с долговечностью материала.)
  5. Употребление однородных членов предложения (Очки, бинокли, ветровые стекла, лабораторную посуду, корпуса мобильных телефонов или даже одежду — хорошо иметь ткань, которая и не мокнет, и не пачкается)
  6. Использование:

- вводных слов ( кстати, хотя, более того, впрочем)

- метафоры ( речь шла)

- эпитет ( трогательное название)

Разбирая текст таким образом мы доказываем и видим, что оно относится к научному стилю, и к научно- популярному подстилью.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ текста научного стиля