Анализ стихотворения Галины Галиной

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Галина - Галина Адольфовна (1870-1942), русская поэтесса. Глафира Адольфовна Эйнерлинг (урожденная Мамошина) родилась в семье петербургского учителя, после окончания гимназии служила на телеграфе. Дебютировала в 1895 г. в журнале "Живописное обозрение" и считала себя "крестной дочерью" его редактора А. Шеллера-Михайлова, давшего ей псевдоним. Критики отмечали, что Галина-Эйнерлинг обладает стихом изящным и легким. Очень искренняя поэзия ее посвящена весне, природе, робкой любви, но отчасти и общественным настроениям. На тексты Галиной писали романсы Глиэр, Рахманинов, а ее стихотворение "Трансвааль" стало народной песней. В. Брюсов, 3. Гиппиус отмечали наряду с искренностью и музыкальностью её стихов их однообразие, ""шаблонность размера и рифмы".

Работа содержит 1 файл

Галина Галина.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

    Задание 1.

      Галина - Галина Адольфовна (1870-1942), русская поэтесса. Глафира Адольфовна Эйнерлинг (урожденная Мамошина) родилась в семье петербургского учителя, после окончания гимназии служила на телеграфе. Дебютировала в 1895 г. в журнале "Живописное обозрение" и считала себя "крестной дочерью" его редактора А. Шеллера-Михайлова, давшего ей псевдоним. Критики отмечали, что Галина-Эйнерлинг обладает стихом изящным и легким. Очень искренняя поэзия ее посвящена весне, природе, робкой любви, но отчасти и общественным настроениям.  На тексты Галиной писали романсы Глиэр, Рахманинов, а ее стихотворение "Трансвааль" стало народной песней. В. Брюсов, 3. Гиппиус отмечали наряду с искренностью и музыкальностью её стихов их однообразие, ""шаблонность размера и рифмы".

    Значительное  место в произведениях Галины Галиной занимает интимная лирика. Стихотворение «Я пою, свободная, как птица…», написанное в 1901 году, можно определить и как свободолюбивое, и как любовное. По своему содержанию и структуре произведение кажется бесхитростным и простым. Вместе с тем чувства лирической героини изображаются в нем удивительно глубоко и многопланово. Лирическая героиня этого стихотворения предстаёт перед нами в образе поэта, песенника, который пытается заглянуть в будущее и пугается, потому что видит там темноту. Сюжет этого стихотворения – лирическое размышление о том, что мир побледнеет, станет тесным, если исчезнет свободная песня, причём переживает героиня не только за себя, но и за «целый мир».  

    Композиционно стихотворение строится удивительно естественно. Двенадцать составляющих его строк семантически связаны в единое целое словом-образом «песня» и размышлением о невозможности жизни без песни. Стихотворение можно разделить на две неравные, противопоставленные друг другу части. В первой части говорится о настоящем : «Я пою, свободная, как птица…» Вторая часть – представление о будущем «без песен». Взволнованный лирический монолог  героини в последних строчках превращается в сдержанное и в то же время страстное обращение к любимому («А тебе – тебе , мой милый друг,// Как скажу моё «люблю» без песен?» Несмотря на то, что первая часть  состоит из одной строки, в стихотворении утверждается  необходимость свободной песни.  

    Стихотворение написано пятистопным хореем, размером, связанным с песенной традицией, осложнённым пиррихиями в 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9 строках, которые, сочетаясь в различных комбинациях (1, 3, 4, 8, 9 строки – 4-я стопа; 6, 7 строки – 3-я стопа) с полноударными стопами, делают разнообразным ритм стихов. В конце 2, 3, 6, 7 ,10, 11 строк встречаются усечённые стопы, создающие ритмическую игру внутри строфы.

    Рифма кольцевая (опоясывающая) с женской  и мужской клаузулой (схема рифмовки АббА), точная, открытая в первом четверостишии и закрытая во втором и третьем.

    Звуковая  организация стихотворения своеобразна.

    Гласные в ударной позиции распределяются следующим образом: «а» в первом  и втором четверостишиях встречается  шесть раз, в третьем – три ; «и» в первом четверостишии – шесть раз, во втором – один, в третьем – два; «е» в первом – три, во втором – шесть, в третьем – семь раз; «о» в первом – один, во втором – четыре, в третьем – три раза; «у» в первом – один, в третьем – четыре раза. В первом четверостишии преобладают гласные «а» - «и», во втором – «а» - «е»,  в третьем – «е». Звук «а» обычно служит изображению широты, великолепия, «и» - грусти, «е» - ласки.

    В первом четверостишии двадцать одно употребление  семи глухих согласных звуков, тринадцать употреблений шести звонких согласных звуков, семнадцать – четырёх сонорных. Во втором четверостишии тридцать четыре употребления  девяти глухих согласных звуков, восемь употреблений трёх звонких согласных звуков, восемнадцать – четырёх сонорных. В третьем четверостишии шесть глухих согласных звуков и четыре сонорных употребляются по двадцать два раза , пять звонких согласных звуков – одиннадцать раз. Преобладание глухих согласных может передавать отсутствие громких звуков, песен. В стихотворении звучат «н» и «с», причём в первом четверостишии преобладает «н» ( «н» -11 раз, «с» - 7 раз), во втором – «с» («с» - 10 раз, «н» - 9 раз), в третьем – звучание «н» и «с» уравновешиваются. Звук «с» передаёт ощущение тоски, «н» - нежности. Во втором и третьем четверостишии усиливается звучание «к» (до семи употреблений) - преграды. В третьем четверостишии усиливается «л» (один встречается раз в первом четверостишии, четыре – во втором, шесть – в третьем), который служит для изображения ласки, любви. 

    Основную  смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несёт, конечно, слово. Звуковые средства художественной изобразительности в этом отношении не могут соперничать со словесными. Звуки без смысла не могут воздействовать на разум и чувства, но счастливо найденное гармоничное сочетание смысла и звучания обладает огромной силой воздействия. 

    В стихотворении все слова общеупотребительные, нет ни одного диалектного, устаревшего слова или фразеологизма.

    Слова, выражающие содержательную суть стихотворения, образуют пятьдесят восемь случаев употребления сорока одной лексической единицы, которые в категориальном отношении распределяются следующим образом: тринадцать существительных, девять прилагательных, десять глаголов, одно наречие, пять местоимений, два предлога (без, в), четыре союза (и, а, как, если).

    Номинативный  словарь стихотворения содержит шесть слов, обозначающих конкретные предметы (птица, лес, сирень, фиалка, ландыш, друг). Все остальные существительные являются именами нематериальных понятий (жизнь, песня, весна, зарница, день, мир, «люблю»). 

    Глаголы обозначают конкретные физические действия (пою, станет, проснётся, встретит, расцветёт, улыбнётся, покажется, замолкнет, скажу). Глаголы первого лица единственного числа (пою, скажу) обозначают действие лирической героини, остальные – окружающего природного мира, многие из них (проснётся, встретит, улыбнётся) употребляются в переносном значении. В настоящем времени встречается только один глагол несовершенного вида «пою». Все другие глаголы совершенного вида, употреблены в будущем времени. Это связано с содержанием стихотворения. В стихотворении есть также одно действительное причастие несовершенного вида (восходящий).

    Признак действий охарактеризован лишь одним наречием (вдруг) образа действия, которое обозначает «неожиданно, внезапно». Но это «вдруг» можно считать причиной всего, что может произойти, поэтому это слово, находящееся в конце строки, что способствует его выделению, очень важно для понимания стихотворения.

    Среди прилагательных наблюдаются преимущественно  слова качественно-оценочного значения (свободная, темна, грустна, душистая, бледна, темный, целый, милый), одно прилагательное, обозначающее признак по времени (вечерняя).

    Из  пяти местоимений, употреблённых двенадцать раз в различных формах, три личных (я, он, ты), одно вопросительное (как) и одно притяжательное (мой). Причём  можно заметить стремление «я» к «ты»; «он» - это лес, окружающий героев мир,  который может оказаться тёмным и тесным. Вопросительное местоимение (как), употреблённое три раза, придаёт речи большую эмоциональность.

    Состав  лексических единиц, характер их семантики и употребления в стихотворении целиком и полностью определяется его идейным содержанием, художественным замыслом и особенностями отражения чувств и переживаний лирической героини, состоящей в духовном родстве с окружающим миром природы.

    В каждом четверостишии по два предложения. Первое и последнее предложения  простые, второе и четвёртое –  сложносочинённые, пятое – сложноподчиненное. Строфическое и синтаксическое членения в стихотворении, кроме последнего предложения, совпадают. Таким образом, создаётся законченность, ритмичность. Простые предложения как бы обрамляют стихотворение. Ритмическую игру, музыкальность создают инверсии. Рассматривая грамматические основы предложений, можно отметить, что все предложения, кроме последнего, двусоставные, в трёх случаях («…И грустна душистая весна,// И бледна вечерняя зарница…», «Как без песен расцветёт сирень…») сказуемое предшествует подлежащему.   Последнее предложение определённо-личное, где субъект действия устранён, и поэтому неспособен противостоять роковой неизбежности, а может лишь пассивно наблюдать за происходящим. Отсутствие подлежащего «я» возвращает нас к первому предложению « Я пою, свободная, как птица…», создавая ощущение  завершённости, несмотря на то, что заканчивается стихотворение знаком вопроса.

    В первом четверостишии повествовательные  предложения, во втором – вопросительные, в третьем – первое повествовательное, второе вопросительное. В конце всех повествовательных предложений стоит многоточие. Это говорит о недосказанности, заставляет работать воображение в первом предложении, и выражает паузу, особый момент, когда автор будто бы не может подобрать слова, способные выразить всю глубину и напряжённость переживаемого чувства в других предложениях. Сочетание вопросительных знаков и многоточий служит выражением сложности эмоционального состояния лирической героини.

    Предложения практически ничем не осложнены. Исключение составляет первое предложение, осложнённое определением, относящимся к личному местоимению, и сравнением («свободная, как птица»), и последнее, с распространённым обращением («мой милый друг»). Это и создаёт ощущение простоты, безыскусности.

    Важную  роль в реализации поэтической мысли  играют разнообразные средства речевой  изобразительности, основанные на особых приёмах употребления слова.  Изобразительный эпитет душистая весна позволяет одним словом нарисовать в воображении картину цветущей и благоухающей природы. В стихотворении встречается несколько эпитетов («тёмный лес», «милый друг», «целый мир»), которые мы можем назвать постоянными, встречающимися в народном поэтическом творчестве, это роднит стихотворение с песней. Единственное сравнение («как птица»), прямое, неразвернутое, относящееся к слову «свободная»,  привносит значение окрылённости, но, с другой стороны, и незащищённости перед житейскими бурями. «Метафора не украшение, не побрякушка – она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию», - писал известный стиховед Е. Эткинд. В стихотворении Галины Галиной главная мысль выражена метафорически: «Жизнь без песен станет мне темна, // И грустна душистая весна…», «Целый мир покажется мне тесен…». Невидимые глазу душевные страдания, благодаря этому приёму, приобретают зримость, впечатляющую художественную силу. Использованы в стихотворении олицетворения, то есть разновидность метафоры, состоящая в переносе признаков живого существа на явления природы («лес проснётся», «фиалке ландыш улыбнётся»). В них выражена гармония чувств человека и состояния природы.

    Несмотря  на небольшой объём стихотворения, автор использует достаточно большое количество стилистических фигур, то есть оборотов речи, которые воспринимаются как отступления от обычной языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя. Здесь прежде всего нужно отметить антитезу. На ней строится всё стихотворение. Противопоставление выражено как при помощи слов, воспринимаемых как антонимы ( «пою» -  песня «замолкнет» ), так и описательно. Пению, свободе противопоставляется тёмная, грустная, бледная, тесная жизнь без песен. В основе композиции второй части лежит развёрнутая  градация. Возрастающая градация (климакс) («Жизнь без песен станет мне темна…» - «Целый мир покажется мне тесен…») сочетается с нисходящей (антиклимакс) («Жизнь без песен станет мне темна, //И грустна душистая весна, // И бледна вечерняя зарница…», «Как без песен тёмный лес проснётся…И фиалке ландыш улыбнётся?», «Целый мир покажется мне тесен… А тебе – тебе, мой милый друг, // Как скажу своё «люблю» без песен?»). Волнение лирической героини, её обеспокоенность выражается анафорой во втором четверостишии («Как без песен тёмный лес проснётся, // Как он встретит восходящий день? // Как без песен расцветёт сирень…»). В стихотворении использована такая стилистическая фигура как многосоюзие (полисиндетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство в положении анафоры («Жизнь без песен станет мне темна, //И грустна душистая весна, // И бледна вечерняя зарница…»). Повышают эмоциональность, привлекают внимание читателя к проблеме, волнующей лирическую героиню, риторические вопросы («Как без песен тёмный лес проснётся, // Как он встретит восходящий день? // Как без песен расцветёт сирень // И фиалке ландыш улыбнётся?», «А тебе – тебе, мой милый друг, // Как скажу своё «люблю» без песен?»). Причём они содержат не сообщения, как это чаще бывает, а сохраняют вопросительное значение, чтобы заставить читателя задуматься над ними.

    Экспрессивная организация стихотворения соответствует его теме и идее.  

    В чём же тайна стихотворения? Мне  кажется, в том, что искренность чувств лирической героини стихотворения Галины Галиной « Я пою, свободная, как птица…» передана обыкновенными  словами, но эти слова искусно организованы. Кажется, поэт не выдумывает стихи, они сами рождаются в сердце. Стихотворение доставляет современному читателю эстетическое наслаждение своей простотой и музыкальностью.  

 

Задание 2.

    Драматургия зародилась ещё в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших  драматических жанра – трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии уже тогда был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых — идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор — он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе сюжета лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых жанров драмы — литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке драма сформировалась как жанр, распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. В эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия». В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало — так называемые «лирические драмы».

    В драматургии традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму.

    1. Трагедия — жанр, показывающий действительность и изображаемые характеры в их трагическом становлении. Для трагедии характерен так называемый трагический конфликт. События приводят героя трагедии к тому, что напр., его представления о долге вступают в противоречия с его понятиями о совести, с его личными чувствами и т. д. Эти противоречия не могут быть разрешены самим героем, поэтому они носят название «трагических». Попытка разрешить их обычно приводит героя к гибели — естественному выходу из тупиковой ситуации. Основной пафос трагедии заключен не в ее сюжете, не в содержании конфликта, а в том, как герой пытается разрешить неразрешимые противоречия. Именно поэтому пафос трагедии, как правило, героический. Понятие о трагических противоречиях очень часто связано с понятием о трагической вине главного героя. Вступив на путь разрешения неразрешимого, главный герой совершает действия, усугубляющие его внутренний разлад, чем большие усилия он прикладывает к тому, чтобы выйти из конфликта, тем острее становится этот конфликт. В этой связи возникает идея предопределения, фатума, обреченности

Информация о работе Анализ стихотворения Галины Галиной